![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА:Физическая культура в России в 18-19 вв.
1.Введение Физ. воспитания в учебных заведениях 2.Военно-физическая подготовка в русской армии. 3.Физическое воспитание и спорт в народном быту.
К концу 17в Россия представляла собой обширное многонациональное централизованное гос-во (феод.-абсолютисткое).В стране произошли значительские сдвиги в экономике и культуре, но все еще отставала от передовых стран Европы.Это было вызвано: - многолетним татаро-монгольским игом. - частыми войнами с внешними врагами - внутренними междусобицами - оторванностью от морских путей сообщения Перед страной возникла необходимость в дальнейшем развитии промышленности, воен.дела, усовершенствовании гос.аппарата, роста науки, техники, просвещения. На решение этих задач в нач.18 в. были направлены большие эк., адм., военные и просветительн. преобразования Петра1.Быстрыми темпами стали развиваться металург. пр-ть, мануфактурное производство, усиленно укреплялось, военное могущ.гос-во росло его межд.значение, много внимание уделялось подъему русской нац. к-ры. Но все это проходило под знаком укрепления власти дворян, помещиков и купцов, их возвышения. Реформы, проведенные в н.18в.оказали существеное влияние на развитии Ф.К. Особенно роль в развитии Ф.В. сыграли преобразования в области просвещения и военного дела. 1. В условиях тех больших преобразований, кот.проводилось со времен Петра 1, неизмеримо возросли потребности в квалиф.кадрах.—Открытие спец.учебных заведений(кадры для промышленности, армии, флота, гос.службы) 1701г-Москва-школа матем.и навигацких наук Сухарева башня. Впервые Ф.К.-введена и в др.уч. заведения: -общеобразоват.гимназия - морская академия - кадетские корпуса. Учебные заведения гл.обр. были рассчитаны на обучение дворянской молодежи. Иногда в них принимали лиц. из др. сословий, проявившихся склонность интерес к учебе. К осн.ср-вам Физ.Восп-ия в зависимости от условий мест занятий, наличия учителей и специфики уч.заведения относились: - фехтование(рапирная наука) - верховая езда - гребля - парусное дело, - стрельба из пистолета - танцы и игры 2п 18в- открылись гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. - привитие внешних манер поведения умения вести себя в высшем свете - наряду с др.предметами фектование, танцы, светские манеры Н.19 в.- создалась гос.система образования в стране. 1802-учреждено министерство народного просвещения. Отстаивало в области образования классовые интересы дворянства, помещиков, купцов/. 1804-Устав учебных заведений: система образования (приходские и уездные училища, гимназии и университеты), (1828, 1852)-реформы не внесли изменений в постановку Ф.В. в учебных заведениях.Реакционная антинаpодная политика царицы направленная на укрепление сословной системы образования привела к тому, что в приходских и уездных уч-щах Ф.В. не было даже предусмотренно. В гимназиях и университетах- Ф.В.числ. как необязательный предмет, там где есть возможность заниматься телесными упражнениями /средства, помещения, учителя)-возможности как правило отсутствовали. Педагоги: А.Н.Радищев.Н.И.Новиков Г.С.Сковорода В.Г.Белинский Высказывались о необходимости и полезности Ф.В. в уч.заведениях наряду с др.предметами.Что не поддерживалось, а отрицалось царскими правительством.Несколько лучше Ф.В., было поставлено в закрытых дворянских уч.зав.-ЛИЦЕЯХ.(Царскосельский лицей: Специальный зал для занятий: сучителем фектованием.гимнастикой, др.упр.и играми) 2. Военные реформы к 17 и н. 18в. оказали решающие влияния на создание системы военно физической подготовки русской армии.Начало положил ПЕТР1: Семеновский и Приображенский полки, которые формировались из людей, различных по своему положению: выходцы из дво рян, бояр, купцов, ремесленников...1-ое время осн.внимание уделялось ВОЕННЫМ ПОТЕХАМ (играм), в которых совершенствовались боевая выучка солдат, развивались ловкость, выносливость, сила, быстрота. Воен.Физ.подг. и учения проводились в условиях, приближенных к боевым.Овладение штыковым боем (рукопашная схватка)в воен.играх участвовало до 30-40тыс.чел.Стрелечкие полки -Семеновский, Преображенский полки.1694г-с.Кожуховое - большие военные потехи, как репетиция перед Азовским походом.(искусствобрать построенные крепости, преодолевать препятствия) При ПЕТРЕ1 положено начало Военно-Морского Флота.Решительные меры по обучению военно-морскому искусству.(р.Яуза-Переславское озеро-Белое море Архангельском-обучение парусному и гребному делу).После смерти ПЕТРА(1725г) насаждались иностранные методы подготовки войск.ОБУЧЕНИЕ ненужным приемамм, муштра, парадность. П.А.Румянцев Ф.Ф.Ущаков А.В.Суворов в своих подразделениях старались сохранить и развить Петровские традиции. Александр Васильевич Суворов (1730-1800) Поднял систему подготовки войск на такую высоту, на которой она не стояла в те времена ни в одной стране мира.(Свидетельст во этому победы Суворова) Литерат." Полковское учреждение" Произведения." Наука побеждать": Воен.Физ.Подгот.солдат и офицеров. Суворовские принципы: субординация(подчинение, дисципли на), экзерциция(обучение, упражнение), храбрость, победа, чистота, здоровье, бодрость.Обучать тому, что встречается вбою, развивать быстроту, умениеопределять дистанцию, воспитывать решитель ность и натиск.Широкое применение в обучении приемам штыкового боя. Офицерам: фектование и верх.езда. +Морально волевая подготовка, воспитание преданности РОДИНЫ, мужества, смелост. М.И.Кутузов, П.И.Богратион развивали это направление (+ге нералы, офицеров отечественники в-ны 1812) С окончанием в-ны и созданием 1815г-" Священного Союза" -время реакции в русск.ар мии.Суворовские принципы забыты, насаждение: муштры и шагисти ки, изучение бессмысленных артикулов (приемов)палочная дисциплина.Что особляло боеспособность армии. К 30х 19в-попытки внести кое-какое изменение, направленные на улучшение Физ.Подг. в армии.В нек.воен.соединеиях стали проводиться спец.занятия по гимнастике и фектованию.Ф.Под-ка начала выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий.1838г-разработана инструкция по применению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были обеспечить: 1)Ф.развитие солдат, укрепление их здоровья. 2)способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. Занятия проводились в спец.городке, образованном различными сна рядами(канаты, лестницы, шесты, брусья).Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения в силу косности и реакционности военного командования. Поражению царской России в Крымской войне в сер.50-хгг.19в обнаружило всю гнилость и бессилие крепостнических порядков в стране. Оно вскрыло существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск. Просветительные, военные и другие реформы 18в. не оказали существенного влияния на ФВ народных масс Российской..... в народных школах. ФВ отсутствовало. Единственным способом ФВ неимущих слоев населения оставались самобытные формы Ф Упр. и игр: В народном быту 18в. и 1п. 19в. продолжали сохраняться и развиваться многие виды игр и упр., прошлых веков.Несмотря на царские указы об их запрете (1726, 1832 идр.) и гонения со стороны церкви, они продолжали переходить по традиции от поколения к поколению.Игры и Ф У отражали производств. деят.людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыбаловство) военный и семейный быт народа, имели спортивную направленность: игры и упр. без предметов (б-ба, кулачные бои, прыжки, бег на перегонки, горелки, гуси-лебеди) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячем, шаром, жгутом). Кроме того широкое распространение имели: ходьба на лыжах, катание на санках, деревянных коньках с металлич. полозьями.Продолжали бытовать и развиваться: плавание, гребля, хождение под парусами, верховая езда, стрельба из лука. Весь этот комплекс игр и упр. составлял самобытную народную систему Ф В. Она дополнялась народными средствами закаливания с использованием естественных сил природы: купание в холодной воде, обтирание снегом. В пр-ссе игр и Ф У воспитывались: сила, ловкость, быстрота, выносливость, меткость, сообразительность. Высокие морально-волевые и физ. качества народные массы проявляли в борьбе за социальную спаведливость в отрядах Болотникова и Пугачева, в борьбе за независимость нашей Родины в отечественной войне 1812г. и др. Многие нар. Ф.У. и др. игры нашли свое отражение в изобразительном искусстве, поэзии, худ. лит-ре. Скульптура А.А.Иванова " Юноша, играющий в города", А.В.Логановский " Парень, играющий в свайку", Н.С.Пименов " Парень играющий в бабки".Художн. В.И.Суриков " Взятие снежного городка." А.С.Пушкин, С.Т.Аксаков (1806г. - кулачн.бои, Н.Г.Помяловский -" -) нар. игра в нож.мяч КИЛА. Народы России использовали развл. игры, упр. и состязания не только как забаву, но и как ср-во подготовки к б-бе со своими внутр. и внешними врагами. С развитием кап. отношений в стране усилилась эксплуатация нар. масс и их обнищание. Рост промышленности и торговли требовал притока рабочей силы. Происходила большая миграция сельского населения в город на заработки. В этих условиях, с одной стороны, в сельской местн. происходил упадок самобытн. форм Ф.В. народа, а др.стороны среди жителей городов распространяли народные Ф.У. и игры. 4. Спорт и игры в быту дворянства. Гос.преобразование в области экономики, военного дела и культуры, п роведенные в18в. обеспечили возвышение дворянского сословия. Царское правительство стало стремиться к повышению духовной и физ. культуры дворян. 1717-" Юности честное зерцало" (свод правил поведения молодых дворян в высшем обществе) Придворные навыки: экзерциция, конная езда, танцевание, шпажная битва, разговорные навыки, ясная речь, обучение по книгам. учреждались Ассамблеи (дворянские собрания, игры и др.развлечения).Особое внимание Петр 1 уделял привлечению дворян парусному, гребному делу с целью пополнения военно-морского флота офицерскими кадрами. 1719-указ о создании Невской флотилии с регламентом в обучении парусному, гребному делу/в определенные дни и часы обучение на Неве, бесплатное пользование 141 судном, двоорянам/. После смерти Петра 1 пришло в упадок.Екатерина и Елизавета безуспешно пытались возродить регламент. 1846-СПб-открытие императорского Яхтклуба./125 членов прибл. к Николаю1/ В быту дворянской знати были развиты: фехтование, стрельба из лука, ружей, пистолетов, охота, верховая езда(М+Ж). Кроме того это способствовало подготовке дворян к военной офицерской службе. Дуэли: фехтование и стрельба из пистолета. Для обучения фехтованию и верховой езде приглашались специалисты- иностранцы/ фехтмейстеры, берейторы/. Первая половина 19в. - получили распространение различные фехтовальные, стрелковые, гимнастические, плавательные частные заведения, предназначенные для аристократических кругов, основывались иностранцами для обогащения, их деятельность строилась на коммерческих началах. Иногда устраивались соревнования по стрельбе и фехтованию/ 1808 г./, периодически по конному спорту/ бега, скачки/, на русских тройках.Для занятия и развлечения строились спец.сооружения: манежи, тиры, ипподромы, катальные горы. К 1половине 19в начали выходить пособия, в которых излагались основы техники, тактики, методики обучения фехтованию, плавнию, стрельбе и др. видам ФУ. 1796 г. - учитель фехтования Балтзар Фишер “Искусство фехтования во всем его пространстве”. 1808 г. - книга Тевенота “ Искусство плавать с рассужлениями”. Сер 19 века - Учебные пособия по фехтованию Н.В. Соколов “ Начерттание правил фехтовального искусства”/1843/ И.Е.Севербрик “Руководство к изучению фехтования на рапирах и эспадронах”/1852/. В дворянском быту значительное место занимали игры с мячом, шахматы и шашки. При Екатерине 2 из Франции был выписан “профессор мячиковой игры” -- же де пом для дворянской молодежи. Дворяне с увлечением играли в: волан /бадминтон), лапту, горелки, крокет и др. Развитие спорта и игр среди дворян.помещиков, князей, баев, купцов, аристркратов и высших чиновников входило в общую систему воспитания господствующего класса. по своим целям и задачам она коренным образом отличалась от самобытной народной системы ФВ и противопоставлялась ей. Классовая и военная направленность дворянской системы была призвана воспитывать людей, стоящих на страже защиты интересов русского царизма, ее внешней и внутренней политики. 5. Развитие пед. и естественно-научной мысли в ФВ. Подъем русской науки, культуры, педагогики, анатомии, медицины способствовал развитию научных основ ФВ, заложенных в трудах отечетвенных и зарубежных ученых педагогов в предшествующий период. 18, 1 пол. 19 века Сподвижники Петра: Василий Никитич Татищев /1686- 1750/. Михаил Васильевич Ломоносов / 1711- 1765/. врач - академик А.П. Протасов профессор П.А. Загорский и М.Я. Мудров, врач К.И. Грум. И.И.Бецкой (1704-1795)-много лет жил во Франции (Руссо, Локк). Вернувшись в Россию стал инициатором создания воспитательных учреждений для детей разных сословий, кроме крепостных.Рассчитывал на создание " новой породы людей": дворян/ управл. государством/ и разночинцев/ промышл.торговл.ремесло/. " Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физ.примечаниями в воспитании детей от рождения до юношества" +1766-устав и программа воспитательных учреждений: -установил возрастные группы (0-18 лет) для проведения физупр. -к средствам ФВ относились: закаливание, чистый воздух, режим питания и сна, " увеселение невинными забавами и играми ", " различные телодвижения " -детей никогда не бить, не внушать им страх.Тем не менее защищал интересы господствующих классов. Н.И.Новиков (1774-1818) - за просвещение простых людей. Возглавлял общественное движение за создание школ для народа и оказание помощи учителям. Статья ”О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и общего благополучия”. 3 составные части воспитания: физ., нравственное, умственное. Первый в России ввел понятие Физическое воспитание. Рекомендовал начинать ФВ с грудного возраста-закаливание, питание, режим.Затем дополнять ходьбой, подвижными играми, бегом, борьбой, нар.танцами под музыку.Против телесных наказаний детей. Воспитывать: любовь и уважение к взрослым, трудолюбие, бережливость, скромность и др.добродетели. Ненависть правящих кругов Ек.2 привели Новикова на 15 лет в Шлиссербургскую крепость. Но его идеи продолжали распространяться на проблемы воспитания вообще и Ф.В. в частности. Александр Николаевич Радищев. (1749-1802) Творил в годы усиления крепостничества, выступал в защиту народных масс, отстаивал материалистические взгляды на приро ду.Рассматривал ч-ка в единстве его психич. и физ. разви тия.Боролся против религиозно-идеалистич. понимания приро ды.Указывал на взаимосвязь и взаимозависимость умственного, нравственного и физ.разв.личности. 1-м провозгласил идею о необходимости всесторснего восп.ч-ка, чтобы подготовить верных сынов отечеества.Взгляды на ФВ.: требовал всеобщей, вне сословий гос.системы воспитания детей.Считал, что детей с раннего возраста нужно приучить к физ.труду, закаливать их организмы, сообщать им о правилах гигиены, режиме сна и питания.Учить плаванию, поднятию тяжести, ездить верхом, стрелять. ФВ.-как составная часть общего воспитания. Революционные демократы: В.Г.Белинский (1811-1848) Александр Иванович Герцен (1812-1870) Критика сословной школы, воспитания.Требовали общедоступного, светского, образования и воспитания.всесторонне развитый чел-к.(единство духовных и физ.сил-гармония).В содержание воспитания на равных должно входитьумственное, нравственное, эстетическое и физ.развития.Главная цель воспитания-подготовка борца за народное счастье, построение общества, в котором не будет эксплуатации чел-ка человеком и для всех людей будут созданы равные условия, обеспечивающие всестороннее духовное и физ.развитие.Большое внимание уделять воспитанию детей в семье.В дошкольном возрасте-физ.воспе: здоровье, веселость, живость, яс ность.Далее: ловкость, смелость, решительность, и др.физ., нравственные, моральные качества.При занятиях необходимо было учитывать анатомо-физиологич.особенности организма, прививать правила обществ. и личной гигиены.ср-ва ФВ.: нар.виды физ.упр.: бег, прыжки, б-ба, метания, гимн.забавы, всевозможные игры.В условиях крепостнического строя они не получили офиц.признания и широкого практич. применения.
|