![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поведением
Охарактеризуем особенности взаимодействия с детьми девиантного поведения на уроке. Для успешной деятельности ребенка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций - внимания, памяти, мышления. По данным разных авторов, от 6 до 24% детей, пришедших в школу, не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недоста- точная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления. Поэтому они не в состоянии обучаться наравне с другими детьми. Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учебе, несмотря на стандартный уровень их интеллекта, специфическая особенность которого - цикличность. Чередование небольших периодов (5-15 минут) работы и " отдыха - непроизвольного отключения" не позволяет выдерживать школьный режим - 40 минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние как у учителей, так и у их родителей. Выявленная в последние годы тенденция к резкому увеличению из года в год количества таких ребят в школах определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность ситуации. Приступая к работе с " девиантами", учитель зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные - это ребята, находящиеся в затяжном, а то и перманентном конфликте со школой, и любой учитель, в их понимании, - это представитель противоположной стороны, противник в этом конфликте. Дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса, автоматически педагогические изыски типа " дай дневник", " выйди из класса". Они остаются глухими к вашим громким замечаниям. Назовем основные ошибки учителей, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций на уроке. 1. Неадекватное поведение педагога в непредвиденной ситуации, неумение разрядить атмосферу конфликта. Пример ситуации: " Здравствуйте, я ваш новый учитель", - сказал педагог, и из класса послышалась реплика: " А что, никого лучше не нашли? ". Цель учителя: ответить достойно, не растеряться, не ударить в грязь лицом, разрядить создавшуюся атмосферу. 2. Неправильное употребление " Ты-сообщения". (" Ты грубый и невоспитанный..."). Важно, чтобы конфликт протекал в деловой сфере, а не перетекал в личностную, иначе подросток обидится, ожесточится и воспитательная беседа будет иметь противоположный результат. (" Давай вместе подумаем, в чем твоя проблема... Какая тебе нужна помощь? "). 3. Неправильное употребление модальности " Ты должен". Например, учитель говорит " слабому" ученику: " Ты должен хорошо учиться", вместо того чтобы вселить в него надежду на успех словами: " Уверена, что ты сможешь хорошо...", " Зная тебя, я...", " Это серьезный вызов, но я уверена, что ты готов к нему...". 4. Неправильная постановка вопроса, глупые вопросы, закрытые вопросы. Например: учитель диктует, ученик сидит без тетради. Вопрос " Где тетрадь? " будет неуместен. Важнее не продемонстрировать свою наблюдательность, а заставить ученика работать. 5. Неумение или недостаточное владение невербальными средствами общения. 6. Неконгруэнтность педагогического поведения, рассогласование между вербальными и невербальными проявлениями. 7. Неумение считывать невербальную информацию. 8. Слабое знание психологии учащихся, неумение анализировать создавшуюся ситуацию взаимодействия.
9. Выражение угрозы в тех ситуациях, когда ученик " плохо" себя ведет. Причина неэффективности угроз состоит в том, что они не воздействуют на умственные способности. Угрожая, мы воздействуем на воображение, волю и эмоции. В данном случае обучение через воображение затрудняется обилием отрицательных чувств. Воля тоже парализуется. Получается, чем красочнее объясняет учитель, как он накажет ученика, тем менее ученик понимает, что же надо делать, чтобы исправить положение. Лучше просто предупреждать. Это тоже воздействие на воображение, но без сильных отрицательных переживаний. Все эти ошибки учителей способствуют возникновению " дидактогений" - особого рода психологических травм у детей, вызванных словом, взглядом, жестом учителя. Результатом дидактогений является то, что школьники неохотно учатся, избегают любой деятельности в классе, прогуливают уроки. Цели деятельности учителя-предметника состоят в том, чтобы средствами своего учебного предмета: помочь учащимся осмыслить себя в прошлом, настоящем, увидеть свои позитивные возможности в будущем; способствовать выявлению и формированию познавательных интересов; содействовать обретению ребятами позитивного опыта учебной деятельности и общения с педагогами и одноклассниками; предоставить возможность максимальной самореализации в учебном процессе в рамках нормативного поведения и постепенного вытеснения тем самым отклоняющегося поведения. Учителю на уроке при взаимодействии с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям: ü сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержание учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета; ü помнить, что ребенок имеет право на ошибку; ü ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель может тактично и предметно ее оспорить; ü использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток; ü учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста; ü учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.; ü необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка; ü не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную ненавязчивую помощь; ü не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам; ü нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность - это следствие враждебности, а урок - не поле битвы. Главное в работе с детьми девиантного поведения - это толерантное отношение к особенностям их личности.
|