(из журнала “Ислам и суфизм”, ‑ Египет, Каир, 1962, № ‑ № 4, 8, 10).
Перевод с арабского И. Р. Насырова.
Суфийское выражение или слово (в скобках дается буквальное значение)
| Значение
|
1. Халь (состояние).
| [Мистическое состояние] ‑ смысл, который охватывает сердце [суфия] внезапно, без предварительной подготовки и искусственных усилий.
|
2. Макам (стоянка).
| Выражение, обозначающее длящееся состояние “халь”. “Халь” даруется [Богом], а “макам” приобретается [усилиями суфия].
|
3. Кабд и баст.
| Два мистических состояния “халь”, которых достигает на пути [к Богу] “салик мутауассит” [суфий, находящийся на середине этого пути]. “Кабд” вызывает в суфие страх [перед Богом] и почтительность, а “баст” ‑ радость в сердце [суфия]от полной обращенности [всего его существа] к Всевышнему Аллаху.
|
4. Сирр (тайна).
| Невыразимая духовная сокровенность, находящаяся в сердце [духовном органе постижения божественного] так же, как находится дух в теле.
|
5. Уахидийа (монизм).
| Высшая [трансцендентная] Сущность [Бога], рассматриваемая сама по себе, без качеств, принадлежащих ей.
|
6. Фана(умирание, угасание, гибель, нирвана).
| Погружение раба [суфия] в [единое] с Аллахом, в результате чего раб Божий [суфий] ничего не видит, кроме божественной сущности. Впавший в состояние “фана” суфий называется “гарик” (утонувший) в море “ахадийа” (единственности Бога)
|
7. Джам‘(целостность, совокупность).
| Созерцание суфием всех вещей, растворившись в Боге [взглядом Бога], и неспособность обнаружить в себе силы и мощи.
|
8.Хайба (почтительный страх, почтение) и унс (общительность, веселье), задушевная беседа)
| Два [мистических] состояния “халь”, которые выше состояний “кабд” и “баст”. [“Хайба” ‑ страх, но не ужас перед Богом, а почтительный страх перед Ним. “Унс”-тоже радость, как и “баст”, но уже - радость от самого общения с Богом, а не от ожидания общения с Ним].
|
9. Малакут.
| Неземной, невидимый мир абстрактных духов и душ, мир божественных повелений.
|
10.Шурб (выпивание) и рэй (напоение).
| Выражения для обозначения того, что находят суфии из результатов манифестаций божественного (“таджалли”) в мире, обнаружений сокровенного и для обозначения постижения откровений свыше.
|
11.Бака-ун (вечность)
| Возвращение после “фана” к прочности и устойчивости вещей и явлений вместе с созерцанием в них сущностей и качеств Причины[281]. Суфий, находящийся в состоянии “бака”, называется “гарик” (утонувший) в море сущности “ахадийа” (единственности [Бога])
|
12.Фарк аууал (первое различие, отделение, разлука)
| Сокрытость [отгороженность] суфия “салика” (идущего в начале пути к Богу) от Бога тварностью. Это общее состояние суфиев – “саликун” до их прибытия к Богу.
|
13. Фарк сани (второе отделение, различие).
| Завеса, навешанная на другую завесу. Это состояние “фарк сани” совершенных суфиев, и это состояние называется “фарк багда джамг” (отделение, различие после целостности или ясность после исчезновения), а также вечность (“бака”) после исчезновения, угасания (“фана”).
|
14. Таджрид.
| Удаление всего мимолетного, сиюминутного из “калб” (сердца, понятого в духовном смысле) и “сирр” (см.выше).
|
15. ‘Илм “йакин” (якин).
| Знание, постигаемое мистическим созерцанием [cердцем] божественного.
|
16. Хакк “йакин” (якин).
| Исчезновение (растворение) качеств раба (суфия) в качествах Бога и его вечное пребывание там посредством “халь” (переживания) и знания (сознания).
|
17. Тасаввуф(суфизм).
| Тотальная мобилизация сердца [суфия] на службу Богу и отказ от всего, кроме Бога.
|
18. Мушахада.
| Видение [суфием] Бога в каждой частице и пылинке бытия в подобающем Его виде.
|
19. Таджалли асма-и(явление божественных имен и качеств).
| Это то, что раскрывается сердцу [суфия] из качеств и имен Всевышнего Господа. Например, если Аллах является своему рабу через свое божественное качество слуха “самг”, то суфий начинает слышать, как говорят камни и прочие “джамадат” (безжизненные минералы, неорганические вещества).
|
20.Муракаба.
| Положение суфия в “макам” [стоянке на пути к Богу] искренности. Это такое положение, когда суфий видит Аллаха во всех своих поступках, или, выражаясь по-другому, когда суфий знает, что Аллах наблюдает за ним во всех его поступках и движениях.
|
21. Тарикат (тарика) (путь, дорога, способ, метод).
| Это духовное искреннее движение суфиев-“саликун” к Всевышнему Аллаху посредством прохождения через этапы [на этом пути] восхождения [к Богу] от низших “макамат-стоянок”[на этом пути] к высшим.
|
22. Салик(идущий).
| Суфий, идущий [к Богу] через “макамат-стоянки” с помощью мистических переживаний “ахвал”, а не через знание.
|
23. Сафар(путешествие).
| Данное слово обозначает сердце [cуфия], приступающее с помощью зикра (славословия Аллаху) к полной обращенности (“таваджжух”) к Богу.
|
24. Важд (страсть, сильная любовь, веселость, экстаз).
| Это все то из мистических требований, что непредсказуемо и внезапно находит или снисходит на сердце [суфия].
|
25. Таваджуд (притворение любящим, искусственный экстаз).
| Самая низшая степень “важд”. Это желание [суфия]обрести вновь “важд”, если это состояние в нем ослабло.
|
26. Валах (безумие).
| Чрезмерное проявление “важд”.
|
27. Захаб (уход).
| Исчезновение (утрата) способности сердца [суфия] воспринимать все предметы [окружающего мира] из-за [полного погружения суфия в состояние] созерцания [сердцем] Бога.
|
28. Заук (вкус).
| Начало (первая ступень) в мистическом постижении богоявлений в мире. Шурб – средняя ступень.
|
29. Шахид (свидетель).
| Результат созерцания сердца [суфия].
|
30. Варид (поступающий).
| Откровения свыше, поступающие в сердце
Спонтанно.
|
31.Хатыр.
| Все, что безотчетно находит на сердце или совесть [cуфия], будь оно от Бога, ангелов, низменной души или шайтана-дьявола.
|
32. Хаджис.
| Высший “хатыр” или тайный голос Бога.
|
33. ‘Алам аль-амр (мир повелений).
| Данное выражение употребляется по отношению к миру “Малакут” (сверхчувственному божественному миру), где не действуют причинно-следственные отношения, и где все [чудесно] сбывается по воле Бога.
|
34. ‘Алам аль-халк (мир созданий, тварный мир).
| Противоположный мир к “алем аль-амр”. Выражение “алем аль-халк” употребляется по отношению к чувственному, земному миру, где вещи и явления находятся в причинно-следственной взаимосвязи.
|
35. Гайб (тайное, сокровенное).
| Все, что Бог скрывает от тебя, а не от Себя.
|
36. Ишарат (указание).
| Знаки и указания, появляющиеся вблизи или при наличии “гайба” (сокровенного и божественного).
|
37. Рида-ун (одеяние)
| Появление суфия с божественными качествами.
|
38. Фадл (милость).
| Милость, [оказанная тебе] твоим любимым Богом, и которая превзошла все твои ожидания.
|
39. Исм (имя).
| Одно из божественных имен, полностью определяющее состояние “халь” [суфия] в момент “вакт”(непредсказуемого момента осенения суфия откровением свыше).
|
40. Вакфа (кратковременная остановка, пауза).
| Задержка [в движении к Богу] между двумя “макам”.
|
41. Сатр.
| Все, что скрывает тебя от того, что приводит тебя к “фана” [исчезновению твоего “Я”, к нирване].
|
42. Заджир.
| Увещевание Бога, направленное в сердце уверовавшего (правоверного мусульманина).
|
43. Руя (видение).
| Видение зрением, а не [сокровенным] разумом.
|
44. Мухадара(совместное присутствие).
| Присутствие сердца [суфия] в потоке следующих друг за другом божественных истин и имен.
|
45. Лаиха (мн. ч. ‑ лауаих) ‑ (внешнее проявление).
| Внешний признак проявления тайн величия в том или ином состоянии “халь”.
|
46. Тали‘ (мн. ч. ‑ тауалиг) ‑ (авангард, предвестники, признаки).
| Лучи света единства Бога, освещающие сердца людей “ма‘рифа” [постигших божественное знание] и подавляющие все другие виды света.
|
47. Лами‘а (мн. ч. лауамиг) ‑ (блеск, сияние).
| Устойчивое сияние света божественных манифестаций “таджалли” в мире.
|
48. Бадаха (мн. ч. – бадаих)‑ ([интуитивная] очевидность, интуиция)
| Все, что внезапно обнаруживается сердцу [суфия] с предельной очевидностью в результате “валах” (продолжительного пребывания суфия в экстатическом состоянии “важд”, граничащем с безумием).
|
49. Футух (завоевание, победа).
| Положительные итоги открытого преклонения [Богу] [через исполнение обрядов] и положительные результаты раскрытия тайного и сокровенного [из божественных истин].
|
50. Химма (сильное желание, устремление).
| Полное предоставление [суфием своего] сердца в распоряжение божественного рока. Это слово во множественном числе (“химам”) обозначает чистое вдохновение.
|
51. Худжум (атака, наступление).
| Все [из откровений свыше], что обрушивается на сердце с силой и мощью “вакт” (момента внезапного обнаружения сердцем суфия божественных истин без притворства и деланности).
|
52.Мурид.
| Это начинающий суфий, полностью лишенный желания [к ценностям бренного мира]. Аль-Газали Абу Хамид сказал, что “мурид” – это тот, для которого открылись двери [божественных] имен, и что “мурид” – это тот, кто вошел в круг [суфиев], достигших Аллаха.
|
53.Мурад(предмет желания [Бога]).
| Суфий, охваченный неудержимым влечением [к Богу], целиком лишающим его [земных] желаний, но обеспечивающим для него подготовленность ко всем делам [на пути к Богу]. Он без помех проходит все этапы и “макамат-стоянки” [на пути к Богу]..
|
54. Таклиф (возложение).
| Вменение суфию (собеседнику Бога) в обязанность необходимости трудиться [на пути к Богу].
|
55. Тасриф (выполнение).
| Переход единой природы [Божественной сущности] в многообразие явлений мира для определенных замыслов, недостижимых без этого перехода.
|
56. Шатх (выход из нормального состояния, забытье, момент потери сознания [у суфиев].
| Данное слово содержит в себе аромат безрассудства [суфия, произносящего] парадоксальное изречение [в состоянии экстаза, транса, “фана” (утраты своего “Я”)]. Шатх – оговорки или обмолвки суфия, [сподобившегося с настоящей и наибольшей полнотой погружаться в мистическое состояние]; изречения высоко-интеллектуального характера, в которых необычайно красивым слогом приводятся утверждения о тайнах божественности без разрешения Всевышнего на это.
|
57. Курси (стул).
| Месторасположение повеления и запрещения.
|
58. Арш (трон).
| Уровень ограничения [закрепления в одном месте] божественных имен.
|
59. Лутф (милость [Бога]) доброта, любезность.
| Милости и дары, которыми Аллах отмечает своих избранных рабов [суфиев] и наполняет их сердца знанием и светом.
|
60. Латыфа (тонкость)
| Мистическое знамение или указание, содержащее тончайшие смыслы, которые проносятся в сознании, но невыразимы в словах.
|
61. Муджахида (борьба, приложение всех сил).
| Борьба с [низменной по природе] душой “нафс”, обуздание ее похотей и капризов, действие наперекор ее причудам и обречение ее на перенесение мучений.
|
62. Тахалли (отказ).
| Отказ от всего, что отвлекает от Бога.
|
63. Халватун (уединение).
| Тайная беседа [суфия] c Богом.
|
64. Таджалли (явление, обнаружение, появление в полном блеске).
| Все, что раскрывается сердцам [суфиев] из света сокровенных божественных тайн.
|
65. Джальва (блеск, снятие покрывала с новобрачной).
| Приобретение рабом Божьим [суфием] божественных качеств [взамен своих] после уединения с Богом для тайной беседы.
|
66. Хакикат (истина)
| Замена обычных качеств [суфия] божественными качествами.
|
67. Вакт (время).
| Обозначение явления Всевышнего Господа Бога своему рабу.
|
68. Джам‘ джам‘ (совокупность совокупности, целостность целостности).
| Пребывания суфия в состояниях “куллия” (целостность) и “бака” (вечность), его отрешенность от всего, кроме Аллаха. Это уровень “ахадийа”, которая выше состояния “бака” (вечности с Богом). Господь Бог берет своего раба из состояния “бака” и опьяняет его созерцанием Своей [Бога] сущности. В результате суфий гибнет и исчезает для всего, кроме Бога. Некоторые из этих суфиев пребывают в состоянии этого опъянения, пока не умирают. Другие из них возвращаются к ясному сознания в те промежутки времени, когда следует выполнять предписания религии (обязательные молитвы ‑ “салят”) и дела, необходимые для отправления жизненных потребностей.
|
69. Таджалли аль-аф‘али (явление или проявление действий).
| Все то, что обнаруживается сердцу суфия ‑ “салика” из действий Всевышнего Аллаха. Как, например, если Господь Бог явится своему рабу и раскроет ему воздействие Его силы на вещи, то раб поймет, что Всевышний Господь — движущая сила и причина всего.
|
70. Кимия-у ас-сагада (Алхимия или эликсир счастья).
| Очищение себя от дурных качеств и приобретение похвальных качеств.
|
71. Кашф(раскрытие, обнаружение).
| Исчезновение завесы с ока “сердца” (духовного органа постижения), после чего “сердце” постигает знания божественных лучей и скрытые божественные тайны.
|
72. Васл (соединение).
| Наслаждение сердца [суфия] от созерцания Господа Бога после снятия с него [с сердца] покрова (завесы) мрака и темноты.
|
73. Адаб (этикет, мораль, правила приличия)
| Есть адаб шариата (мусульманского закона) и адаб [для] Господа Бога. Адаб шариата — соблюдение обрядов ислама. Адаб [для] Господа Бога — твое знание о том, что причитается Ему.
|
74. Вужуд (бытие, существование).
| Интуитивное постижение божественной реальности ‑ истины в состоянии “важд” (см. выше).
|
75. Джаляль (величие).
| Качество неодолимой мощи и силы, исходящее от божественного присутствия.
|
76. ‘Айн аль-йакин (якин) (достоверность).
| Знание, приобретенное путем интуитивного созерцания “мушахада”. Что касается “гилм аль-йакин” (обычного, рационального знания), то оно постигается в результате познания причин и за счет использования индукции и дедукции.
|
77. Нафс (душа).
| Душевное, субъективное в человеке, которое по воле Аллаха предоставляется огню сердца, чтобы подавить и потушить дурное и вредное души ‑ “нафс”.
|
78. Рух (дух).
| Обозначение места в сердце, куда поступают откровения свыше, из мира сокровенных, божественных тайн.
|
79. Худур (присутствие, прибытие)
| Присутствие сердца [суфия] у Господа Бога во время отсутствия этого сердца для людей тварного мира. Это отсутствие означает, что сердце [суфия] отсутствует для знания о суете, в котором пребывают эти создания, ввиду своей занятости тем прекрасным, что поступает к нему в виде откровений свыше.
|
80. Сукр (опьянение).
| Отсутствие (отрешенность суфия) от мира из-за постижения очень сильных и богатых откровений от Бога.
|
81. Сах-ун (сознание, ясность).
| Возвращение (обретение вновь суфием) чувств, после “гайба” (отсутствие) [когда суфий приходит в сознание после того, как он потерял его в ходе транса и экстаза].
|
82. Курб (близость).
| Исполнение рабом своих обязанностей перед Господом Богом с проявлением покорности и смирения.
|
83. Бу‘д (отдаленность).
| Проявление рабом неповиновения своему Господу и нарушение предписаний [Бога].
|
84. ‘Илла (причина или повод).
| Предупреждение Бога своему рабу в связи с определенной причиной или без причины.
|
85. Маламатийа (суфии, порицающие самих себя).
| Это те суфии, у которых внешне не проявляется то, что содержится (благого и доброго) внутри их душ. Они представляют собой суфиев самого высшего типа.
|
86.Мусафир (путешествующий).
| Это [суфий], который путешествует [мысленно] в сфере категорий, выражений и переправляется с берега ‑ “дунья” (земного, бренного мира) на берег высшего сокровенного мира [божественных тайн].
|
87. Макан (место).
| Место посадки и расположения на коврах, которые достигаются только “совершенными” суфиями, полностью усвоившими мистические “макамат” и “ахвал”.
|
88. Вакт (время).
| Обозначение момента твоего [суфия] пребывания в состоянии мистического переживания “халь”. “Вакт” не связан ни с прошлым, ни с настоящим временем.
|
89.Индзи‘адж (беспокойство, волнение, тревога).
| Результат воздействия на сердце правоверного увещевания Бога. Требуемое с “индзигадж” — побуждение человека к “важд” и “унс”.
|
90.Унс (общительность, задушевная беседа).
| Результат созерцания [суфием] красоты присутствия божественного в своем сердце.
|
91.Хайба (почтительный страх, благоговение).
| Результат созерцания [суфием] величия и мощи Аллаха в своем сердце.
|
92.Нукаба-у (главы, старшины, шерифы).
| Суфийские шейхи, способные обнаружить скрытое в душах людей.
|
93.Нуджаба-у (люди знатного происхождения, даровитые, умные).
| Суфии, занятые тем, что несут на себе бремя человечества и всех созданий Божьих.
|
94. Махак (уничтожение, стирание)
| Твое исчезновение и падение в глазах Бога.
|
95. Гайрат(рвение, пыл).
| Рвение [суфия] в желании преодолеть все преграды и границы с целью обрести божественную истину.
|
96. Зауаид (добавления).
| Увеличение веры [в Аллаха] за счет постижения знаний “гайб” (сокровенного) и “йакин” (достоверного, очевидного).
|
97.Ид (праздник).
| Все, что посещает сердце [суфия] из проявлений божественного в мире (“таджаллийат” в результате упорного духовного труда суфия.
|
98. Нур (свет).
| Любое божественное откровение, которое изгоняет и удаляет мимолетнее и случайное из сердца [суфия].
|
99. Илахийат(божественное).
| Любое божественное имя, добавленное к человеческому существу.
|
100. Анана (“Яйность”).
| Твое высказывание: “Я”.
|
101.Хувауиятун (сущность).
| Истина в сокровенном мире “гайб”.
|
102. Сакина (спокойствие, тишина).
| Все то, что ты обнаруживаешь из умиротворения и спокойствия во время погружения в “гайб”.
|
103. Йа’сун (отчаяние).
| Обозначение состояния “кабд” (страха и ужаса перед Богом).
|
104.Таракки (возвышение, прогресс).
| Восхождение вверх через “макамат”, “ахвал” и “ма‘ариф” (божественные знания).
|
105. Талакки(прием, получение).
| Приобретение тобой всего, что поступает к тебе от Господа Бога.
|
106. Тадани (постепенное сближение).
| Вознесение суфиев к Богу.
|
107. Тадалли (спускание вниз)
| Спускание суфиев вниз, к присутствию Господа Бога. Также это слово обозначает спускание Бога вниз, к суфиям во время “тадани”.
|
108. Тавалли (отказ, отход).
| Твое возвращение к себе от Бога [твое отступление от Бога].
|
109. Риджа (надежда).
| Жажда вечности [от того света].
|
110. Харф (буква).
| Этим словом подразумевается язык (как языковая система, средство общения). Это то, с помощью чего Господь Бог общается [со своими созданиями], используя различные выражения.
|
111. Са‘д (гром, оглушение громом).
| Состояние утраты тобой всех чувств, оглушенность, впадение в бессознательное состояние [как, например, фраза: “Стоять как пораженный громом.”] из-за явления перед тобой Бога во время “таджалли”.
|
112. Ругуна (легкомыслие, безрассудство).
| Неспособность преодолеть свою [низменную человеческую природу] и подчинение ей.
|
113. Луббун (сердцевина, суть, ядро, сущность).
| Всякое знание, защищенное от сердец, связанных с бренным миром. “Луббун” –материя божественного света.
|
114. Каун (мир, бытие).
| Любая наличная данность, любое существующее.
|
115.Хакк (истина, подлинность, правда, абсолют).
| Все, что предстает рабу Божьему как необходимое со стороны Аллаха, и все, что считает обязательным для Себя сам Всевышний Аллах.
|
116. ‘Ариф (совершенный суфий, познавший)
| Тот, кого Господь Бог привел к клятве, [что Он — его Господь Бог], после чего в сердце этого “‘‘арифа” возникают “ахвал” (мистические состояния)
|
117. Ма‘рифа (или ма‘рифа).
| Это состояние “‘‘арифа”.
|
118. Камаль(совершенство).
| Невозможность применимости к Великому и Всемогущему Аллаху каких бы то ни было характеристик, качеств (“сифат”) и определений (“асар”) [ввиду отсутствия среди его созданий чего-либо, подобного Ему, Аллаху] и отрицание такой возможности.
|
119.Хадд(предел, граница).
| Это разделительная дистанция между тобой и Им (Великим и Всемогущим Аллахом).
|
120.Барзах(перешеек).
| Это видимый перешеек между миром божественных сущностей и материальным миром.
|
121. ‘Убуда (поклонение, рабство, преданность).
| Обнаружение себя рабом в состоянии преданного поклонения своему Господу Богу.
|
122. Сирру сирр (тайна тайны).
| Все то, совершая которое и благодаря которому Господь Бог становится недостижимым и обособленным от своего раба.
|