Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Арабская (арабоязычная) философия средних веков
Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов. Эту средневековую философию важно рассмотреть в контексте общей парадигмы мусульманской цивилизации, позволяющей установить ее всемирно-историческую роль, которая не просто выявляет, но и показывает социально-культурную сопряженность с другими цивилизациями как их общечеловеческое измерение. Сущность этой парадигмы определяется прежде всего тем обстоятельством, что она сформировалась в рамках единой средиземноморской культуры и цивилизации. Классическая арабо-мусульманская философия и культура сохранила и преумножила наследие античности, а также развивала гуманистический характер средиземноморской культуры. Не удивительно, что на арабском Востоке почетный титул Первого учителя принадлежал Аристотелю, высок был авторитет и мудреца Платона, а античное наследие рассматривалось как исток и неотъемлемая часть культуры мусульманского мира. Поскольку религия ислама возникла в VII веке, характер и содержание арабо-мусульманской философии определило то обстоятельство, что она сразу сформировалась как средневековая. Арабо-мусульманская философия поднимала и обсуждала важнейшие вопросы бытия и сознания.
Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных этапа: • VII — IX вв — период зарождения арабской философии; • IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую. Основными направлениями арабской философии периода зарождения были: · школа мутакаллимов; · школа мутазилитов; · ашаризм · суфизм. Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов. Мутазилиты (" обособившиеся") (Наиболее известными представителями мутазилизма были ал-Алляф (ум. ок. 840), ан-Наззам (ум. 835 - 846), ал-Джахиз (ум. 868)) - также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, они • отвергали многие догмы (недоказуемые " исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма; • отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик); • отождествляли Бога и Вселенную (пантеизм!); • верили в силу и разум человека; • считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума. Ашаризм представлял теологический вариант античного атомизма. Ашариты разрабатывали очень оригинальную атомистическую концепцию, в которой финитистский (дискретный) подход к структуре физических тел распространялся и на движение, пространство и время. Из идеи о творении мира вытекает необходимость установить отношения между Богом и миром. Если признать, что материя сама по себе неделима (атом), то для ее детерминации необходимо вмешательство трансцендентного Принципа. Идея Бога-творца тогда становится вполне очевидной и обоснованной. Проще говоря, тело существует в течение одного атома времени, но в следующий момент времени воссоздается Богом заново. Т.е., прекратись бытие Бога – не будет и мира. Мир устойчив благодаря Богу. Представители суфизма (суфисты, от суф - шерсть, власяница) считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.
В IX в. начался новый этап арабской философии – фальсафа. Термином фальсафа (араб. - философия) в средневековой мусульманской литературе обозначали античную философию и учения мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования. Специфика фальсафа состояла в том, что она никогда не стремилась стать служанкой религии. От европейской средневековой философии фальсафа отличалась тем, что в области распространения мусульманской религии не сформировалась и не развивалась схоластика, т.е. философия и религия не были соединены друг с другом так, чтобы стоял вопрос о подчиненности одна другой. Фальсафа развивала светскую культуру, без которой невозможно было бы говорить о культуре многочисленных городов, развитии ремесел и искусств, науки и торговли. Для фальсафы были характерны: • усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий в области медицины и естественных наук); • заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).
Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании. Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил: • материю; • форму; • движение; • пространство; • время. Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакаллимы — ортодоксальные " исламские схоласты") и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания: • логическо-математическую; • естественно-научную (опытное знание); • метафизическую (философскую). Причем, по мнению Аль-Кинди, именно разум – главный источник и эталон познания. Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой). . Аль-Фараби (870 — 950) систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об " эманации" и невсемогуществе Бога. Основные задачи философии и религии аль-Фараби пытался решить в контексте их подчиненности задачам гражданской науки или политики. Именно политическая наука, по ал-Фараби, позволяет определить основы мусульманского общества в его развитии и преобразовании в направлении достижения счастья, а что такое счастье и как его достичь, определяет философия. Он рисует картину идеального Добродетельного Города, в котором люди объединены благодаря развитию главных потребностей (стремления к знанию и добру). Труды ал-Фараби оказали существенное влияние на философские взгляды крупнейшего арабо-мусульманского мыслителя Ибн-Сины (Авиценны).
Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. Он еще в юности приобщился к религиозным наукам, античному наследию, логике и математике, физике и медицине. Слава искусного врача пришла к нему после того, когда он в 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары. Он автор знаменитого " Канона врачебной науки", многотомного энциклопедического труда " Книга исцеления" и многих других философских научных трактатов. Философские и медицинские идеи Ибн-Сины оказали большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада. Главные труды по философии: " Книга исцеления" (" Книга спасения"), " Книга знания". Авиценна: • высмеивал косность и догматизм исламских теологов; • пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама); • видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума; • основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях); • не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли; • считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы. Исследуя формы развития природы, Ибн-Сина рассматривал постепенность перехода одних форм в другие, качественно новые и более сложные. В системе природы, согласно Ибн-Сине, органический мир " вырастал" из неорганического; • причину возникновения мира видел в " эманации" — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости; • выступал против идеи " первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи, считал вечным Бога и окружающий мир; • считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир); • наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью (но метемпсихоз отвергал); Опережали время его гносеологические идеи. Душа - это зеркало, в котором отражаются формы вещей. Мозг, как телесная материя, повторяет и облик, и внутренние связи отражаемого. Сознание – результат соприкосновения двух материальных рядов, но само идеально. Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126- 1198). Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике. Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители — Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля.
О нем говорили: «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля» (за что он получил прозвище «комментатора»). Можно выделить ее следующие основные положения: • отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и неуничтожим); • допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи (Бог и окружающий материальный мир " совечны"); • за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму; • отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение; • доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой; • выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе); • отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен); • была выдвинута идея о " двойственной истине" — философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот: В области этики А.утверждал, что человек создает добро, исходя из своих установок, а не из страха перед Адом. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение " О единстве разума против аверроистов".
|