Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Часть 1 Организация работы логопеда на школьном логопунктеСтр 1 из 23Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 4 ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6 1. Инструктивное письмо........................................................................................................... 7 2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8 3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9 4. Программы обучения........................................................................................................... 16 5. Годовой план работы логопеда.......................................................................................... 17 6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся..................................... 28 7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................. 28 8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий................. 29 9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени.................... 32 10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу................................... 34 11. Речевые карты...................................................................................................................... 37 12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга................................................................................. 39 13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года........................................ 44 ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте.. 49 1. Речевые пробы и система их оценки................................................................................. 51 Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР....................................................... 67 Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР.............. 68 2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников................................ 69 Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70 Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70 3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70 ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91 1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94 Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94 Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94 Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95 Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96 Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96 2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97 Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97 Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104 Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110 Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115 Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120 ВВЕДЕНИЕ Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы. В связи с переходом на интегрированное обучение возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательного учреждения. Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы. Цель логопеда логопункта — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую). Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы. Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Необходимо отметить, что в зависимости от региона, в котором работает учитель-логопед, могут быть внесены изменения в список представленных документов (может меняться их количество, вид рекомендованных существующих документов и так далее), однако выполнение требований и рекомендаций основных нормативных документов неоспоримо. Все представленные образцы документов были разработаны и апробированы как самим автором в ходе практической деятельности, так и большим количеством логопедов различных районов города Самары и Самарской области в течение продолжительного времени. Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии. В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии. Книга может вызвать интерес у широкого круга лиц: — логопедов общеобразовательных и специальных школ разного типа; — учителей начальных классов и преподавателей русского языка; — студентов дефектологического факультета; — логопедов дошкольных учреждений (для осуществления взаимосвязи); — родителей, чьи дети имеют подобные нарушения.
|