![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Наиболее разработанными представляются технологии социально- психологической работы с семьей, отражающие опыт семейной терапии, диагностики семьи, практики семейного консультирования На основе обобщенного анализа литературы, приводя целостную характеристику процесса оказания помощи семье девиантного подростка, можно выделить основные направления: психодиагностическое, консультативное, превентивное (профилактическое), коррекционное. Диагностическое направление работы с семьями девиантных подростков опирается на два положения: Первое (теоретическое) - причины нарушений в поведении подростка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и в стиле семейного воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития подростка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации всех этих факторов. Второе (практическое) - заключается в построении структуры по принципу «ветвящегося дерева»: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Содержанием этого направления является использование широкого банка психодиагностических методик, имеющих конечной целью постановку семейного диагноза, среди которых можно выделить: ü методика «Типовое семейное состояние»; ü опросник «Анализ семейной тревоги»; ü тест-опросник родительского отношения; ü тест «Кинетический рисунок семьи»; ü опросник «Анализ семейного воспитания». В обобщенном виде консультативная помощь семье может быть представлена следующими моделями, которые может использовать психолог или социальный педагог: 1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае выступает обычно подросток. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. 2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств.
3. Психологическая модель используется в тех случаях, когда причины трудностей подростка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности и семьи. 4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о подростке или своей семье. Объектом диагностики выступает семья, а также подростки с отклоняющимся поведением.Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения. 5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психолога - диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным. Непосредственно психолог или социальный педагог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему нарушения внутрисемейных отношений. Превентивное направление в работе с семьями девиантных подростков напрямую зависит от конкретного вида девиации подростка и вида психопрофилактики (первичная, вторичная, третичная). Психопрофилактическая работа может входить во весь комплекс мероприятий на всех трех уровнях. Считается, что она более эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. В связи с этим весь комплекс превентивных мероприятий направлен на семью как социальный институт, где возможна организация оптимальной воспитательной среды. Выделяются следующие задачи в работе с семьями девиантных подростков: 1. Повышение педагогической культуры родителей и воспитательной активности родителей. 2. Показ условий оптимального развития подростка. 3. Ознакомление родителей с возрастно-психологической характеристикой подростка. 4. Ознакомление с перспективами развития подростка. 5. Воспитание устойчивых интересов у подростков к спорту и искусству. 6. Разработка эффективных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии. 7. Помощь в разрешении семейных конфликтов. Наиболее результативной формой психопрофилактической работы является групповая, а ведущими методами работы групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры. Выделяют педагогические условия эффективности профилактики девиантного поведения в семьях: • преодоление аномальности поведения родителей в семье путем нормализации и оздоровления семейных отношений; • подготовка девиантных подростков к семейной жизни посредством целенаправленной работы с ними соответствующих социальных институтов; • консолидация образовательно-воспитательных усилий специалистов семейного профиля на базе городских центров психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи; • разработка и реализация региональных моделей профилактической деятельности по преодолению отклонений в поведении подростков. Коррекционное направление в деятельности с семьями девиантных подростков в основном представлено социально-педагогической деятельностью, которая состоит из следующих этапов: проектировочный, реабилитационный, собственно коррекционный и результативный. На проектировочном этапе выявляются доминирующие проблемы семьи, составляются социально-педагогические программы помощи, определяется мера ответственности семьи за выполнение программы. Реабилитационный этап необходим для восстановления статуса семьи через вовлечение ее членов в социально значимую деятельность. Содержание деятельности социального педагога с семьей включает три основных составляющих: образовательную, реализующуюся в обучении, воспитании, информировании; психологическую, подразумевающую поддержку и коррекцию; посредническую, имеющую место при организации и координации деятельности, а также в социальном адвокатировании. Коррекционный этап нацелен на разрешение проблем семьи, появившихся в ходе выполнения индивидуальной социально-педагогической программы и для достижения позитивных результатов. Завершающим этапом работы является результативный, на котором проводится анализ проделанной работы и обозначаются дальнейшие перспективы работы с конкретной семьей.
|