![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великобритания. В Англии разработки телевизионной техники продолжались и в военные годы
В Англии разработки телевизионной техники продолжались и в военные годы. В 1944-м Дж. Берд создал трехпушечный кинескоп «Телехрома». Он имел двухсторонний мозаичный экран, одна сторона которого была сине-зеленая, а другая — красная. Каждая сканировалась раздельно и создавала хорошее изображение, но красный цвет преобладал, т. е. Берд так и не достиг подлинно цветной картинки. Для приема он все еще использовал механическое сканирование. Би-би-си возобновила прерванные войной регулярные телепередачи в июне 1946 года показом записи парада победы. Осознавая, что вещанию нужна постоянная финансовая база, корпорация ввела комбинированную радиотелевизионную абонентную плату. Необходимо отметить, что многие руководители довоенной и послевоенной Би-би-си относились к ТВ сдержанно. «Старая гвардия» полагала, что не стоит форсировать развитие телесети, пока радио еще не исчерпало своих возможностей, ее пугали и огромные затраты на телепередачи для тогда еще узкой аудитории. Тем временем производство телеприемников становилось массовым, улучшались их технические и потребительские характеристики, снижалась цена. В 1948 году Би-би-си показывала Олимпийские игры с лондонского стадиона Уэмбли, а в 1953-м — коронацию Елизаветы-II. Последнее событие побудило множество семей к приобретению телевизоров: в том году их число достигло 5 млн., а объем вещания — 40 часов в неделю. Доказательством упрочения позиций ТВ может служить и тот факт, что телеслужба Би-би-си получила своего директора. Позднее, в 60-е годы, в западной части Лондона был открыт новый телецентр (подобным образом в 30-е годы открытие лондонского Радиодома символизировало расцвет радиовещания). Англия избежала ожесточенной борьбы за контроль над телевидением (что было характерно для большинства стран Западной Европы) благодаря высокой культуре политической жизни, а также заложенным в уставе Би-би-си принципам независимости информации от правительства и наработанным прессой и радио традициям ответственной журналистики. Структура управления Би-би-си стала образцом для подражания для государственного вещания большинства стран Британского содружества и ряда стран Европы. Совет управляющих Би-би-си из 12 человек назначается правительством на пять лет. Это видные представители культуры, прессы, промышленности и других сфер — «защитники национальных интересов» в области вещания. Совет подбирается на внепартийной основе, он определяет общее направление вещательной политики и финансирования, назначает руководящих работников корпорации, включая ее генерального директора. Управляющие проводят заседания раз в неделю, вникая в повседневную деятельность корпорации лишь в исключительных случаях, следят за соблюдением ее автономного статуса и дают отпор любым попыткам внешнего давления. Би-би-си не поддерживает публично ни лейбористов, ни консерваторов, а любой телефонный звонок «сверху» лишь укрепляет решимость показать тот или иной «нежелательный» материал, подрывая репутацию власть имущих. В начале 50-х расширение приемной сети поставило вопрос о необходимости второй телепрограммы. Дискуссия о разнообразии выбора зрителей оказалась связанной с проблемой монополии Би-би-си в эфире. Для некоторого «облегчения» телерепертуара в интересах массового зрителя парламент одобрил закон о создании коммерческого ТВ. В результате в августе 1955 года в Англии появился и надолго оставался единственным в Европе коммерческий канал Ай-ти-ви. Появление конкурента благотворно повлияло на деятельность Би-би-си, заставив ее следить за размерами аудитории, делать передачи более привлекательными. Как и в США, 50-е годы были в Великобритании периодом расцвета живой реалистической теледрамы. Самый плодовитый в Англии и во всем мире теледраматург Тед Уиллис (он занесен в книгу рекордов Гиннесса) получил титул лорда — свидетельство исключительно высокого положения сценариста на английском ТВ. Для облегчения финансового бремени и создания разнообразия в программах Би-би-си всегда допускала импорт американских серий, а когда возникла опасность американизации эфира, корпорация стала придерживаться добровольной квоты на импортную продукцию, которая составляет 14 процентов к объему ее вещания. Вопрос о второй программе Би-би-си, поднятый в середине 50-х, вновь возник в связи с переходом на цветное вещание. Англия, отдав предпочтение западногерманской системе ПАЛ, открыла Би-би-си-2 в 1964-1967 годах. Она создавалась как общеразвлекательная программа, включающая передачи и для меньшинств, не противостоящая Би-би-си-1, а дополняющая ее. Как уже говорилось, независимое телевидение появилось в стране в 1955 году. Англия первой в Европе сделала свою систему вещания смешанной, обогнав другие государства на два десятилетия. (В Италии первые частные телестанции явочным порядком, без какого бы то ни было разрешения властей, стали возникать, начиная с 1975-1976 годов, а в 80-е произошло объединение большинства из них в три коммерческие телесети, принадлежащие коммуникационному магнату и будущему премьер-министру Сильвио Берлускони. В Германии и Франции частное ТВ появилось в середине 80-х, в Испании — в конце того же десятилетия и т. д.) Коммерческое ТВ существует как обычное предприятие, стремящееся к извлечению прибыли путем продажи части своего вещательного времени под рекламу. Коммерческая организация делает телевизионную компанию независимой от правительства и обеспечивает широкий выбор программ, интересующих массового зрителя, поскольку от численности аудитории впрямую зависят рекламные тарифы. Если на общественное (государственное) вещание зритель может влиять как гражданин и избиратель, то на частное — прежде всего как потребитель, настроения которого выявляются регулярными опросами. Недостаток коммерческой организации — постоянная зависимость от рекламодателей, которые ради прибыли готовы потакать даже самым низменным вкусам и желаниям аудитории. Поэтому нужны сильные законодательные фильтры, которые позволяли бы коммерческому ТВ противостоять давлению заказчиков рекламы и побуждали его служить общественным интересам, культурному развитию аудитории. Контроль над коммерческой компанией Ай-ти-ви с самого начала осуществлялось правлением, а в 1990 году, когда в ней появились и радиовещание, и кабельное телевидение, были созданы три администрации: для эфирного ТВ, кабельного ТВ и радио. Основной способ контроля и регулирования в коммерческом вещании — лицензирование. Ай-ти-ви имеет региональную природу: ее программы верстаются из передач полутора десятков местных частных компаний, каждая из которых получает лицензию самостоятельно — сейчас срок лицензии составляет десять лет. По истечении этого срока в зависимости от качества проделанной работы лицензия или продлевается, или передается на конкурсной основе другой компании. При этом может несколько меняться и география зоны, на которую вещает станция. В 1991 году впервые в мировой практике правление коммерческого ТВ не распределяло лицензии, а продавало их с аукциона. На 16 лицензий претендовало 40 компаний. Считается, что если у какой-то из них не хватает средств на приобретение лицензии, то, следовательно, она не сможет выпускать и качественные передачи, требующие все больших вложений. Ай-ти-ви зарабатывает на рекламе свыше 2 млрд. долларов в год, четверть этих средств поступает в казначейство в виде платы за лицензию, купленную на аукционе. Доходы от рекламы позволяют коммерческому ТВ не только производить самому и покупать дорогостоящие зрелищные передачи, но и оплачивать услуги своего персонала в среднем на треть выше, чем на Би-би-си. (Правда, следует отметить, что работа во влиятельной и престижной корпорации остается исключительно привлекательной, хотя ее профсоюзы время от времени и проводят забастовки, требуя увеличения зарплаты персонала.)
|