Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы диалектики






Рассмотрение законов диалектики целесообразно начать с определения понятия закона. Закон – всеобщая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями. Само понятие закона производно от понятия порядка. Уже в древности люди наблюдали упорядоченные, повторяющиеся явления: ежесуточная смена дня и ночи, равномерное движение небесного свода, замерзание воды при охлаждении, прорастание семян, брошенных в почву и т.п. В философии представления о едином верховном законе Вселенной нашли наиболее ясное выражение в понятиях Логоса (Гераклит) и Дао (Лао-Цзы). В целом, любой закон указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.

В науке различают следующие типы законов:

§ структурные, функциональные и динамические, т.е. законы строения, функционирования и развития объекта;

§ динамические (однозначно-детерминистские, например, закон всемирного тяготения Ньютона) и статистические (вероятностные, например, закон Бойля - Мариотта);

§ эмпирические (фиксирующие связь между конкретно-чувственными явлениями и их свойствами, но не способные их объяснить, например, законы обращения планет Кеплера) и теоретические (раскрывающие глубинные связи процессов и явлений, например, периодический закон Д.И. Менделеева).

Также различают всеобщие, универсальные законы и частные законы, т.е. законы, действующие в отдельных сферах бытия и изучаемые в рамках конкретных наук. Законы диалектики относятся к первому виду законов, поскольку действуют на всех уровнях реальности, вскрывают наиболее общие закономерности развития объектов и явлений природного, социального и духовного миров.

Как уже отмечалось, таких законов всего три и они были сформулированы Гегелем.

Центральным законом диалектики, её ядром является закон единства и борьбы противоположностей, отвечающий на вопрос о причине, источнике самодвижения и развития объектов окружающего мира, Вселенной в целом. Этот закон гласит: в любом развивающемся явлении, объекте, процессе существуют противоположные стороны тенденции, находящиеся в единстве и борьбе и образующие диалектическое противоречие как источник самодвижения, развития этого объекта, явления или процесса.

Противоречие – это единство взаимодействующих противоположностей, а противоположность – одна из сторон противоречия. Противоречивость – одна из основных глобальных особенностей нашего мира. На уровне неживой природы действуют противоположности притяжения и отталкивания (между телами, электрическими зарядами и др.), соединения и разложения, движения и покоя. На уровне живого мы встречаем противоположности ассимиляции и диссимиляции в процессах обмена веществ, возбуждения и торможения в нервных процессах, наследственности и изменчивости в ходе эволюции организмов и т.д. Развитие человека также определяется множеством противоречий: между чувствами и разумом, биологическим и социальным, сознанием и бессознательным, эгоизмом и любовью и т.п. В социальной философии изучаются противоречия между обществом и природой, между производством и потребностями людей, между различными государствами, классами, партиями и др.

Различают внутренние и внешние противоречия. Первые существуют внутри объекта и движут его изнутри (например, классовые противоречия в обществе), а вторые существуют между различными объектами, выступая внешним источником их развития (напр., межгосударственные противоречия). Такое различение, конечно, относительно: межгосударственные противоречия являются внешними по отношению к отдельным государствам, но с точки зрения глобальной являются внутренними противоречиями человечества.

В пожарном деле действуют как внутренние, так и внешние противоречия – и те, и другие являются двигателями прогресса в пожарном деле. Главным внутренним противоречием в развитии пожарного дела является противоречие между пожарной техникой и тактикой: первая развивается быстрее, поэтому появление новой техники требует изменений тактики, техника как бы тянет тактику за собой. Основным внешним противоречием в развитии пожарного дела является противоречие между средствами пожаротушения и объектами пожаротушения – усложнение вторых (например, появление нефтепромыслов, зданий повышенной этажности, метро, самолетов, нефтехранилищ, новых веществ и пр.) детерминирует развитие первых. Но в целом развитие объектов пожаротушения опережает совершенствование средств пожаротушения.

Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос о причине появления нового в развитии, вскрывает механизм развития. Согласно этому закону, новое качество появляется в результате постепенного накопления количественных изменений, которые нарушают меру вещи, в результате чего происходит скачок и рождается новое качество.

Закон связывает воедино такие категории, как качество, количество, мера и скачок. Качество – это «существенная определенность вещи» (Гегель), совокупность существенных свойств вещи, объекта или явления. В отличие от качества, свойство выражает лишь одну из сторон явления или объекта. Свойства делятся на второстепенные и существенные, т.е. такие, теряя которые объект перестает существовать как таковой, утрачивает свое качество. Количество – «определенность, безразличная к бытию вещи» (Гегель), «то, что можно измерить или счесть» (Аристотель), благодаря чему можно сравнивать однородные предметы. Например, участки земли площадью 10 соток количественно однородны, но качественно могут различаться по таким параметрам, как плодородность почвы, местоположение над уровнем моря, удаленность от магистралей и пр.

Категория меры выражает единство качества и количества. Мера – это зона (интервал), в пределах которого изменения количества не приводят к смене качества. Например, для воды при нормальном давлении таким интервалом будет зона между 0 и 100 градусами Цельсия, но стоит нам чуть выйти за пределы этого интервала, как происходит скачок, и вода внезапно превращается в лед или в пар. Таким образом, скачок – это внезапная, относительно быстрая смена качества, происходящая в результате нарушения меры. Наиболее характерные примеры скачков – цепные ядерные реакции, приводящие к атомному взрыву, мутации, итогом которых оказывается образование новых видов животных, социальные революции, устанавливающие новый общественный строй, личностные кризисы, преодоление которых выводит человека на новую ступень индивидуального развития, инсайты (озарения) в мышлении ученых.

Последний, третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – даже в советской философии вызывал сомнения в своей всеобщности. Данный закон претендует сразу на описание формы, направления и результата процесса развития. Этот закон также провозглашает единство преемственности и изменчивости, поступательности и цикличности в развитии. Согласно закону отрицания отрицания, развитие, во-первых, носит спиралевидный характер, т.е. на высших стадиях развития происходит частичный возврат к низшим стадиям; во-вторых, на высших стадиях сохраняются лучшие черты предыдущих стадий развития.

Гегель трактовал этот закон как закон триады: тезис сменяется антитезисом, а последний – синтезом. Применительно к материальному миру этот закон проще всего проиллюстрировать на примере социального развития (см. таблицу):

Таблица № 1

  Социально-экономический строй Уровень развития производительных сил Уровень социальной справедливости
Тезис Первобытность Низкий Высокий (равенство)
Анти- Тезис Эксплуататорские формации (в частности, капитализм) Высокий (при капитализме) Низкий (неравенство)
Синтез Коммунизм Высокий Высокий (равенство)

 

Из таблицы ясно, что при коммунизме (в соответствии с надеждами марксистов) сохраняются лучшие черты предыдущих формаций: от капитализма коммунизм заимствует высокий уровень развития экономики, от первобытности – социальное равенство. Также при коммунизме происходит частичный возврат к первой стадии развития, к первобытности, поскольку возрождается социальное равенство.

В философской литературе выделяются такие виды отрицания, как деструкция, трансформация и снятие. Деструкция – это полное разрушение старого, его уничтожение, включая положительное в нем. Трансформация – количественное изменение системы с сохранением ее качества. Снятие – качественное изменение системы с частичным сохранением лучших качеств старого в новом. Таким образом, именно снятие только и может считаться диалектическим отрицанием.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал