Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет
Военнослужащие имеют право на военную пенсию за выслугу лет. Основным условием для назначения военной пенсии за выслугу лет является оставление службы, которая включается в выслугу лет.
В выслугу лет для назначения военных пенсий военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба, в том числе и в льготном исчислении, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых эти лица проходили службу. При этом установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной.
Право на военную пенсию за выслугу лет имеют две категории военнослужащих:
лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы выслугу 20 лет и более; [11]
лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Выплата пенсий гражданам и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Выплата пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» для граждан, проходивших военную службу, и приравненных к ним по пенсионному обеспечению граждан и их семей, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 10 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пункт 24 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941).
Для военнослужащих установлены предельный возраст пребывания на военной службе.
Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;
генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;
полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;
военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет.[12]
С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащих женского пола – 45 лет.[13]
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении, т.е. день идет в зачет выслуги лет за день, месяц за месяц и т.д. Например, если военнослужащий находился на военной службе с 13 ноября 1985 года по 13 ноября 2005 года, то это означает, что он прослужил в Вооруженных Силах 20 лет в календарном исчислении.
В связи с тем, что военная служба военнослужащих проходит в различных условиях, установлено, что отдельные периоды службы подлежат зачету в выслугу лет на пенсию на соответствующих льготных условиях, т.е. один месяц службы за три месяца или один месяц службы за полтора месяца и т.д. Например, у военнослужащего в календарном исчислении выслуга 21 год, но с июня 1982 года по июнь 1984 года он проходил службу на территории Республики Афганистан, это значит, что выслуга будет составлять не 21 год, а 25 лет.
Военнослужащие после выхода на военную пенсию, продолжающие работать по трудовому договору, при наличии условий для назначения трудовой пенсии, смогут одновременно получать военную пенсию за выслугу лет (военную пенсию по инвалидности) по линии силовых структур и страховую часть трудовой пенсии по старости по линии ПФР.[14]
В выслугу лет для назначения пенсии засчитывается на льготных условиях только время фактического выполнения лицами задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта. Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием региона, в котором военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), и периодов выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»[15] засчитываются в выслугу лет на пенсию на льготных условиях.
Если гражданин, уволенный с военной службы, имеющий на день увольнения выслугу 20 лет и более, обладает двумя или более основаниями для зачета в выслугу лет на пенсию на льготных условиях одного и того периода военной службы, то выслуга должна исчисляться по одному основанию, дающему наибольшую льготу.
С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …" Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" частью второй, следующего содержания: " Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента, до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента". Таким образом, до 1 января 2012 г. (т.е. до вступления в силу изменённых редакций статей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1) в соответствии со ст. 43 денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащему определялось суммой окладов по должности и воинскому званию соответствующих категорий военнослужащих, а также надбавки за выслугу лет (что принималось и учитывалось при исчислении пенсий в размере 100%). В соответствии со ст. 49 Закона пересмотр размера пенсии производился одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, исходя из увеличенного денежного довольствия в соответствии со ст.43 этого Закона. Однако после 1 января 2012 года денежное довольствие для исчисления пенсии было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0, 54. Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинском у званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100%-54%=46%). Тем самым законодатель нарушил статью 55 (часть 2) Конституции РФ, которая гласит: " В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Процедура пересмотра пенсий с 1 января каждого года на 2% до достижения 100%, предписанная частью второй изменённой статьи 49 Закона " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…", применительно к военным пенсионерам имеющим преклонный возраст, вряд ли устранит нарушение конституционного права граждан, поскольку значительная часть этой категории военных пенсионеров просто не доживёт до восстановления заслуженной пенсии до 100% нарушенного права.[16] Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Однако часть 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I, содержащая норму " Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов…", и Федеральный закон № 309-ФЗ, дополняющий ст. 43 Закона РФ № 4468-I частью 2, содержащей указанную норму, не содержат прямого указания на то, что её положения распространяются на лиц, пенсии которым, назначены до 1 января 2012 года, т.е. что её положения распространяются на отношения, возникшие до введения её в действие. Такое толкование и применение Закона соответствует Конституции РФ и решениям Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 октября 1996 года № 17-П, разъяснил, что: " По смыслу Конституции РФ и названного Федерального закона общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в гражданском (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации), уголовном (статья 6 Уголовного кодекса РСФСР) законодательстве". Такое толкование и применение Закона соответствует части 2 статьи 55 Конституции РФ, поскольку Законодатель не имел права допустить снижения уровня пенсионного обеспечения граждан, пенсии которым назначены до 1 января 2012 года. В Постановлении от 9 июля 2009 года № 12-П (п. 5.1) Конституционный Суд РФ указал: " Вместе с тем при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан, не допуская при этом снижения достигнутого уровня их социальной защищенности". В Определении от 4 апреля 2011 года № 89-О Конституционный Суд РФ указал[17]: " Между тем государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объём социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П… и неоднократно подтверждённой в ряде последующих решений, изменение законодателем ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретённых в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что не совместимо с положениями статей 1 (часть 2), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации". В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2012 года № 9-П указано: " Вместе с тем вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель - в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации - обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях".[18] Таким образом, применение Государством части 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I, содержащей норму об исчислении пенсии, исходя из 54 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, при пересмотре пенсии, назначенной до 1 января 2012 года, фактически приведшее к её новому назначению (переназначению), основано на неправильном толковании и применении закона, поскольку толкование и применение закона должно соответствовать Конституции Российской Федерации, Гражданскому Кодексу Российской Федерации и буквальному толкованию закона.
С 1 января 2012 года для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и Внутренних войск МВД Российской Федерации[19] был введен понижающий коэффициент для базы начисления военной пенсии в размере 0.54 (54% от суммы оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет) и сохранить существующий порядок определения размера пенсии, но от уменьшенной базы начисления военной пенсии — 50% за 20 лет выслуги и по 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет, но не более 85%.
|