Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Издание второе, переработанное и дополненное






ПРОГРАММА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Издание второе, переработанное и дополненное

 

 

Самара 2008

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

" САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории и историографии

 

 

ПРОГРАММА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Издание второе, переработанное и дополненное

 

 

Самара 2008

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

 

Составитель: к.и.н., доц. Г.С. Шерстнева

Программа по методике преподавание истории (издание второе, переработанное и дополненное) / Г.С. Шерстнева; Самарский государственный университет. – Самара, 2008. –

 

 

 

Рецензент: к.и.н., проф. Н.П. Храмкова

 

© Шерстнева Г.С., 2008

Пояснительная записка

Курс " Методика преподавания истори" в системе университетского образования входит в блок общепрофессиональных дисциплин и призван, в совокупности основными и дополнительными предметами психолого-педагогического цикла, сформулировать педагогическое мышление будущих преподавателей, создать базовый уровень их профессионально-педагогической компетентности.

Цель курса – формирование научных знаний о процессе обучения истории в средних общеобразовательных учреждениях, его содержании, закономерностях и фактах, обеспечивающих эффективность его организации.

Задачи дисциплины:

· создание для понимания природы и специфики методики преподавания истории как науки, ее связей с педагогикой;

· формирование знания о целях школьного исторического образования на современном и предшествующем ему этапах развития русской школы;

· анализ содержания и структуры исторического образования;

· определение программы развития учащихся, реализуемой в рамках современной классно-урочной системы;

· характеристика научно-методической организации процесса обучения (форм, методов, методических приемов и средств преподавания и учения);

· анализ урока истории как основной формы процесса обучения истории;

· определение уровней измерения результатов обучения и видов диагностических процедур для оценки достигнутых учащимися знаний, умений и навыков.

К уровню профессиональной подготовки студентов, успешно завершивших обучение по программе подготовки специалиста с дополнительной квалификацией " Преподаватель", предоставляется ряд требований. Предполагается, что преподаватель:

- понимает задачи школы;

- ориентируется в проблемах дисциплины, определяющих конкретную область его деятельности;

- знает систему законодательных и нормативных документов, регулирующих образовательную среду;

- владеет знанием специальных и психолого-педагогических дисциплин, необходимых для выбора и реализации образовательной программы;

- момент организовать учебную деятельность школьников, управлять ею и оценивать ее эффективность выполнять функциональные обязанности.

Результаты изучения курса " Методика преподавания истории" должен соответствовать требованиям, которые позволяет дать объективную оценку одной их сфер теоретического уровня подготовленности студентов к профессиональной деятельности. Студенты должны знать /понимать:

· концептуальные основы предмета, его место в общей системе университетского образования;

· базовую терминологию изучаемого курса: " структура школьного курса, принципы линейности и концентризма, процесс обучения истории, метод, прием, учебное знание, умение, навык, средство обучения истории; тип урока, структурный анализ содержания, учебник истории, стандарт образования, модель урока; догматический, объяснительно-иллюстративный и проблемный типы обучения; программно-методический комплекс, тематическое и поурочное планирование, цель обучения и цель урока, структура урока";

· нормативную базу, регулирующую содержание исторического образования;

· структуру школьного курса истории, методологические подходы определению содержания, основные компоненты учебного исторического знания;

· современные подходы к анализу школьного учебника истории и требования к нему;

· систему приемов изложения исторического материала на уроке;

· виды наглядности, правила их использования и приемы работы с ними учителя и учащихся;

· основные направления, методы и приемы работы с историческим документом на уроке;

· классификацию уроков истории, особенности каждого из типов урока, входящих в классификацию по дидактическим задачам;

· основные подходы к оформлению программы приемов учебной работы учащихся. Перечни умений и навыков, этапы и методику их формирования;

· методы проблемного обучения истории.

Уметь:

· Применять теоретические знания на практических занятиях, в создании учебно-методических разработок и в конкретных ситуациях педагогической практики.

Иметь представление:

· о теоретических и методологических основах теории преподавания истории;

· об основах школьного курса истории, этапах школьного исторического образования XVIII-XX вв.

· о направлениях и проблемах современной реформы школы и системы школьного исторического образования;

· о становлении и развитии научного методического знания;

· о фактах процесса обучения как категориях исторических;

· об актуальных проблемах и подходах теории и практики обучения истории;

· о формах организации деятельности учащихся.

Таким образом, программа предлагает создание базового уровня знания/понимания природы и специфики методики обучения истории как науки и как учебного предмета вуза.

В структуре программы используется проблемно-тематический принцип группировки материала. Ориентиром для выделения ведущих проблем являются цели курса и устойчивые компоненты процесса обучения истории в школе.

Программа составлена применительно к следующему порядку изучения курса, установленному учебным планом: всего часов аудиторных занятий – 50, из них лекций – 50, количество часов самостоятельной работы – 32 (из них: подготовка к лекционным занятиям – 11, подготовка к экзамену – 21).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал