Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С О Д Е Р Ж А Н И Е. От переводчика. И.Р. Насыров⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42
От переводчика. И.Р. Насыров………………………………… Введение………………………………………………………… О достоинствах пророка Мухаммада ………………………… О явных и тайных (сокровенных) достоинствах и качествах пророка Мухаммада…………………………….... Из высказываний пророка Мухаммада……………………….. Имам Абу Бакр ас - Сиддик …………………………………… Сеййид Салман аль - Фариси …………………………………… Сеййид аль- Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас- Сиддик…. Сеййид Джагфар ас- Садик……………………………………….. Абу Йазид аль - Бистами ………………………………………. Абу аль - Хасан аль- Харкани………………………………….. Сеййид Абу Али аль- Фармади………………………………….. Сеййид Юсуф аль- Хамадани…………………………………… Шейх ‘Абд аль-Халик Гудждувани………………………………. Шейх ‘ариф ар- Ривгари……………………………………... Шейх Махмуд аль – Инжири Фагнави………………………… Шейх Али Рамитани……………………………………………. Сеййид Мухаммад Баба Саммаси……………………………….. Сеййид Амир Кулал……………………………………………… Шейх Мухаммад Бахаутдин Шах Накшбанд…………………. Шейх Аляутдин Аттар………………………………………….. Шейх Я‘куб аль-Кархи (аль-Джархи)…………………………. Шейх ‘Убайдуллах Ахрар………………………………………… Шейх Мухаммад аль-Кади аз-Захид…………………………… Сеййид ад-Дервиш Мухаммад…………………………………… Сеййид Мухаммад аль- Хауаджа [Хауаджки] аль-Амканки…… Шейх Мухаммад аль-Баки……………………………………… Шейх Ахмад Фарук [Сирхинди]……………………………….. Шейх Мухаммад Ма‘сум……………………………………….. Шейх Мухаммад Сейф ад-Дин аль-Фаруки…………………… Шейх Нурмухаммад аль-Бадауани……………………………... Шейх Шамсуд-дин Хабибулла Джан Джанан Мазхар………... Шейх Абдулла [Гулам Али] Дихлави………………………….. Шейх Халид аль-Багдади……………………………………….. Шейх Усман аль-Курди…………………………………………. Шейх ‘Умар……………………………………………………….. Глава “Покаяние”………………………………………………... Глава “О достоинстве зикра”………………………………………… Глава “Сущность зикра”……………………………………………… Глава “Способ исполнения зикра”…………………………………... Глава “Молитва “хатм аль-хваджаганг”…………………………….. Глава “Разъяснение необходимости запирать двери во время…….. исполнения зикра”…………………………………………………….. Глава “О недопустимости возражений против “джазба”…………… П р и л о ж е н и е. Башкирский шейх Зейнулла ибн Хабибулла… ан-Накшбанди аш-Ш’арифи (Расулев) “Божественные истины”…… Краткий суфийский словарь………………………………………….. Краткие сведения о переводчике……………………………………..
[1]Н.Ю. Чалисова. “Зикр Малика Динара” из “Тазкират ал- аулийа” Фарид ад-дин Аттара. (Суфизм в контексте мусульманской культуры) М. Наука, 1989, стр. 139. [2] Там же, стр. 140. [3] Аль-Газали. “Мункиз мин ад - далала” (Спасающий от заблуждения). Каир, - 1961, стр. 59-60. [4] З. Валиди Тоган. “Воспоминания”. Уфа, Китаб, - 1994 г., стр. 50. [5] Там же, стр. 58. [6] «Аллах – арабское слово, образованное слиянием определенного артикля «аль», подчеркиваюшего единственность, и слова «илах», т. е. «бог». Буквально это означает: «Этот и Единственный Бог». Славянским аналогом этого выражения служит словосочетание «Единый Бог», современным руским эквивалентом – «Единственный Бог». В дальнейшем мы будем использовать как тождественные слова: «Аллах», «Бог» (с прописной буквы), «Единый Бог» и «Единственный Бог»». А. В. Полосин. «Манифест новой России: третий путь – прямой!», Москва, 2001, «Ладомир», С. 4. [7] ‘Ирфан (или ма‘рифат) – духовное состояние суфия, познавшего абсолютную Истину (Бога). [8] ’Умма – мусульмане, все уверовашие в Аллаха (Единого Бога) и признавшие Мухаммада Его Посланником. [9] Шафиит – мусульманин-суннит, придерживающийся догматико-правового учения (мазхаба) имама аш-Шафи‘и. [10] Аль-Джунайд, Абу аль-Касим аль-Джунайд бен Мухаммад аль-Багдади (ум. в 910 г. по хр. л.) – одоначальник одного из двух основных течений в суфизме (тасаввуф) – рационалистического, именуемого учением о полном контроле, названного по его имени джунайдийа. Исламский энциклопедический словарь (ИЭС), М., 1991, С. 68. [11] Абу аль-Хасан Бунан бен Мухаммад аль-Джамаль (ум. в 928 г. по хр. л.) – выдающийся представитель североафриканского суфизма. С ним связывают много чудес. Согласно преданию, по приказу правителя Египта Ибн Тулуна его бросили на съедение льву, но зверь только понюхал его и не тронул. [12] ‘ ‘арифун (ед. ч. ‘‘ариф) – суфии, достигшие высшей ступени в познании божественных истин. [13] Мурид – суфийский ученик. [14] Нисба – духовная генеология- силсила, позволяющая суфию посредством шейхов и Пророка Мухаммада, приобщиться к божественному знанию. [15] Талкин – обучение шейхом своего ученика способу чтения особого зикра (прославления Аллаха), принятого в братстве-тарикате, к которому они принадлежат. [16] Хауаджа (мн.ч. - Хваджаганг) - господин, суфийский шейх. Подразумеваются суфийские шейхи братства Накшбандийа, чей метод мистического познания стал называться “Хваджаганг”. [17] Рака‘ат – цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул. 2Т.е. испугался за свое душевное здоровье. 1 Скрип карандашей, которыми ангелы записывают о благих и дурных деяниях людей. 1 Таяммун – символическое ритуальное омовение в условиях отсутствия воды и состоящее в касаниях лица и рук сухими ладонями. 2 В русскоязычных текстах слово “хаджж” пишется с одной буквой “ж”. Однако в академическом издании: Ислам. Энциклопедический словарь. М.1991г., слово “хаджж” пишется с двумя буквами “ж”, чему я и следую в этом тексте [19] Миск – вид благовоний. [20] Садака – дар, приносимый в пользу всей мусульманской общине. 1 Бурда – полосатый верхний плащ. 2 Джубба – верхнее платье с широкими рукавами. [21] Хилла – верхнее платье. [22] Каба – кафтан. [23] Калансуа – войлочная шапочка. [24] Харут и Марут – коранические персонажи, великие маги и колдуны. 1 Намек на кораническое высказывание: “А тех, которые считали ложью Наши знамения, Мы низведем так, что они не узнают”. (Коран 7: 182). [26] Таинство – т.е., мистическое знание суфиев братства Накшбандийа, дарованное им Богом через пророка Мухаммада. 1 Способ принесения клятвы, чтобы подчеркнуть важность произнесенных слов. 2 Одно из названий Корана 3 Намек на освобождение Абу Бакром своего раба Билала Хабаши, ставшего знаменитым сподвижником пророка Мухаммада. [27] Ридда – движение, связанное с отступлением от ислама и возвратом в язычество после смерти пророка Мухаммада. [28] “Джамг” и “фарк” – мистические состояния на пути суфия к “просветлению” и обретению себя в единстве с Богом. 1 Мир (ад-дунья) в глазах мусульман, особенно суфиев, олицетворяет неистинное, преходящее, соблазны и наваждения, сбивающие человека с праведного пути.
[29] Намек на кораническое высказывание: “Ведь твой Господь – исполнитель того, что желает”. (Коран 11: 107).
[30] Аль- Мадаин – арабское название Ктесифона, столицы сасанидского Ирана, завоеванного мусульманами. 1 Речь идет о желании рабов-юношей заработать деньги, занимаясь мужской проституцией, что и вызвало такой резко негативный ответ Салмана. [31] Сподвижник пророка Мухаммада. [32] Арабское племя Курайш, члены которого - коренные жители г. Мекки. Пророк Мухаммад -курайшит. [33] Намек на аят Корана (101: 5-6): “И вот тот, у кого тяжелы весы, - он в жизни блаженной. А тот, у кого легки весы - мать его - “пропасть” (ад)”. Салман намекал, что о человеке надо судить по его деяниям, а не по его происхождению.
[34] Намек на начало Судного дня. [35] Прозвище Салмана, буквально означает “Отец Абдуллаха” (имя сына Салмана). [36] Намек на обладателя счастливого удела в земном и загробном мирах. [37] Из г. Мекки в г. Медину. [38] “Оккия” – мера веса, равная 12 дирхемам или 37, 44 гр. серебра. [39] Намек на то, что Салман заслужил право на земные блага. [40] Упоминание руки входит в один из традиционных способов клятвы у арабов. 1 Бедуин- кочевник. [41] Факих – мусульманский правовед. [42] Мавля или мауля – вольноотпущенник, клиент. [43] Имам – здесь имеются в виду религиозные авторитеты. [44] Фатва – религиозно-юридическое решение. [45] “Табиг” (мн.ч. “табигун”) - последователь. 1 Сунна – свод сведений о разных высказываниях и поступках пророка Мухаммада. 2 Хадис- рассказ о высказывании или поступке пророка Мухаммада. 3 Иснад –цепь передатчиков хадиса. 4 Камис, изар и рида (лифафе) – 3 куска материи, в которые заворачивают тела покойных. [46] Макам – мистическое место, степень у суфиев, стадия на Пути к Богу. [47] Шахид – павший в борьбе за веру. [48] Махди – провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране не упоминается. [49] Бурд - плащ. 1 Намек на предпочтительность отказа от мира, т.к. по убеждениям суфиев, душа-источник зла. 2 Джубба – вид одежды, платья. 3 Хулла – одежда, одеяние, костюм. [50] Абу Ханифа – крупнейший мусульманский правовед, использовал метод “кияс” (по аналогии). [51] Муслим (мусульманин) – человек, предавший себя воле Бога. [52] Му’мин – уверовавший в Аллаха 1 Мисха – власяница. [53] ‘Умар ибн Хаттаб – второй “праведный” халиф после пророка Мухаммада. [54] Минбар – трибуна проповедника в мечети. [55] Таджрид - полное предание суфием себя на волю Бога, отказ суфия от земного мира. 1 Кутб - “полюс времени”, высшая ступень в суфийской иерархии. [56] Перечисляются видные мусульманские правители - халифы. [57] Махбуб - “возлюбленный” (Богом) - суфий. [58] Вали - правитель, наместник, губернатор, а также “святой”, суфий. [59] Амир аль - му‘минин - повелитель верующих (титул халифа). [60] Абид (мн.ч. - абидун) - “поклоняющийся”, первая ступень в суфийской иерархии. [61] Намек на “Сиратель - мустаким”, “ Верный прямой путь”, предначертанный мусульманам Аллахом. [62] В исламе душа (“нафс”) олицетворяет все темное, дурное и низкое в человеке в отличие от духа (“рух”) - светлого начала в человеке. [63] Аль-хавасс - “избранные” Богом, суфии. [64] Зун-Нун - знаменитый египетский суфий (ок. 796 - 861 г.г. х..э.). [65] ‘ариф - суфий, “просветленный” истиной от Бога, и достигший высшей ступени в суфийской иерархии. [66] Намек на полное погружение Бистами в мысли о Боге, а, следовательно, и “слияние” Бистами с Богом в одно целое. 1 Имам - предстоятель на молитве, также священнослужитель. 2 Ар - Раззак (Кормящий) - эпитет Аллаха. 3 Люди этого пути - суфии. 1 Вакт -время. Непредсказуемое время, когда на суфия нисходят откровения от Бога. 2 Ма‘рифа - высший тип знания для суфиев. [67] Буквально: “Я трижды произнес слово “талак” (формула развода мусульманина с женой). [68] Макам – “стоянка” (этап на суфийском пути к Богу). [69] Халь (мн.ч. – ахвал) – мистическое состояние суфия, когда он получает откровения от Бога. [70] Лаухуль-махфуз – “небесные скрижали”. [71] Намек на обычай зороастрийцев. 1 Высший тип добродетели, альтруизма и самоотречения среди прочих суфийских ценностей. 2 Ма’рифа – высший тип суфийского знания
[72]‘Илм (“знание”) - обычное человеческое знание, низший тип знания вообще для суфиев. [73] Хакика - высший тип знания, дарованный Богом суфию. [74] Муракка‘а (хирка) - суфийское платье. 1 ‘Абид (мн.ч. ‘уббад) - “поклоняющийся” - суфий, находящийся в начале Пути - тарика. 2 Халяль - разрешенные исламом продукты питания, в широком смысле - не запрещенные. 3 Харам - “запретное” с точки зрения ислама. [75] Ма’рифа - высший тип познания у суфиев. [76] Мужтахид - “усердный” в деле изучения наук, в борьбе за веру и т.д. [77] аль - Хакк - “истина” - один из эпитетов Аллаха. 1 Михраб – святилище, ниша в мечети (указывающая сторону, к которой молящийся должен стоять лицом). 2 Намек на запрет жениху-мусульманину видеть свою невесту до свадьбы. 3 “Кусочек глины” – человек. Первый человек (Адам) был создан Богом из куска глины. [78] “Мушахадат” – мистическое созерцание суфием Бога. [79] “Гарик” – полное погружение (в транс). [80] Малакут –“средний мир”, мир “божественных повелений”, месторасположение потустороннего света. 4 Ма‘рифа – высший тип знания у суфиев, в котором содержится знание о Боге. 5 Таваккул – упование на Бога. 1 Имам – предстоятель, руководитель общей молитвой. 2 Парафраз на коранические высказывания. 3 Ширк – язычество, непризнание единобожия. [81] Слова и действия пророка Мухаммада, следование которым не обязательно, но желательно. [82] Фарида – предписания ислама, исполнение которых обязательно. 3 Мискаль – мера веса, равная 4, 68 грамма. 1 Вилаятун - святость суфийских шейхов - аулия. 2 Направление в сторону Каабы, главного святилища мусульман в г. Мекка. [83] Рибат - обитель суфиев. [84] Хурматун – это слово означает жену мусульманина. [85] Вуду – религиозное омовение для отправления молитвы. 1 Зуннар – пояс, которым опоясывались огнепоклонники – зороастрийцы, намек Бистами на слабость свой исламской веры. 2 Такбир – произнесение слов “Аллаху акбар” [Велик Аллах! ]. Бистами прочел для мертвых заупокойную молитву, где такбир произносится четыре раза. 3 Ма‘рифа – высший тип познания. [86] Рибат – суфийская обитель. [87] Такбир – произнесение слов “Аллаху акбар [Велик Аллах]”. [88] Минбар –кафедра в мечети, с которой имам читает пятничные проповеди. [89] Источник цитирования неизвестен. 1 Уэйс – суфий, который сподобился божественного знания “ма‘рифа” без обязательного предварительного этапа обучения под руководством наставника - шейха. [90] ‘Ирфан – боговдохновенное знание. [91] Иносказание, намек на период мистических деяний. [92] Т.е. дошедших до конца суфийского “Пути” – тарика. [93] Т.е. находящихся в начале суфийского Пути. [94] “Отрицание” и “подтверждение” - произнесение слов “Нет богов, кроме Аллаха”. 1 “Фана” – исчезновение, растворение. Стадия экстатического состояния, в ходе которого суфий утрачивает субъективные характеристики своей личности и “сливается” с Богом. 2 “Бака” – вечное пребывание [суфия] с Богом. [95] Завия (“угол”) – суфийская обитель, часто строилась рядом с могилой шейха – наставника. [96] “Худур” – мистическое состояние присутствия суфия у Бога или своего шейха – муршида, наставника. [97] Духа – позднее утро, время до полудня. [98] Барзах – перешеек, место между этим и тем светом. 1 Дядя пророка Мухаммада. Не принял ислам, был активным врагом мусульман. Символ безверия. [99] Аль- Кушайри, Абу-л-Касим (986-1072) -знаменитый суфий и богослов, автор известной книги “Рисалат аль – Кушайрийа” и других произведений. 1 Медресе – мусульманское учебное заведение. 2 “Сама‘” – коллективное радение суфиев, исполнение ими духовных гимнов под музыку, сопровождающееся частым впадением участников в религиозный транс и экстаз. 1 Ханаках – суфийская обитель. [100] Устаз – профессор. Здесь – учитель, наставник. [101] Хаммам – купальня – баня. [102] “Макам” - (мн.ч. “макамат”) – один из мистических этапов “стоянок”, через который проходит на своем пути – тарика суфий. [103] Салятуль тахийат аль- масджид – “приветственная” молитва для мечети. входит в число необязательных, но богоугодных обрядов. [104] Риадийат – суфийский психотренинг. [105] “Салик” – идущий по суфийскому пути-тарика к Аллаху. 1 Рибат – суфийская обитель на рубежах с немусульманским миром. 2 Танбих - (предупреждение)- мистическое указание. 3 Меджлис – суфийские собрания. 4 Речь идет не о настоящем, а о мистическом сопровождении и дружбе с уже умершими шейхами. [106] Мубтадиг - тот, кто вносит в ислам новшества, “непозволительные”, с точки зрения традиционалистов. [107] “Аль- афрандж”- “франки”, люди Запада, собирательное название для христиан- греков, французов и т.д. [108] Фатва - религиозно- юридическое решение, выносимое муфтием, мусульманским религиозным авторитетом и правоведом. 4 “Гаус” - спасение, помощь. 5 Будущий основатель суфийского братства Кадирийа. 1 Кибла - направление в сторону г. Мекки. 2 Т.е. в сторону Багдада. [109] Вакф – неотчуждаемое имущество. [110] Завия - суфийская обитель. [111] Халифа (мн.ч. “хулафа”) - преемник суфийского шейха, от которого он получил официальное разрешение на обучение суфийским “наукам”. 1 Хауаджа (мн.ч. - Хваджаганг) - господин, суфийский шейх. Подразумеваются суфийские шейхи братства Накшбандийа, чей метод мистического познания стал называться “Хваджаганг”. 2 Фарсах - миля, (мера длины, равная 3000 строительных локтей, или 2250 метров). 3 Имам Малик – Малик ибн Анас аль- Асбахи (713 – 795 гг. х.э.). [112] Тафсир - комментарии. [113] Зикр - славословие и поминание Аллаха. [114] Сын Адама - человек. [115] “Вукуф адади” – “Остановка с числом” - один из принципов молитвы - зикра в братстве Накшбандийа. Суть его заключается в необходимости в промежуток между вдохом и выдохом произнести нечетное количество зикра. 1 Ханака (персидское слово) - синоним “завия”, суфийская обитель. 2 Амрад (мн. ч. “мурдун”) - безбородый, пассивный педераст-юноша. 3 Халяль - разрешенная религией пища. [116] Речь идет о концентрации суфия на своих ментальных и сенсорных состояниях, имеющих исключительно одну интенциональность (направленность) - на Бога. [117] “Ла илаха илля Аллаху” - Нет богов, кроме Аллаха. [118] Мауляна - наш господин. [119] Хазрат - господин. 3 “Нафи” - мысленное произнесение посредством сердца первой части принципа единобожия “Ла илаха” [Нет богов]. 4 “Исбат” - произнесение второй части “Илля Аллаху” [Кроме Аллаха]. 5 Закир - суфий, исполняющий зикр. 1 Подлиным орудием познания, по мнению суфиев, является сердце. Существование завесы между сердцем и Богом есть причина невежества людей. [120] Мадхия - ода, хвалебный жанр стихов. [121] Основатель суфийского братства Кубравийа. Погиб от рук татаро-монголов во время штурма г. Гурганджа. 1 “Шухуд” - состояние мистического созерцания суфием манифестации [проявления] Божественной сущности. [122] Баракат - благодать, небесный дар. [123] Муракаба – постоянный контроль и слежение за Богом, осуществляемое “оком” сердца суфия. [124] “Фани” (мн. ч. “фанун”) – “исчезающий”, суфий, сподобившийся лицезрения и слияния с Божественной Сущностью (Истиной), в результате чего происходит аннигиляция (уничтожение) всех субъективных качеств суфия, его сенсорных и ментальных состояний. 1 “Мунтахи” – суфий, достигший конца мистического пути к Богу. 2 “Фарк” – рассеянность, разбросанность, отсутствие сконцентрированности внимания суфия на Боге. [125] “Джамг” – собранность, сконцентрированность внимания суфия на Боге. [126] Т.е. повторения слов исповедания веры “Ла илаха илля Аллах” [Нет богов, кроме Аллаха]. 1 “Таджрид” – отказ суфиев от мира по причине непризнания ими за причинами и следствиями явлений земного мира онтологического значения. 2 Тафрик – стремление к уединению от людей. 3 “Мухаккик” – упрочившийся, исполнивший. [127] “Файд” - излияние, эманация божественного Абсолюта. 1 “Хулафа – у рашидун” – праведные халифы (преемники). Так мусульмане называют первых четырех преемников пророка Мухаммада, поочередно правивших после его смерти – Абу Бакра, ‘Умара, Усмана и Али. Суфии использовали данное понятие для придания авторитета своим шейхам. [128] “Явные” науки – т.е. науки о экзотерическом, обычном, в том числе религиозном знании, в отличии от “тайных” наук, как “суфийская” наука, об эзотерическом, мистическом знании и познании. [129] “Кабиратун” – (мн. число – “кабаир”) – обозначение наиболее тяжких грехов. [130] “Талиб” – требующий, взыскующий знания (студент). Тут имеется в виду суфий, прошедший начальные этапы суфийского “пути” [131] “Фарсах” – миля, фарсанг (мера длины, равная 2250 метрам). [132] “Камаль” – высшая степень совершенства суфия. 1 “Джахри” – громкий, произносимый вслух. [133] “Сирр” - тайна, метафорическое обозначение истинного духовного начала в человеке, которое должно связывать его с истинным в мире – с Богом. [134] Буквально: “пока тот не встретил своего самого высокого друга [Бога]” 1 “Аль-хамсу” – пять ежедневных молитв. 2 “Файд” -излияние, эманация. Процесс порождения мира из божественного источника. [135] Иман – вера в единого Бога и в остальные догматы мусульманской религии. 1 Т.е. Бог. 2 “Талкин” – внушение умирающему для того, чтобы он перед смертью подтвердил свою веру в единого Аллаха. [136] Мансур ал – Халладж (ок. 858-922 х.э.), знаменитый суфий, автор многих экстатических и парадоксальных высказываний. Казнен (распят) в Багдаде. [137] “Ид” – праздник. “Идан” – два великих мусульманских праздника. Первый – по случаю окончания мусульманского поста. Второй – Курбан- Байрам, праздник жертвоприношения. [138] “Азаль” – до начала времени. 2 “Халяль” – пища, разрешенная религией. 3 “Тахир” – мусульманин в состоянии ритуальной чистоты после совершения омовения “Тахарат”. 1 “Халватун” – место уединения, или тайная беседа с Богом (у суфиев). [139] “Факир” –бедняк, нищий. Синоним и распространенное прозвище суфиев, охотно принимаемое ими. 1 “Гуюб” (ед.ч.- гайб) – тайное, сокровенное. [140] ‘Арифун” – самые совершенные суфии. [141] “Таваф” – ритуальный обряд обхода Каабы. 1 “Иршад” – наставничество, обучение шейхом суфия-ученика. [142] Хиджаз - западная прибрежная часть Аравийского полуострова, где расположены г.г. Мекка и Медина. [143] Завия (мн.ч.-завая) - суфийская обитель. 1 Ташаххуд - коленопреклоненная поза молящегося в середине или в конце молитвы, когда он произносит слова исповедания веры. 2 “Фазлакатун” - краткое изложение, подытоживание. Здесь в смысле “отборный”, “ лучший”. [144] “Уэйс” - совершенный суфий - ‘ариф, достигший этой степени без обучения у шейха. [145] “Каср аль-’’арифан” - Дворец “‘арифов”. 1 “Салят” (пер. намаз) - каноническая молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама. 2 “Саджда” – поклонение молящегося, когда он, стоя на коленях, касается носом и лбом пола. 3 “Кашф” - способность к откровениям и к проникновению в чужие мысли, умение читать мысли постороннего. 4 “Калансуа” - суфийская войлочная шапка. [146] “Йакзатун” - - бодрствование суфия, его “пробуждение” от погружения в мир и обращение к Богу как единственному “объекту”, достойному внимания суфия. [147] “Тауба” - раскаяние и отказ суфия от всего мирского. [148] “Ракагат” - цикл молитвенных поз и движений в молитве, сопровождаемых чтением молитвенных формул. [149] “Тарик” - “Путь” или состояние движения суфия к Богу, т е.метод постижения Истины. [150] Намек на кораническое высказывание: “Он - тот, кто сотворил небеса и землю в истине; в тот день, как Он скажет: “Будь! ” - и оно бывает”. (Коран 6: 73). [151] “Дарих” - гробница, мавзолей, сооруженный над могилой суфийского шейха. [152] “Амр биль магруф” - исполнение предписаний Бога. [153] “Нахи аниль мункар” - воздержание от порицаемого Богом. [154] “Сака” - виночерпий, разносчик воды, водонос, торговец водой; тот, кто орошает землю. [155] “Дервиш” - бродячий суфий. [156] Возвышение Халиля не соблазнило шейха Бахаутдина обратиться к соблазнам дворцовой жизни. [157] “Асхабы” - подвижники, праведные суфии. 1 Душа, по мнению суфиев, - источник всего греховного в человеке. Поэтому обуздание души есть одна из задач суфиев. [158] Поллюции (мед.) - непреднамеренное истечение спермы у юношей, достигших половой зрелости, и у мужчин. [159] “Фана” - “ отключение” суфия, аннигиляция его “Я”, состояние, сходное с состоянием нирваны. [160] Т.е., несуфийское, неэзотерическое знание. 1 “Вужуд” - существование, бытие, экзистенция. [161] “Тажарруд” - беспристрастность, незаинтересованность суфия в мирской суете, его разрыв с миром. [162] “Махин” - стирание. “Махин сифат” - исчезновение и аннигиляция субъективных сенсорных и ментальных качеств суфия в ходе его погружения в созерцание Бога и растворения в Нем. Сходен с состоянием “нирвана”. [163] “Матыйа” - верховое животное, средство передвижения. Суфии использовали это слово для обозначения мистических средств приближения суфия к Богу. [164] Намек на суфийский идеал воздержанности, аскетизма и нищеты. “Факр” [бедность] - средство для суфия, чтобы порвать с миром и слиться с Богом. [165] Речь идет об авторе широко известного суфийского произведения “Рашахат аль-унс”, Абд ар-Рахмане Джами. 1 “Ният” - намерение, цель, помысел. Намек на высказывание пророка Мухаммада “Иннама аль-агмалю бин-нияти” (“Воистину, всякое действие оценивается по намерению). 2 Арабы обычно не читают последнюю букву “та”, если делают паузу или остановку, а делают придыхание, похожее на букву “х”. 1 “Дунья” - земной, бренный мир, символ неистинности и иллюзий. [166] “Муракаба” – контроль, внимательное слежение за своими состояниями и созерцание Бога. [167] “Мушахада” - созерцание Бога. [168] “Мухасиба” – проверка, контролирование суфием своих состояний. 1 “Вукуф адади” - контроль за тем, чтобы мысленно произносимый зикр отправлялся в строгом соответствии с установленным числом повторов и в согласии с установленной формулой.
[169] Хадис–кудси — сообщения пророка Мухаммада о словах Аллаха, не вошедших в Коран. [170] Намек на кораническую историю пророка Ибрахима, который с помощью Аллаха спасся от огня язычников, куда те его бросили (Коран 21: 50-70). [171] Намек на отступление членов общин христиан и иудеев от предначертаний Бога, изложенных еще пророку Ибрахиму [Аврааму]. 1 “Миградж” – вознесение на небо. Пророк Мухаммад совершил миградж. 2 Прославление, произнесение слов “Аллаху акбар” (Аллах велик!). 3 “Сиям” или “саум” – мусульманский пост. [172] “Нафс” – душа, источник всего плохого и греховного в человеке, по мнению суфиев. Следовательно, для суфия необходимо поступать вопреки желаниям души, бороться с ней. [173] “Ширк” – акт проявления безверия в единство и единственность Бога, самый тяжкий грех. [174] “Кашф” – раскрытие и обнаружение тайного и сокровенного, т.е. истинного. [175] “Абид” – много поклоняющийся Богу, начинающий суфий. 1 “Мунафик” – лицемер, который внешне принял ислам, но внутренне не уверовал в Аллаха. 2 “Истинжа” - подмывание или очищение после испражнения водой или предметами, как мелкие камни. 3 Намек на высказывание пророка Мухаммада “Дарите друг другу и возлюбите друг друга! ” [176] “Ма‘рифа” – высшее абсолютное знание о Боге. [177] “Салят-магриб” – четвертая ежедневная молитва, совершаемая после захода солнца. [178] Мир “фана” – земной мир, сотворенный и подлежащий гибели и исчезновению. Земной мир, по мнению суфиев, обладает мнимой действительностью. [179] Мир “бака” – вечный мир, область божественных вечных идеальных сущностей. 1 “Вакф” – неотчуждаемое имущество, предназначаемое для определенных целей. [180] Достигла зрелости, стала девушкой. 1 Сахва-ясность, прозрачность сознания. [181] ‘Илм – знание. Имеются в виду мусульманские ученые-ортодоксы, критически относящиеся к суфизму и не приемлющие основные принципы суфизма.
[182] Здесь святость, угодничество (близость к Богу) и суфизм тождественны. [183] “Фани” - суфий в состоянии “фана”, полного отключения от земного мира. [184] Библейский пророк, персонаж Корана. 1 “Фатва”- решение по религиозно-юридическим вопросам. [185] “Куфия” - шапочка, вокруг которой навертывается тюрбан. 1 “Маджзуб” - суфий, охваченный безудержным влечением “джазб” к Богу и находящийся в экстазе и трансе. 2 Способ гадания. [186] Речь идет о мистической службе и дружбе, после чего шейх Бахаутдин Накшбанд дал шейху Я‘кубу “иджаза” (право на обучение суфиев-муридов). [187] Женщины-суфии. [188] “Кабд” - мистическое состояние, которое можно охарактеризовать как охваченность сердца суфия страхом перед Богом. [189] “Ажнаби” - чужой, чужестранец. В юридическом смысле “ажнаби” - любой мужчина, не входящий в число близких мужчин-родственников, и поэтому не имеющий права заходить в дом. 1 “Ташаххуд” - элемент мусульманской молитвы - “салят”, когда молящийся, сидя на корточках, произносит слова исповедания веры “Нет богов, кроме Аллаха, Мухамммад - его пророк”. 2 “Салят-‘иша – последняя из ежедневных пяти молитв - “салят”. 3 Сидеть скрестив ноги и обратившись лицом в сторону Мекки. 1 “Сама‘” - коллективное радение суфиев с исполнением плясок и чтения стихов мистического содержания. [190] “Барас” - проказа. “Абрас” - больной проказой, альбинос. [191] “Махин” – “стирание” и “исчезновение” всех чувств суфия, его “Я”, в процессе погружения в транс. 1 В данном случае речь идет об убежденности в подлинности (правде) Бога и об убежденности в Боге как таковом. 2 “Халифа”- в данном случае речь идет о правителе Арабского Халифата периода его классического расцвета. [192] “Зиндик” (мн.число – “занадикатун”) – еретик, подрывающий основы исламской веры. [193] Люди “исар” - альтруисты, предпочитающие жертвовать собой ради других. 1 “Джамгинатун” - концентрация внимания суфия на единственном “объекте” - Боге. 2 “Амрад” (мн.число “мурд” или “мардау”) - безбородый юноша. [194] Местность вблизи Мекки, где совершаются некоторые из обрядов и ритуалов паломничества. [195] Абу Ханифа (699-767 г.г. х.э.), богослов, факих, основатель и эпоним ханифитского мазхаба. [196] “Шериф” (мн. число – “шурафа”) – знатный человек, представитель аристократии, благородный человек, а также титул потомков пророка Мухаммада. Здесь имеется в виду потомок пророка Мухаммада. 1 Намек на коранический аят, где говорится, что Аллах незаметным образом заманивает грешников и неверующих в Него в западню, где внезапно обрушит на них свой гнев. “Оставь же Меня с тем, кто считает ложью этот рассказ; Мы постепенно сведем их, так что они не узнают”. (Коран 68: 44). [197] Амир - начальник, губернатор, вельможа. [198] Первых и последних – т.е. людей. [199] “Шахрухия” - монета, выпущенная в годы правления шаха Руха. 1 “Лаух аль-махфуз” - “хранимая доска”, священное писание. 2 “Верховный полюс” - одна из высших ступеней в суфийской иерархии. [200] “Фани” - суфий, сумевший достичь состояния “фана” [утраты “Я”, исчезновения и слияния в Боге]. [201] ‘Уурратун – белая звездочка на лбу лошади, признак породистости и чистокровности. 1 Подразумеваются сторонники теории, согласно которой Абсолют [Бог] реализуется в явлениях и сущностях мира, а мир становится необходимым модусом и ипостасью его [Абсолюта] бытия. 2 Учение “таухидун шухудийун” или “вахдат аш-шухуд” обычно связывают с Ахмадом Сирхиндим, который критиковал сторонников учения “вахдат аль-вуджуд”, и считал, что если они придерживались постулата “Все есть Он”, то его постулат — “Все из Него”, что не противоречит сунне и шариату. [202] Имеется ввиду духовное общение шейха-наставника и суфия-ученика в уединении, когда они концентрируют свои помыслы на мысленном образе друг друга, что вначале дает духовный контакт, а затем духовное единение. [203] “Актаб” (полюса) - суфийские шейхи. “Кутб (полюс) - суфийский шейх, “владыка” времени. 1 “Праведные халифы” - Абу Бакр Сиддик, ‘Умар ибн Хаттаб, Усман и Али, последовательно правившие после смерти пророка Мухаммада. [204] Махди – провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах. 1 Ахмад Сирхинди сравнил себя чуть ли не с Богом. См. стих - аят из Корана: “Он - тот, который сделал вам из дерева огонь, и вот - вы от него зажигаетесь”. (Коран 37: 80). 1 Абу Ханифа (699 - 767 по х. л.), Шафиги (767 - 820 по х. л.), также Ахмад Ханбал и Малик ибн Анас — факихи, основатели 4-ех мазхабов мусульман-суннитов. [205] Автор описывает шейха Ахмада Сирхинди как человека, строго следовавшего предписаниям ортодоксального ислама, как последовательного суннита. 2 Намек на суфиев других братств, практикующих радения и пляски. [206] Намек на кораническое высказывание “О ты, душа успокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди с Моими рабами, Войди в Мой рай! ” (Коран 89: 27 - 30). 1 То есть, весь комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман. [207] В переносном смысле, не в смысле физического недуга. [208] Речь идет об известном противопоставлении суфиями теоретического знания ‘илм интуитивному знанию сердца “якин” в пользу знания сердца “якин”. [209] Сама‘- коллективное радение суфиев с распеванием мистических стихов. [210] Игра слов. Суфии однозначно под словом “важд” понимают не обретение чего-то материального, а экстаз, наитие, обретение откровения свыше. Речь тут идет о высшем суфии, который не обретает “важд” (экстаз), а всегда обладает этим состоянием, и, значит, не находит его. [211] “Худжуб” [ед. число - “хиджаб”] — завесы, скрывающие божественные тайны и сущности. [212] “Шатахат” - (ед. число - “шатх”) - изречения, произносимые суфием, утратившим контроль над собой в момент мистического экстаза (важд). [213] Два главных произведения великого суфия Ибн Араби, названные впоследствии “Энциклопедией суфизма”, поскольку в них со всей полнотой и глубиной изложены сущность и принципы эзотерического суфийского учения. [214] “Шариат” — закон, предписания, комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют ценности и религиозную совесть мусульман. [215] “Хакикат” — созерцание Бога, абсолютная истина суфиев, снятие завесы из материальных вещей и лицезрение качеств Бога. [216] Ссылка на суфийское произведение “Викайат” [Ограждение от заблуждений]. [217] “Актаб” [ед. число — “кутб”] — “полюсы”, “аутад” [ед. число - “уатад”] — “опоры”, “абдал” [ед. число — “бадал”] — “замены”, “афрад” [ед. число —- “фард”] — “уникумы” — это титулы и степени высших суфийских шейхов. [218] “Инсан камил” — термин, впервые использованный Ибн Араби. Он полагал, что “Инсан камил” — зеркало, в котором Бог созерцает свои атрибуты, заключенные в Нем в потенции. [219] Намек на кораническое высказывание: “Мы [Бог] сказали: “О, огонь, будь прохладой и миром для Ибрагима! ” (Коран 21: 69). В суре “Пророки” рассказывается, как Аллах спас пророка Ибрагима от огня, куда его бросили язычники. [220] “Ар-равафида” (ед. число — ар-рафид) - рафидиты, одно из распространенных прозвищ шиитов. [221] Слово “вино” здесь приводится в аллегорическом смысле. [222] Установление тесной духовной связи между учеником и учителем. “Таваджжух” — это практика концентрации помыслов учителя и ученика на мысленном образе друг друга, что вначале создает духовный контакт, а затем духовное единство учителя и ученика. [223] “Мурад” — суфий, безудержно влекомый к Богу в состоянии транса, без усилий преодолевающий все преграды, которые как бы сами “уступают” ему дорогу. 1 Здесь нет противоречия. Само сравнение шейха Хабибуллы Мазхара с шейхом Мухаммадом Афдалом (хотя последний занимал в суфийской иерархии более высокое положение) в глазах суфиев свидетельствовало о необычайных успехах шейха Хабибуллы Мазхара. [224] Аль-Халладж, Абу Мугис Хусейн ибн Мансур (род. 850 г. — казнен 992 г. х..э.) — выдающийся суфий, казненный за свои проповеди. [225] Ханифитского мазхаба — одного из четырех главных юридическо-правовых школ суннизма. 1 Два авторитетнейших сборника хадисов (высказываний пророка Мухаммада), составленных аль- Бухари Мухаммадом (810 — 870 г. г. х. э.) и Муслимом (817 или 821 г. х. э.). [226] Намек на кораническое высказывание: “И ты увидишь, что горы, которые ты считал непоколебимыми, помчатся, словно облака, Аллахом сотворенные, исполнил Который все в совершенстве” (Коран 27: 88). [227] “Вино заук” — метафора, обозначающая начало погружения суфия в сокровенный мир тайн, которые будоражат и опьяняют его. [228] Намек на коранический аят: “О, ты, душа успокоившаяся! ” (Коран 89: 27). [229] Слова аль-Халладжа (казнен в 922 г. х..э. в Багдаде). 1 Ас-Сафа и аль-Марва ‑ два холма возле Каабы, между которыми паломники совершают бег после исполнения обряда таваф. [230] Типичные слова из лексикона суфийских шейхов. [231] В тексте “иджаза” вместо слова “руки” написано слово “рука”, то есть в единственном числе. 1 Один из составителей сборников хадисов о пророке Мухаммаде. [232] Таваджжух — концентрация мыслей учителя и ученика на мысленных образах друг друга для достижения духовного единства. 1 Намек на аят: “Поистине, Мы даровали тебе [, Мухаммад] изобилие! ” (Коран 108: 1). [233] Намек на приближающуюся смерть. [234] Речь идет о его наставничестве вообще, а не конкретно о практике “таваджжух”. [235] Со смертью пророка Мухаммада прекратился прямой контакт мусульманской общины с Богом и появление новых пророков стало уже невозможным. 1 Аш-Шафиги, Абу Абдаллах Мухаммад ибн Идрис (767 ‑ 820 г.г. х.э.) — факих, основатель собственной богословско-правовой школы. [236] Ореол светящейся короны, которую можно увидеть только в случае полного солнечного затмения. [237] Муджтахид ‑ ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам фикха. [238] В первый раз он совершил упомянутое избавление от своих вещей после возвращения из Мекки с хаджжа. [239] “Аль –Гази” - “Борец за веру”, почетный титул отличившихся в “войне за веру”, ставший частью титулов и имен мусульманских правителей. 1 “Насик” (мн. ч. “нуссак”) ‑ отшельник, подвижник, аскет. [240] Имеется в виду “фарк сани” ‑ следующее состояние суфия после “фана” ‑ растворения суфия в Боге. Состояние “фарк сани” [второй “фарк”] ‑ возвращение суфия к ясности сознания после угасания его “Я” в ходе “фана”, но уже на более высокой стадии, когда суфий видит Бога глазами Бога. Первый же “фарк” [“фарк аввал”] — это состояние суфия, загороженного созданиями от видения Бога. [241] Для более подробного ознакомления с обстоятельствами переезда шейха Халида в Дамаск см. статью “The Naqshbandiyya - Mujaddidiyya in the Ottoman lands in the early 19th century” by Butrus Abu-Mannen // Die Welt des Islams // ‑ Volume XXII ‑ Leiden ‑ E.J.BRILL ‑ 1982. [242] Вакф ‑ имущество, завещанное на благотворительные цели, вакуфное имущество. [243] Мечеть в южной части аль-Харам аш-Ш’ариф в Иерусалиме, одна из важнейших святынь ислама. (См. подробнее “Ислам. Энциклопедический словарь. -- М.: Наука. 1991). 1 Арафат --название горы возле Мекки. (День Арафата — 9-ый день месяца Зу-ль-хиджжа, который паломники проводят на горе Арафат). [244] Игра слов: 1. “Аль-Кудс” [Священное] ‑ город Иерусалим. 2. “Аль-Кудс” [Священное] ‑ святость Аллаха. 1 По представлениям мусульман, правоверные удостаиваются мученичества не только на войне, но и во время эпидемий, болезней, катастроф и так далее. [245] Шейх Халид был родом из курдского племени Джаф, представители которого считали, что их предком является Усман ибн Аффан. [246] В мусульманских странах до недавнего времени начало суток отсчитывали от захода солнца. Шейх Халид умер в четверг после захода солнца, то есть в пятницу, согласно мусульманскому календарю. 1 Намек на коранический рассказ о пророке Мусе [Моисее], который просил Бога показать себя ему. Бог встал на гору, которая тотчас разрушилась, а Муса упал, как сраженный молнией и громом. “А когда открылся его Господь горе, Он обратил ее в прах, и пал Муса [Моисей] пораженным” (Коран 7: 143). [247] 1. “Аль-Футухат аль-маккийа” — многотомное сочинение выдающегося суфия Ибн Араби (1165 — 1240 г.г. х.э.) [248] Это высказывание, является перефразировкой известного изречения выдающегося суфия Ибн Ата Аллаха Александрийского (см. книгу Ибн Аджиба “Иказ аль-химам”. Каир, Даль аль-ма‘ариф, - 1985г., стр. 59). [249] “Талкин” — инструктаж, обучение шейхом ‑ наставником суфия-мурида исполнению зикра, принятого в братстве. 1 Ибн Хаджар — крупный ученый-богослов, автор многих книг. [250] “Вино” — условное обозначение высшего, обладающего опьяняющей силой, божественного знания “ма‘рифа” и любви к Богу. [251] Ракагат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул. [252] “Калб” (сердце) — ключевое понятие суфизма. Суфии рассматривают “калб” как орган познания, наделенный видением самой сущности вещей и сущности Бога. [253] Покрытие, охватывание, овладевание. [254] Ахмад ибн Ханбал ‑ основатель одного из четырех канонизированных суннитских мазхабов, догматико-правовой школы, богослов и автор сборника хадисов. [255] Ат-Тирмизи и аль-Хаким ‑ авторы сборников хадисов. [256] Аль-Газали, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси (1058 ‑ 1111 гг. х.э.) ‑ крупнейший теолог, философ и факих. В конце своей жизни обратился к суфизму. Получил почетное прозвище “Худжжат аль-ислам” [Довод ислама]. 1 Зикр ‑ упоминание, воспоминание, поминание. [257] Мусульманское предание гласит, что первый человек Адам сразу же после сотворения его Аллахом из глины, чихнул и восхвалил Бога словами “Аль-хамду лиллахи” (Хвала Аллаху!). [258] Т. е. произнесение (мысленно) формулы исповедания веры: “Ла илаха илля Аллаха Мухаммад расулу Аллахи”. ‑ Нет богов, кроме Аллаха, и Мухаммад ‑ Его пророк. [259] См. словарь суфийских терминов (ниже). [260] Намек на кораническое высказывание: “А когда они приходят к тебе препираться, то говорят те, которые не веровали: “Это — только сказки первых! ” (Коран 6: 25). [261] Абу аль-Хасан аш-Шазили (1196 ‑ 1258 г.г. х.э.) ‑ основатель североафриканского суфийского братства аш-Шазилийа. 1 Аль-Кушайри, Абу-л-Касим (986 ‑ 1072 г.г. х.э.) ‑ богослов и суфий, автор классического суфийского трактата “Ар-Рисалату фи-л-гилми ат-тасаввуф”. 2 “Мухашшин” ‑ комментатор, пишущий на полях книги, которая тоже зачастую может быть комментарием на другую книгу. 3 Возможно, речь идет о произведении аль-Газали “Воскрешение наук о вере”. 1 Эти слова невозможно перевести с арабского языка на русский привычной фразой “поклонение Богу душой и телом”, так как для мусульман, и особенно для суфиев, душа является обозначением низкого и низменного в человеке. Суфии обозначают духовное в человеке, которое поклоняется Богу, словом “сердце”. 2 Представитель маликитского “мазхаба”, основан Маликом ибн аль-Асбахи(713 ‑ 795 г.г.х. э.). [262] Ханифитский “мазхаб” ‑ один из четырех догматико-правовых толков мусульман-суннитов. Основатель этого мазхаба ‑ Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит (699 ‑ 767 г.г. х.э.) ‑ богослов и факих. [263] Молчаливый зикр — третий вид зикра (см. выше). 1 Кааба ‑ главное святилище ислама, расположенное в Мекке, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы. [264] Ракагат ‑ цикл молитвенных поз и телодвижений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул. [265] Первая часть этой фразы (Нет богов, кроме Аллаха) является отрицанием (“Нет богов”), а вторая часть является утверждением (“кроме Аллаха”). [266] “Фана” ‑ мистическое состояние погружения суфия в Бога, утрата суфием своего “Я”, его самости, его отключение от всего в мире, кроме Бога. [267] “Бака” ‑ мистическое состояние возвращения суфия из состояния “фана”, но уже с твердым и ясным постижением Бога во всем и в себе. 1 Слово “сердце” здесь употреблено в мистико-познавательном значении, т.е. подразумевается как духовный “орган” постижения божественной истины. [268] “Ходжа” (мн. число ‑ “хваджаганг”) ‑ обозначение члена суфийского братства “хваджаганг”, основанного шейхом ‘Абд аль-Халиком аль-Гудждувани и получившего впоследствии название Накшбандийа. “Хатм” ‑ “печать”, то есть, “хатм аль-хваджаганг” ‑ завершение, заключительная часть ритуального обряда. [269] На самом деле аят звучит по другому: “Не распоряжайтесь имуществом сироты” (Коран 6: 152). [270] “Муджтахид” (мн. ч. ‑ “муджтахидун”) ‑ ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важнейшим вопросам фикха. 1 Аль-Джаббар — Могущественный (эпитет Аллаха). [271] Шейх-аль ислами (шейхуль-ислам)‑ “старейшина ислама”, почетный титул наиболее авторитетных муфтиев и факихов. [272] Фукара (ед. число ‑ факир) ‑ “бедные”, синоним суфиев-аскетов, дервишей, бродячих суфиев ‑ “маламатийа”. [273] Джалал ад-дин Абдурахман ибн Абу Бакр ас-Суюти ‑ выдающийся богослов, соавтор комментария к Корану, известного как “Тафсир аль-Джалалейн”. [274] Факир (бедный) — суфий. [275] Фукара (бедные) — суфии [276] “Шариат” – комплекс закрепленных Кораном и сунной пророка Мухаммада предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение. [277] “Тарикат” (путь или “тарика”) – слово, служившее сперва для обозначения метода мистического познания суфиями Божественной истины. В дальнейшем, в связи с усложнением организационных структур объединений мистиков-суфиев, слово “тарикат” стало обозначением свода всех частных мистических учений суфиев и практических методов, которые культивировались в системе братств - “тарикатов”. [278] “Хакикат” – суфийское понятие, служит для обозначения упразднения (замены) человеческих качеств суфия Божественными качествами. [279] Аль-Фатиха — название 1-ой суры Корана. Произносится при завершении подобных молитв. 1 Эти два слова – “Шейх аль- Газали” – скорее всего были по ошибке напечатаны в этом месте. [280] Каноническая молитва из двух “ракагатов”, – богоугодна, но необязательна (сунна). Молитва-”салят” (фард) – обязательна. [281] Причина — Бог (как Первопричина).
|