![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Альтернативы диалектики ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
(продолжительность – 10 минут)
Диалектика не единственная общая теория развития. Альтернативные точки зрения на развитие отстаивают, с одной стороны, метафизика, а с другой – эмерджентизм. Метафизика отрицает качественный характер развития, появление в ходе развития принципиально нового, т.е. понимает развитие как рост, как простое накопление, увеличение, развертывание уже заранее данного. Также метафизика отрицает роль внутренних противоречий как источника развития, нередко полагая, что изменения в объекте происходят под влиянием внешней среды. Метафизический взгляд на реальность был свойственен, прежде всего, философии и науке Нового времени, базирующейся на механической картине мира. Например, известный французский естествоиспытатель XVIII – XIX в.в. Жорж Кювье полагал, что животные виды неизменны, а очевидную смену одного типа фауны другим в истории Земли объяснял теорией катастроф: на вопрос, откуда появились новые виды, Кювье отвечал, что они «пришли из другого места». Другим примером метафизических взглядов являются воззрения на Вселенную, господствовашие до начала XX века, в соответствии с которыми Вселенная вечна и бесконечна, и в целом не развивается, в ней лишь происходят однотипные циклические процессы. Эмерджентизм (от англ. emergent — внезапно возникающий) -- философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых, высших качеств обусловлено идеальными силами. Таким образом, эмерджентизм впадает в другую крайность: отрывает качественные изменения от количественных, полагает, что новое может появиться «вдруг», без предварительной подготовки, и так же, как метафизика, ищет источник развития во внешних для объекта силах[1]. Эта концепция разрабатывалась на рубеже XIX – XX в.в. в сочинениях английского философа Сэмюэла Александера (1859-1938) и английского биолога К. Ллойда Моргана, близки к эмерджентизму эволюционные теории французских философов Анри Бергсона и Пьера Тейяра де Шардена. Метафизика выступает по отношению к диалектике не только как альтернативная концепция развития, но и как противоположный диалектике метод мышления. Если диалектика требует от исследователя мыслить творчески, дивергентно, альтернативно и нешаблонно, то метафизический тип мышления, напротив, характеризуется односторонностью, шаблонностью, стереотипностью. Метафизическому мышлению свойственны догматизм, абсолютизация того или иного момента в составе целого, недостаточное понимание взаимосвязи и взаимодействия объектов и явлений действительности. Иными словами, диалектика дает нам более богатое, всестороннее видение реальности, позволяет увидеть сложность и противоречивость бытия и на этой основе -- предвидеть отдаленные последствия наших решений и поступков.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу: 1. В качестве альтернатив диалектики выступают метафизика и эмерджентизм. 2. Эмерджентизм абсолютизирует прерывистый, скачкообразный характер развития. Здесь новое появляется вдруг, сразу, без предварительного количественного накопления изменений. 3. Метафизика впадает в другую крайность – отрицает качественный характер развития, понимает развитие как рост, простое развертывание уже данного, как накопление, увеличение того, что раньше уже было. 4. Метафизика не только альтернативная теория развития, но альтернативный диалектике метод познания, характеризующийся односторонностью, шаблонностью, стереотипностью, абсолютизацией части в составе целого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели основные принципы, категории и законы диалектики как всестороннего и наиболее глубокого учения о развитии. Применение законов и принципов диалектики к пожарному делу позволяет специалисту не только лучше понимать истории пожарного дела, но и творчески относиться к своей профессии, мыслить и действовать диалектически, т.е. нешаблонно.
[1] Так, например, С. Александер видит движущую силу эмерджентной эволюции в «низусе» (от лат. nisus – порыв, устремление) как стремлении к высшему и отождествляет его с божеством как целью развития.
|