Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет






Военнослужащие имеют право на военную пенсию за выслугу лет. Основным условием для назначения военной пенсии за выслугу лет является оставление службы, которая включа­ется в выслугу лет.

В выслугу лет для назначения военных пенсий военнослужащим и со­трудникам органов внутренних дел засчитывается служба, в том числе и в льготном исчислении, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых эти лица проходили службу. При этом установленная вы­слуга лет не подлежит изменению другой стороной.

Право на военную пенсию за выслугу лет имеют две категории военнослужащих:

лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государ­ственной противопожарной службе, и (или) на службе в учреждениях и ор­ганах уголовно-исполнительной системы выслугу 20 лет и более; [11]

лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными ме­роприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Выплата пенсий гражданам и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Выплата пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» для граждан, проходивших военную службу, и приравненных к ним по пенсионному обеспечению граждан и их семей, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 10 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пункт 24 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941).

Для военнослужащих установлены предельный возраст пребывания на военной службе.

Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:

Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;

генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;

полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;

военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет.[12]

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащих женского пола – 45 лет.[13]

Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении, т.е. день идет в зачет выслуги лет за день, месяц за месяц и т.д. Например, если военнослужащий находился на военной службе с 13 ноября 1985 года по 13 ноября 2005 года, то это означает, что он прослужил в Вооруженных Силах 20 лет в календарном исчислении.

В связи с тем, что военная служба военнослужащих проходит в различных условиях, установлено, что отдельные периоды службы подлежат зачету в выслугу лет на пенсию на соответствующих льготных условиях, т.е. один месяц службы за три месяца или один месяц службы за полтора месяца и т.д. Например, у военнослужащего в календарном исчислении выслуга 21 год, но с июня 1982 года по июнь 1984 года он проходил службу на территории Республики Афганистан, это значит, что выслуга будет составлять не 21 год, а 25 лет.

Военнослужащие после выхода на военную пенсию, продолжающие работать по трудо­вому договору, при наличии условий для назначения трудовой пенсии, смогут одновремен­но получать военную пенсию за выслугу лет (военную пенсию по инвалидности) по линии силовых структур и страховую часть трудовой пенсии по старости по линии ПФР.[14]

В выслугу лет для назначения пенсии засчитывается на льготных условиях только время фактического выполнения лицами задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта. Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием региона, в котором военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), и периодов выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»[15] засчитываются в выслугу лет на пенсию на льготных условиях.

Если гражданин, уволенный с военной службы, имеющий на день увольнения выслугу 20 лет и более, обладает двумя или более основаниями для зачета в выслугу лет на пенсию на льготных условиях одного и того периода военной службы, то выслуга должна исчисляться по одному основанию, дающему наибольшую льготу.

С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …"
Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" частью второй, следующего содержания: " Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента, до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента".
Таким образом, до 1 января 2012 г. (т.е. до вступления в силу изменённых редакций статей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1) в соответствии со ст. 43 денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащему определялось суммой окладов по должности и воинскому званию соответствующих категорий военнослужащих, а также надбавки за выслугу лет (что принималось и учитывалось при исчислении пенсий в размере 100%). В соответствии со ст. 49 Закона пересмотр размера пенсии производился одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, исходя из увеличенного денежного довольствия в соответствии со ст.43 этого Закона.
Однако после 1 января 2012 года денежное довольствие для исчисления пенсии было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0, 54.
Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинском у званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100%-54%=46%).
Тем самым законодатель нарушил статью 55 (часть 2) Конституции РФ, которая гласит: " В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".
Процедура пересмотра пенсий с 1 января каждого года на 2% до достижения 100%, предписанная частью второй изменённой статьи 49 Закона " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…", применительно к военным пенсионерам имеющим преклонный возраст, вряд ли устранит нарушение конституционного права граждан, поскольку значительная часть этой категории военных пенсионеров просто не доживёт до восстановления заслуженной пенсии до 100% нарушенного права.[16]
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Однако часть 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I, содержащая норму " Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов…", и Федеральный закон № 309-ФЗ, дополняющий ст. 43 Закона РФ № 4468-I частью 2, содержащей указанную норму, не содержат прямого указания на то, что её положения распространяются на лиц, пенсии которым, назначены до 1 января 2012 года, т.е. что её положения распространяются на отношения, возникшие до введения её в действие.
Такое толкование и применение Закона соответствует Конституции РФ и решениям Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 октября 1996 года
№ 17-П, разъяснил, что: " По смыслу Конституции РФ и названного Федерального закона общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в гражданском (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации), уголовном (статья 6 Уголовного кодекса РСФСР) законодательстве". Такое толкование и применение Закона соответствует части 2 статьи 55 Конституции РФ, поскольку Законодатель не имел права допустить снижения уровня пенсионного обеспечения граждан, пенсии которым назначены до 1 января 2012 года.
В Постановлении от 9 июля 2009 года № 12-П (п. 5.1) Конституционный Суд РФ указал: " Вместе с тем при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан, не допуская при этом снижения достигнутого уровня их социальной защищенности".
В Определении от 4 апреля 2011 года № 89-О Конституционный Суд РФ указал[17]: " Между тем государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объём социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П… и неоднократно подтверждённой в ряде последующих решений, изменение законодателем ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретённых в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что не совместимо с положениями статей 1 (часть 2), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации".
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2012 года № 9-П указано: " Вместе с тем вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель - в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации - обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях".[18]
Таким образом, применение Государством части 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I, содержащей норму об исчислении пенсии, исходя из 54 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, при пересмотре пенсии, назначенной до 1 января 2012 года, фактически приведшее к её новому назначению (переназначению), основано на неправильном толковании и применении закона, поскольку толкование и применение закона должно соответствовать Конституции Российской Федерации, Гражданскому Кодексу Российской Федерации и буквальному толкованию закона.

С 1 января 2012 года для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и Внутренних войск МВД Российской Федерации[19] был введен понижающий коэффициент для базы начисления военной пенсии в размере 0.54 (54% от суммы оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет) и сохранить существующий порядок определения размера пенсии, но от уменьшенной базы начисления военной пенсии — 50% за 20 лет выслуги и по 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет, но не более 85%.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал