![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Плакатное творчество в новых условиях
«Качество, экономия, бережливость»
В первые два года перестройки издательство бережливость» «Плакат» организовало творческие конкурсы под девизом: «Качество, экономия, бережливость». Выставки плакатов прошли в Прибалтике, Белоруссии, на Украине. Их главные итоги опубликованы в альбомах «Плакат перестройки» (М., 1988) и «Плакат в рабочем строю» (М, 1988). Аналитики, комментировавшие плакатную продукцию этого периода, отмечали определенный спад в развитии изобразительной публицистики. Опять шла речь о засилье трафаретных образов, отсутствии выраженного философско–символического и психологического наполнения в произведениях, ориентированных на позитивную интерпретацию текущего времени. Критики подчеркивали: Сегодняшняя система социальных отношений намного усложнилась и продолжает усложняться в ходе дальнейшей экономической перестройки. Неизбежная при этом перестройка психологии людей предполагает всесторонний учет нюансов человеческих отношений. Поэтому чрезмерная прямолинейность не годится даже в тенденциозном искусстве плаката. Художники знают: скрытая гармония сильнее явной.
Но, как известно, знание далеко не сразу претворяется в художественное творчество. И новые установки времени натыкались на въевшиеся во внутренний мир многих художников стереотипы. Положение изменялось, как только в поле творчества включались критические и сатирические мотивы. Темы экономии и бережливости нередко ярко и талантливо плакатисты интерпретировали «от противного». Вот работа В. Гладиныпа. Массивный крюк подъемного крана занимает большую часть пространства листа. Что же он со всей своей мощью переносит с места на место? Выразительно на темном фоне крюка выглядит прикрепленное к нему белое пушистое перо. Текст краток: «Рационально используйте технику!». Некачественность изделий, необязательность договорных обещаний предлагают на общественное рассмотрение художники Н. Гуселетов и А. Кондуров. Первый изображает дом, сложенный из костяшек домино и будучи недостроенным, уже западающий на один бок. Текст «Так дом не построишь!» вносит полную ясность в показанную, типичную для строительствах тех лет, ситуацию. На плакате А. Кондурова две добротные кожаные рукавицы скрестились в деловом рукопожатии. Действительно, из одной рукавицы рука виднеется, а вторая – пустая. Текст «Пустых обещаний не давай!» в сочетании с иллюстрацией выразительно фиксируют укоренившийся порок в организации рабочих отношений кризисной поры. Не слишком броской, но очень едкой сатиричностью отмечены плакаты Л. Шенберга и О. Зайвдва на тему забалтывания перестроечных процессов, противодействия командно–бюрократической системы любому реформированию. На плакате Л. Шенберга – бесхитростно изображены две обычные эмалированные кастрюли разного цвета. Небольшой нюанс: крышки у них поменялись местами. Подпись к плакату состоит из одного слова: «Перестройка?». И этим все сказано. Плакат О. Зайкова решен более традиционно и имеет вполне однозначную подпись «Пристройка к перестройке»: важный петух в элегантном костюме и галстуке прокукорекивает: «Я пе–ре–стро–ился!». Прямолинейность данного решения очевидна, особенно по контрасту с остроумно показанными в предшествующей работе кастрюлями. Но ведь любое творчество состоит не только из удач.
|