Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговая система в РФ. Система налогов.
НС – основанная на определенных принципах система общественных отношений в сфере налогообложения, урегулированную нормами налогового права. НС включает в себя элементы (элементы налогообложения): o Система налоговых органов – взыскание налогов, нал контроль o Налог ответственность o Система налогового законодательства o Система налогов – строение налогов, которые есть в гос-ве (федеральные налоги - НДС акцизы, ЕСН; региональные налоги = на им- во организаций, игорный бизнес, транспорт и местные налоги -земельный НДФЛ). Спец налоговые режимы- заменяют несколько налогов – уплата платежа по срец нал режиму, например упрощенная система налогообложения, ЕНВД, упрощенная система для с/х производителей, система налогообложения по соглашения. НС с эконом т з по соотношению прямого и косвенного налогообложения (в зап странах налоги больше прямые – налоги на имущество, на доходы).В нашей стране косвенные налоги – НДС. Разница: прямое налогообложение = непосредственно возлагается на лицо, которое обладает имуществом или доходом - оно и оплачивает. Косвенное налогообложение = конечный потребитель несет налоговую нагрузку. С т з гос устройства НС, трех уровневая система гос-ва и нал система налогов тоже трехуровневая (федер, регион и инспекции на местном уровне). Законодательство тоже 3-х уровневое. 36. налог и сбор (понятие, признаки, отличие друг от друга) Понятие налога в ст. 8 – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физлиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Признаки налога: 1)обязательность – устанавливается государством в одностороннем порядке, зачисляется в бюджет или внебюджетный фонд, 2) индивидуальная безвозмездность и безвозвратность – налог обратно не возвращается, предоставление никаких услуг не происходит, индивидуально – конкретный налогоплательщик, 3) денежность – налог может быть оплачен только в денежной форме – наличными или безналичными средствами, 4) публичное предназначение – налог используется для удовлетворения публичных требований общества. Функции налогов – распределительная, стимулирующая, контрольная и т.д. Соотношение с понятием сбора – это обязательный взнос взимаемый с организаций и физ лиц оплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика государством юридически значимых действий, включая предоставление прав или выдачу разрешения (лицензии). Исходя из этого основное отличие – индивидуальная возмездность. Сбор – госпошлина. Налог это периодический платеж, сбор носит разовый характер. Сбор оплачивается по воле плательщика, налог обязателен – в случае неоплаты будут приведены принудительные меры. 37. виды налогов В зависимости от компетенции органов власти в отношении налогов – федеральные налоги (на территории РФ, органы федеральной власти принимают решение об их введении) – 9 НДС, акцизы, НДФЛ и т.д., региональные (аналогично – органы субъекта РФ, льготы и ставки) транспортный, на игорный бизнес, имущество организаций; и местные – земельный и имущество физ лиц (аналогично – местные органы власти). все местные и региональные поступают в соответствующие уровни бюджета, а федеральные налоги распределяются во все 3 уровня. Органы местные или субъекта федерации не могут установить иные налоги, чем в кодексе. В зависимости от плательщика – оплачиваемые только организацией – юр лица – налог на прибыль, только гражданами – НДФЛ, на имущество физлиц, налоги, оплачиваемые и юр и физлицами. В зависимости от объекта налогообложения – прямые налоги и косвенные налоги. Налоги, которые взимаются при приобретении материальных благ либо при нахождении в собственности материальных благ – НДФЛ или налог на прибыль. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования и потребления материальных благ, они существуют как надбавка к цене товара и плательщиком формально является продавец, но фактически – конечный потребитель. Типичный – НДС, акциз. Общие налоги и целевые в зависимости от назначения – общие оплачиваются без изначально к-л цели, а целевые изначально оплачиваются на изначально оговоренную цель. Целевой – ЕСН. Налоги можно классифицировать – закрепленные, регулирующие – по назначению распределения бюджет. Раскладочные (установленная сумма распределена между всеми налогоплательщиками) и количественные налоги (возможность налогоплательщика заплатить). 38. элементы налога Элементы налога. НК ст 17 =налог установлен тогда, когда определены налогоплательщики и след элементы: объект налогообложения, налоговая база, нал период, нал ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Эти элементы обязательные и без них налог не считается установленным законом. Есть нал льготы – тоже элементы, но он необязателен. Объект налогообложения = ст. 38. Определения объекта нет – операция по реализации товаров, услуг, работ, имущество, прибыль, доход либо иной объект имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику. Именно с объектом связаны исчисление налога. Стоимостная хар-ка = выражение стоимости в ден единицах. Количественная хар-ка =выражение в кол-ве (шт). Физическая хар-ка = свойства предмета, объекта (транспортный налог =объект ТС, физ свойства = лош силы). 2 Элемент: налоговая база, ст 53 НК РФ = стоимостная, физич или иная хар-ка объекта налогообложения. 3 Элемент: нал период = ст.55 НК – календарный год или иной период времени по окончанию, которого определяется налог база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. За него необходимо определить нал базу. Может состоять из отчетных периодов. Отчетный период – например, квартал (авансовые платежи). Выделение этих периодов – упрощение учета и бюджетирование. 4 Элемент: нал ставка – ст 53 НК – величина нал начислений на единицу налоговой базы. 3 вида нал ставок: процентная ставка к стоимости как правило (13% от суммы дохода НДФЛ). %-ые ставки бывают твердые (акцизы 1 рубль на одну сигарету). Комбинированные ставки– часть % и часть в твердой сумме (акцизы). 5 Элемент: порядок исчисления налога – ст 52 НК –каким образом и кто исчисляет налог. По общему правилу, обязанность эта лежит на налогоплательщике. Но, есть исключения – нал агент (работодатели); налоговые органы (налог на имущество фл, транспортный налог фл). – исчисляют за налогоплательщика. 6 Элемент: порядок уплаты -ст 58 НК – каким способом и кто осущес-ет уплату налога. Уплата налога производится разовым платежом, налогоплательщик самостоятельно должен его оплатить, только денежными средствами. Исключения – налоговый агент (работодатель). 7 элемент – сроки уплаты налога – ст. дата или период времени, до которого необходимо заплатить налог. Сроки м б изменены: 4 способа: отсрочка – единовременный перенос срока; рассрочка – поэтапная уплата налога (до 6 месяцев ст 64 НК); налоговый кредит – изменение до 1 года; инвестиционный налоговый кредит (до 5 лет) в определенных случаях, когда налогоплательщик тратит суммы на к –либо инвестиции (ст 66 НК)
39. права и обязанности налогоплательщиков Субъекты (или участники) налоговых правоотношений. Ст. 9 НК РФ – налогоплательщики физические и юридические лица на которых возложена обязанность оплачивать налоги. Налогоплательщики – резиденты и нерезиденты. Для юр лиц – создан по закону РФ, нерезиденты – по законону иностранных государств. для физлиц – более 183 дней не находится на территории РФ – нерезиденты. Права и обязанности налогоплательщики. Обязанности - каждый обязан уплачивать законно установленные налоги. Права соответствуют закону. вторая группа – налоговый орган – ФНС – управления и инспекции и межрайонные и специализированные инспекции. Функции – права и обязанности налоговых органов – сбор и контроль. Налоговые агенты – лица, на которых налоговым кодексом установлена обязанности исчислять, удерживать и перечислять налоги (работодатель и работник). Содействующие налоговому контролю лица – свидетели, переводчики, эксперты, специалисты, понятые и т.д. Информирующие налоговые органы – ЗАГС, ФРС, банки, ГИБДД. Лица, контролирующие правильность уплаты налогов и сборов – суд, нотариус и т.д. 40. компетенция и структура налоговых органов. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят фед. орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ. Налоговые органы вправе: 1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом; 3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; и т.д. Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
41. налоговая обязанность, ее возникновение и прекращение. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: 1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; 3) со смертью ФЛ - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя; 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. 2. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
42. принудительное взыскание задолженности по налогам и сборам В случае неисполнения обязанности по уплате налога, налог необходимо заплатить в полном объеме в установленные сроки и в соответ законод-ей форме применяются принудительные меры, направленные на взыскание. Процедура общая. После истечения срока уплаты налога у налогоплательщика образуется недоимка – затем начисление пени, которое носит двойной характер: обеспечительная мера и восстановительный характер. Ст 69 НК направлено требование об уплате налога – документ, которое содержит общие параметры, задолженность, по каким налогам, срок уплаты задолженности. Требование д б направлено в теч 3-х месяцев после истечения срока уплаты налога. Если требование неисполнено, м б применены меры в зависимости от того фл или Юл. Списание и зачисление в счет бюджета, указанного в инкассовом поручении, если недостаточно ден средств на счете, то процедура обращения на имущество налогоплательщика, налоговые органы принимают решение ст 46-47 НК – на его основе выносится постановление и принудительно исполняется. Направляется в службу суд приставов которые занимаются принудительным взысканием (в течении 2-х месяцев). Пропуск сроков ничего не означает. Очередность взыскания: денежные средства налогоплательщика, ценные бумаги, имущество, не участвующее в производстве (тс, мебель, готовая продукция), запасы, имущество, которое непосредственно задействовано в производственном процессе (недвижимость, станки).
|