Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Статистика себестоимости промышленной продукции






Изучаемые вопросы:

1. Показатели себестоимости, их виды.

2. Статистическое изучение затрат на 1 рубль товарной продукции.

3. Индексы себестоимости.

 

1. Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты предприятия-изготовителя, связанные с производством и реализацией определенного объема и состава продукции.

Затраты на производство и реализацию продукции классифицируют по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

По экономическим элементам выделяют согласно «Основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях» следующие статьи:

материальные затраты (за вычетом отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальное страхование; отчисления на обязательное медицинское страхование; отчисления в пенсионный фонд; амортизация основных фондов; прочие расходы.

По отношению к производству затраты, включаемые в себестоимость, могут быть: основными, связанными с изготовлением продукции, и накладными, связанными с организацией и управлением производством.

Основные расходы, как правило, переменные, т.е. их изменение связано с варьированием объема выпускаемой продукции. Накладные расходы в своем большинстве условно-постоянные, т.к. они почти не изменяются пропорционально объему.

Расходы, которые могут быть сразу отнесены на производство конкретных изделий - прямые. Затраты, распределяемые по видам изделий пропорционально прямым затратам или другим параметрам - косвенные.

По калькуляционным статьям затраты группируются в следующие виды себестоимости:

1. сырье и материалы;

2. покупные полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий;

3. топливо и энергия на технологические нужды;

4. заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих;

5. отчисления на социальное страхование;

6. отчисления на медицинское страхование;

7. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

8. прочие производственные расходы;

9. цеховые расходы;

10. цеховая себестоимость (пп. 1-9 сложить):

11. общезаводские расходы;

12. потери от брака;

13. расходы на освоение и подготовку производства;

14. прочие расходы, предусмотренные законом;

15. производственная себестоимость (пп.10-14 сложить);

16. внепроизводственные расходы;

17. полная себестоимость (п.15 + п.16).

 

2. При интенсивном обновлении продукции необходимо сопоставить изменение себестоимости всех, сравнимых и несравнимых видов продукции. Для этой цели применяют показатель затрат на 1 р. товарной продукции: полная себестоимость всего объема фактически произведенной товарной продукции делится на стоимость той же продукции в оптовых ценах предприятия.

Расчет производится по формуле ,

где S - затраты на 1 р. товарной продукции; z - себестоимость единицы i -го вида продукции; q - количество i -го вида продукции; p - оптовая цена предприятия i -го вида продукции.

Для оценки степени выполнения плана по затратам на 1 р. товарной продукции необходимо сопоставить фактические затраты с плановыми , т.е. исчислить индекс уровня затрат на 1 р. товарной продукции.

Величина этого индекса зависит от изменения:

а) себестоимости единицы продукции; б)объема и ассортимента продукции; в) оптовых цен предприятия.

Последовательность анализа затрат на 1р. товарной продукции представлена на рис. 15.

Все выделенные факторы
Изменение оптовых цен   Изменение структуры (ассортимента) товарной продукции
Себестоимость изделий

Рис. 15. Схема анализа затрат на 1р. товарной продукции (стрелками показано направление сравнений показателей)

 

3. При статистическом исследовании себестоимости используют индивидуальные и сложные индексы.

Индивидуальные индексы определяют 3-х видов:

а) планового задания ,

где zпл - себестоимость продукции по плану; z0 - базисный уровень себестоимости (себестоимость продукции периода, предшествующего плановому);

б) выполнения плана ,

где z1 - фактический уровень себестоимости продукции;

в) динамики .

Взаимосвязь индивидуальных индексов выражается формулой iпл х iв.п. = iq

Индексы сравнимой товарной продукции:

а) планового задания ;

б) выполнения плана ,

в) динамики ,

где q1, qпл - объем выпуска сравнимой товарной продукции соответственно по факту и плановый.

По данным индексам определяется экономия (перерасход) от изменения себестоимости продукции:

а) плановая экономия ;

б) сверхплановая экономия ;

в) общая экономия ;

г) дополнительная экономия (перерасход) от изменения объема выпуска продукции .

Индексы средней себестоимости:

а) переменного состава ;

б) фиксированного состава ;

в) структурных сдвигов .

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как исчисляется показатель затрат на 1р. товарной продукции?

2. Как получается сверхплановая экономия от снижения себестоимости продукции?

3. Что показывает индекс структурных сдвигов средней себестоимости продукции?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал