![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Издание второе, переработанное и дополненноеСтр 1 из 7Следующая ⇒
ПРОГРАММА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ Издание второе, переработанное и дополненное
Самара 2008
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ " САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Исторический факультет Кафедра отечественной истории и историографии
ПРОГРАММА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ Издание второе, переработанное и дополненное
Самара 2008 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета
Составитель: к.и.н., доц. Г.С. Шерстнева Программа по методике преподавание истории (издание второе, переработанное и дополненное) / Г.С. Шерстнева; Самарский государственный университет. – Самара, 2008. –
Рецензент: к.и.н., проф. Н.П. Храмкова
© Шерстнева Г.С., 2008 Пояснительная записка Курс " Методика преподавания истори" в системе университетского образования входит в блок общепрофессиональных дисциплин и призван, в совокупности основными и дополнительными предметами психолого-педагогического цикла, сформулировать педагогическое мышление будущих преподавателей, создать базовый уровень их профессионально-педагогической компетентности. Цель курса – формирование научных знаний о процессе обучения истории в средних общеобразовательных учреждениях, его содержании, закономерностях и фактах, обеспечивающих эффективность его организации. Задачи дисциплины: · создание для понимания природы и специфики методики преподавания истории как науки, ее связей с педагогикой; · формирование знания о целях школьного исторического образования на современном и предшествующем ему этапах развития русской школы; · анализ содержания и структуры исторического образования; · определение программы развития учащихся, реализуемой в рамках современной классно-урочной системы; · характеристика научно-методической организации процесса обучения (форм, методов, методических приемов и средств преподавания и учения); · анализ урока истории как основной формы процесса обучения истории; · определение уровней измерения результатов обучения и видов диагностических процедур для оценки достигнутых учащимися знаний, умений и навыков. К уровню профессиональной подготовки студентов, успешно завершивших обучение по программе подготовки специалиста с дополнительной квалификацией " Преподаватель", предоставляется ряд требований. Предполагается, что преподаватель: - понимает задачи школы; - ориентируется в проблемах дисциплины, определяющих конкретную область его деятельности; - знает систему законодательных и нормативных документов, регулирующих образовательную среду; - владеет знанием специальных и психолого-педагогических дисциплин, необходимых для выбора и реализации образовательной программы; - момент организовать учебную деятельность школьников, управлять ею и оценивать ее эффективность выполнять функциональные обязанности. Результаты изучения курса " Методика преподавания истории" должен соответствовать требованиям, которые позволяет дать объективную оценку одной их сфер теоретического уровня подготовленности студентов к профессиональной деятельности. Студенты должны знать /понимать: · концептуальные основы предмета, его место в общей системе университетского образования; · базовую терминологию изучаемого курса: " структура школьного курса, принципы линейности и концентризма, процесс обучения истории, метод, прием, учебное знание, умение, навык, средство обучения истории; тип урока, структурный анализ содержания, учебник истории, стандарт образования, модель урока; догматический, объяснительно-иллюстративный и проблемный типы обучения; программно-методический комплекс, тематическое и поурочное планирование, цель обучения и цель урока, структура урока"; · нормативную базу, регулирующую содержание исторического образования; · структуру школьного курса истории, методологические подходы определению содержания, основные компоненты учебного исторического знания; · современные подходы к анализу школьного учебника истории и требования к нему; · систему приемов изложения исторического материала на уроке; · виды наглядности, правила их использования и приемы работы с ними учителя и учащихся; · основные направления, методы и приемы работы с историческим документом на уроке; · классификацию уроков истории, особенности каждого из типов урока, входящих в классификацию по дидактическим задачам; · основные подходы к оформлению программы приемов учебной работы учащихся. Перечни умений и навыков, этапы и методику их формирования; · методы проблемного обучения истории. Уметь: · Применять теоретические знания на практических занятиях, в создании учебно-методических разработок и в конкретных ситуациях педагогической практики. Иметь представление: · о теоретических и методологических основах теории преподавания истории; · об основах школьного курса истории, этапах школьного исторического образования XVIII-XX вв. · о направлениях и проблемах современной реформы школы и системы школьного исторического образования; · о становлении и развитии научного методического знания; · о фактах процесса обучения как категориях исторических; · об актуальных проблемах и подходах теории и практики обучения истории; · о формах организации деятельности учащихся. Таким образом, программа предлагает создание базового уровня знания/понимания природы и специфики методики обучения истории как науки и как учебного предмета вуза. В структуре программы используется проблемно-тематический принцип группировки материала. Ориентиром для выделения ведущих проблем являются цели курса и устойчивые компоненты процесса обучения истории в школе. Программа составлена применительно к следующему порядку изучения курса, установленному учебным планом: всего часов аудиторных занятий – 50, из них лекций – 50, количество часов самостоятельной работы – 32 (из них: подготовка к лекционным занятиям – 11, подготовка к экзамену – 21).
|