![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книготорговый плакат
30–е годы – важный этап в развитии отечественного книготоргового плаката. Именно в этот период появляются новые формы – библиографический плакат, форматка и так называемые монографические листы. Библиографический плакат, как правило, содержал список литературы на определенную тему и в соответствии с характером этой литературы мог быть обращен либо к массовой, либо к профессиональной аудитории. Монографические листы посвящались определенному писателю. На них помещали текстовые и фотоматериалы об авторе и его творчестве, популяризировали отдельные произведения. Такие плакаты часто вывешивали не только в библиотеках, но и в книжных магазинах, на книжных базарах и выставках, школах. Форматка представляла собой изобразительный плакат небольшого размера, где оставлялось свободное место, которое можно было заполнить или от руки, или типографским способом. Такой плакат содержал как информацию о каком–либо определенном издании, так и сведения о новых поступлениях и т.п. Эта форма была очень удобна при работе на селе и в небольших городах. Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на все более жесткие идеологические условия, талантливым художникам 30–х удавалось создавать весьма качественную и разнообразную агитационно–рекламную продукцию. 6.2.4 Эволюция рекламного процесса во время ВОВ и в первые послевоенные годы (1941 – 1950гг.) «Родина–мать зовёт!», «Окна ТАСС»
Плакат с таким призывом создан художником И.Тоизде в первые дни войны и, по воспоминаниям современников, производил неизгладимое впечатление и на бойцов, и на тружеников тыла. Он стал классикой агитационного плакатного мастерства, сопоставимой по силе воздействия с лучшими работами Д. Моор периода Гражданской войны. Именно памятуя о результативной деятельности революционных плакатистов той поры, группа художников предприняла оперативный выпуск плакатов на базе Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) – «Окна ТАСС». Первые появились в Москве уже 26 июня 1941 г., а всего за годы войны их издано около полутора тысяч. Ведущими художниками «Окон ТАСС» были уже известные мастера – Д. Моор, М. Черемных, В. Дени, Кукрыниксы. Подписи создавали поэты Д. Бедный, А. Жаров, С. Кирсанов, С. Маршак и другие. Выходившие тиражом до нескольких тысяч экземпляров «Окна ТАСС» рассылались в действующие армии, вывешивались в витринах, на улицах, на фронтовых дорогах. Подобно тому, как это было в период Гражданской войны, присутствовали сатирические и героические сюжеты. Вот «Окно ТАСС» № 640 (художники Кукрыниксы и поэт Демьян Бедный). Изображены динамично: идущие в строю замерзшие немецкие солдаты, как положено, вытягивают ногу вперед. Но предшествующая шеренга солдат превращается в череду фашистских свастик, которые в предыдущих шеренгах сменяются могильными крестами. Текст поясняет: Здесь, где окна все – бойницы, Здесь, где смерть таят кусты, Здесь, глотнув чужой землицы, Одураченные «фрицы» Превращаются в кресты. «Окно ТАСС» № 664 посвящено победе в Сталинградской битве: над поверженными врагами в руках торжествующего красноармейца реет красный флаг, далее следует краткая информация о событии, завершает ее строка: «Историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой Красной Армии».
Трагизм и уверенность в победе – основная тональность плакатов
Бригады художников постоянно выезжали в победе – основная на Фронты. Эскизы и опорные фотографии тональность плакатов они нередко делали под огнем. И это помогало создавать поистине потрясающие образы. К таким, и, по мнению рядовых зрителей, и, по мнению художественного, сообщества, относится плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, СПАСИ!». Это талантливый фотомонтаж, в фокусе которого женщина прижимает к груди испуганного белокурого мальчика. В центре композиции – окровавленный вражеский штык со свастикой. В глазах ребенка ужас, а лицо женщины искажено не страхом, а яростным гневом. Призыв о спасении отчетливым рубленым шрифтом дан в нижней части плаката. Воздействие плаката на фронтовиков было огромным. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы, полученные автором и Главпуром, под эгидой которого тогда работал художник. В своей книге творческих размышлений он пишет: «Я был очень рад, увидев свой плакат 5 августа 1942 г. в «Правде». Затем он воспроизводился на многочисленных листовках, открытках, на обложках журналов, конвертах. В общем, тираж его составил свыше 10 миллионов экземпляров. Плакат вызвал поток писем с фронта». В них нередки прочувствованные строки о том, что боль, которую вызывает этот плакат, удесятеряет силы для расправы с фашистами, убийцами женщин и детей. Были там и самодельные, но трепетные стихи. Одна из фронтовичек писала, например: А с покоробленной фанеры В жару, в дожди, под свист пурги, Плакат перерисовывали и самодеятельные, и профессиональные художники, его выставляли на улицах больших городов, на стендах в казармах, на перекрестках фронтовых дорог. Одно из наглядных подтверждений этого – плакат Н. Жукова «Бей насмерть!»: разрушенный Сталинград, за пулеметом красноармеец – волевое лицо, сжатые губы, полная целеустремленность позы. А позади него на развалинах дома плакат В. Корецкого «Спаси!». Веское подтверждение его необычайной популярности. С коренным переломом военных действий основная тональность плакатов меняется. На смену предельному ожесточению и концентрированному трагизму приходит ясная уверенность в победе. Таков! Плакат В. Иванова, созданный в 1943 г. Изображенный на плакате красноармеец пьет днепровскую воду из своего шлема – это аллюзия образа «Слова о полку Игореве»: «испить золотым шеломом Дону», проходящий через текст этого древнерусского героического эпоса. Но непосредственных указаний на такую связь в плакате В. Иванова нет. Его текст гласит: «Пьем воду родного Анепра, будем пить из Прута, Немана и Буга очистим советскую землю от фашистской нечисти!». Немало плакатных сюжетов посвящено труженикам тыла. Справедливости ради надо признать, что в этой части изобразительного творчества имелось больше статичных композиций и трафаретных решений. Но были и выдающиеся произведения, не уступавшие лучшим фронтовым сюжетам. Таков плакат П. Караченцова «Урал – фронту». На темном фоне из светлого металлического ковша вытекает порция пламенеющего металла. На ходу она превращается в ярко–красный снаряд. А внизу картины вражеский танк, вдребезги разбитый предыдущим подобным снарядом. Очень меткое произведение.
|