Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юношеский тип общения

А.В.МУДРИК

 

Юношеский тип общения, проявляясь у отдельных школьников в VI классе, проявляясь как тенденция у части ребят в VII -VIII классах, занимает доминирующее положение в IХ-Х. Эмоционально-смысловой доминантой общения юношеского типа является сам старшекласс­ник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Содержание и характер общения старшеклассников со всеми катего­риями партнеров определяются решением проблем, связанных со ста­новлением юношей и их реализацией как субъектов отношений. Харак­тер содержания общения в этом возрасте ценностно-ориентирующий.

Ведущая тематика бесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнеров), «взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые, будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальных проблем), «взаимоотношений юношей и девушек», «отношений с товарищами», «отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего разви­тия - физического, интеллектуального». (Здесь мы называем лишь те темы, которые подтверждают выделенную доминанту общения. Но это ни в коем случае не означает, что старшеклассники обсуждают только их.) В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых раз­личных аспектах. Этот анализ далеко не всегда идет явно, а чаще в диалектически снятом виде при обсуждении тем, на первый взгляд прямо его не предполагающих. И конкретные занятия, в процессе ко­торых идет общение, могут часто служить лишь отправной точкой для анализа, который переходит часто в теоретический план.

В ранней юности значительно усиливается потребность в понима­нии тебя другим. Потребность в понимании фиксируют в IX классе 49% юношей и 53, 7% девушек.

Доминанте юношеского типа общения соответствует появление нового типа диалога, специфичного для юношеского типа общения -исповедного. Юношескому типу свойственны и все остальные виды диалогов - фатический, информационный, дискуссионный.

Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска и наличие дружеского общения со сверстниками своего и противопо­ложного полов. (При этом необходимо иметь в виду, что дружбу со сверстниками противоположного пола очень трудно, если не невоз­можно, отличить от любви.)

В старших классах дружеское общение становится типичным. Лишь 13% юношей и 24% девушек, заполняя опросный лист, указы­вают, что у них нет близких друзей своего пола. Друзья противопо­ложного пола есть у 43% юношей и 58% девушек.

Старшеклассники различают дружбу и приятельство. Более 65% десятиклассников (в VII классе лишь немногим более 30%), дописы­вая незаконченное предложение «Друг и приятель не совсем одно и то же, так как...», подчеркнули, что «друг знает о тебе все», «друг на­много ближе», «с приятелем никогда не поделишься тем, что доверя­ешь другу».

Установка на доверительность проявляется особенно явно при обсуждении старшеклассниками одних и тех же тем с друзьями и приятелями. Так, темы человеческих отношений с приятелями обсуждаются обычно в общем виде, а с друзьями обсуждаются конкретно свои лич­ные симпатии и антипатии к людям. Если просто с приятелями обсуж­дение взаимоотношений между полами нередко идет на весьма при­митивном уровне, то с близкими друзьями - на весьма возвышенном.

О будущем с приятелями старшеклассники рассуждают чаще не в личностном, а в социальном аспекте (проблемы поступления в вуз, воз­можности работы на предприятии, служба в армии и т.д.). С друзьями обсуждают свои жизненные планы, обговаривают возможные пути их реализации, вместе мечтают о будущем, говорят о личных планах в семейной сфере, о внепрофессиональных устремлениях и т.д.

Содержание общения старшеклассников со сверстниками своего пола кроме тем, о которых речь шла выше, включает еще целый ряд других: о международной и внутренней политике, о школьных про­блемах (у девушек больше, чем у юношей) - об уроках, о занятиях во­обще, о знаниях, общественной жизни класса, школы, об отношениях в классе, об учителях. Много места занимают разговоры о спорте, о своем физическом развитии, способах физического самосовершенст­вования (здесь юноши значительно опережают девушек). Много места в общении старшеклассников занимает обсуждение кинофильмов и телепередач (преимущественно информационных программ, кино, спорт, развлекательные программы). Старшеклассники беседуют о литературе и искусстве (чаще девушки). Особое место занимает тема современной музыки, проблемы музыкальных записей, достоинства различных вокально-инструментальных ансамблей. В разговорах старшеклассников много времени уделяется обсуждению моды, пред­метов одежды, возможностей их приобретения (участие юношей и девушек в обсуждении этой тематики почти равное). Немалое место в общении старшеклассников занимают рассказы о своем прошлом, о знакомых, о различных ситуациях, слышанных в семье и в других мес­тах. Содержание общения в коллективах или группах старшеклассни­ков связано с их увлечениями или школьной специализацией. Так, в классах с математическим уклоном особое место в общении занимают вопросы полунаучного познавательного характера. В спортивных коллективах - профессиональное содержание спорта.

Старшеклассники одновременно могут входить в несколько групп: диаду, небольшую приятельскую (5-6 человек), большую компанию (до 12-15 человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод, фон общения. Содер­жание общения этих групп не совпадает.

Содержание общения старшеклассников совершенно явно связано с той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки в воспитательных коллективах. От содержания, интенсивности, привле­кательности и форм ее организации зависит объем и интенсивность общения старшеклассников. <...>

В ранней юности происходит наиболее интенсивное освоение жар­гона. Юношеский жаргон - явление многослойное. Его основу обра­зует совокупность слов и выражений, которые употребляются прак­тически почти всеми ребятами этого возраста. Он включает в себя в основном три группы слов и выражений. Первая - ругательства, ко­торые в ранней юности можно рассматривать «как своего рода дина­мические формулы откровенной правды», глубоко родственные всём остальным формам «снижения» и «приземления», свойственным вос­приятию жизни в этом возрасте наряду с возвышением и идеализаци­ей жизни (М.Бахтин). Вторая - общеупотребительные слова и выра­жения, которым придается многозначная экспрессивная окраска. Это позволяет употреблять их в значительно большем числе случаев, чем это принято речевыми нормами (например, одно время словом «четко» старшеклассники могли охарактеризовать поступок, вещь, эмоцию и т.д.). Третья - общеупотребительные слова и выражения, получив­шие в жаргоне иное содержательное значение.

Особый слой юношеского жаргона образуют местные слова и вы­ражения. Так, жаргон старшеклассников преимущественно в боль­ших городах длительное время включает в себя много «англициз­мов». В то же время ребята из малых городов, с окраин больших городов и в сельской местности употребляют немало вульгаризмов и элементов «блатной» лексики. При этом речь идет не о том, что, скажем, юноши и девушки в больших городах не употребляют вуль­гаризмов, а лишь о тенденциях. И наконец, особый слой жаргона образуют слова и выражения, характерные для различных геогра­фических регионов (Прибалтики, Сибири и т.д.). В этом слое неред­ко происходит своеобразное «всплытие» уже неупотребляемых слов. В этом же слое жаргона помещаются слова, созданные старшекласс­никами, которые, однако, имеют корни в общеупотребительном языке (например, «прикид» - пиджак, «отпад» - очень хороший и т.д.) или не имеют таковых (например, «констролить» -делать, «клевый» -отличный и др.).

Круг общения старшеклассников растет за счет включения в него все большего числа сверстников противоположного пола. В старших классах общение между юношами и девушками имеет довольно ин­тенсивный и регулярный характер.

Общение между юношами и девушками на товарищеском уровне происходит главным образом в тех коллективах, в которые входят старшеклассники. Содержание этого общения, его интенсивность определяются во многом жизнедеятельностью коллектива, формами ее организации.

Приятельское общение юношей с девушками складывается и в коллективах и за их пределами. Оно основывается на избирательности предпочтений. Развитость приятельского общения в различных коллек­тивах неодинакова; в одних - его практически нет, в других - оно очень интенсивно. Включенное наблюдение показало, что это связано либо с содержанием жизнедеятельности коллектива (оно может не предпола­гать приятельское общение юношей и девушек или даже препятствовать ему), либо со спецификой состава класса и внешкольных связей учащих­ся. Приятельское общение юношей и девушек порой возникает как эпи­демия: стоит в классе или в группе появиться такому общению у лидера или привлекательного члена коллектива, как к приятельскому общению начинают стремиться и другие члены класса, группы и т.д.

60% юношей предпочитают общение с девушками в паре и 20% - в смешанной компании. У девушек картина менее четкая, но и у них предпочтение пары довольно ощутимо (37-56%).

Юноши и девушки общаются между собой на приятельском уровне намного более доверительно, чем на аналогичном уровне со сверстни­ками своего пола. В их беседах присутствует вся тематика однополого общения, но преимущественное место занимают личные дела, планы на будущее, отношения с родителями, отношения между собой знако­мых сверстников, т.е. темы, наиболее личностно значимые для парт­неров. Особое место в этих разговорах занимает тема взаимоотноше­ний юношей и девушек.

Около 13% старшеклассников почти не общаются со сверстниками другого пола. Объясняется это по-разному: отсутствием интереса (в силу уровня развития), недостатком активности, неуверенностью в успехе. Одновременно выделяется группа старшеклассников (около 4%), которые общаются только со сверстниками другого пола. Чаще всего это юноши и девушки, у которых не сложилось общение со свер­стниками своего пола (в силу индивидуальных особенностей, особен­ностей окружения, специфики отношений с родителями).

В ранней юности увеличивается объем общения со старшими ребя­тами (разница в возрасте 2-7 лет): около 33% старшеклассников регу­лярно участвуют в таком общении.

Небольшое число старшеклассников (около 3%) общаются с ребя­тами моложе себя (разница 2-4 года). Среди друзей своего пола юно­ши называют 3% ребят младших по возрасту, девушки - 2%. Среди друзей и приятелей старшеклассников резко увеличивается число тех, с кем они не учатся вместе и не связаны территориальной близостью. Если у семиклассников таких сверстников в круге общения около 27% у мальчиков и 29% у девочек, то к X классу этот процент увеличивает­ся до 46 у юношей и 43 у девушек.

Расширение круга общения происходит и за счет сверстников -представителей других социальных групп. Так, среди друзей юношей представители других социальных групп своего пола составляют 28, 2%, противоположного - 26, 3%, У девушек соответственно - 21, 1 и 55, 1%. <...> Эти данные свидетельствуют об определенной тенденции и имеют под собой социально-экономические и социально-культурные основания: резкий рост числа старшеклассников в связи со всеобщим средним образованием, сближение культурного уровня различных со­циальных групп населения, общие источники информации у молодежи, мода как интегрирующий фактор.

Круг общения старшеклассников расширяется и за счет включе­ния в него взрослых людей. Стремление к общению со взрослыми свойственно уже 70% старшеклассников, при этом особенно растет необходимость в общении с родителями. Отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», старше­классники в первую очередь называют мать, на втором месте - отца. Около трети юношей и девушек хотели бы иметь больше родитель­ских советов по важным для них вопросам, чем они фактически по­лучают, и лишь около 10% считают, что число советов избыточно. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца.

Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассни­ков состоит главным образом не в получении от них той или иной информации (хотя и этот аспект важен), а в возможности найти пони­мание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако с реальным доверительным общением со взрослыми у старшеклассни­ков дело обстоит довольно сложно.

В ранней юности происходит резкое снижение доверительности в общении с родителями и учителями. На вопрос «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с ро­дителями?» утвердительно отвечают 61% подростков 11-13 лет и бо­лее 90% юношей и девушек 15-18 лет. Утвердительные ответы на во­прос «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваши родители понимают вас не так хорошо, как ваши друзья?» составили по этим же группам 56 и 88%.

В старших классах опять происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. Достигает максимума число юно­шей и девушек, ориентированных преимущественно на общение до­ма и в школе (45-53%), минимальным становится число ориентиро­ванных на общение на улице (15-32%). У большинства старше­классников происходит дальнейшее освоение социального про­странства. Они интенсивно осваивают свои регион и центр города, определяя в них предпочитаемые места общения. Наиболее явно это прослеживается у юношей и девушек, ориентированных на общение на улице и в общественных местах. У старшеклассников расширяется групповое персонифицированное пространство общения. С одной стороны, они рассматривают в качестве «своих» те улицы, по кото­рым регулярно гуляют в своем районе, а с другой - считают своими те центральные улицы города, на которых ежевечерне прогуливаются молодежные группы из разных районов города. Причем чем более интеллектуально развиты члены группы, тем чаще их персонифици­рованное пространство общения и в своем районе и в центре города включает в себя не только и не столько большие магистрали, сколь­ко тихие переулки. Это, вероятно, связано с тем, что для менее раз­витых старшеклассников толпа большой улицы, ее предметно-эсте­тическая среда выступают как информационный источник, стимули­рующий и дающий пищу их общению. Наряду со стремлением пер­сонифицировать определенные улицы и переулки как пространство своего общения старшеклассники склонны к своеобразной «клаустрофилии» (любовь к ограниченному пространству). Именно в этом воз­расте ребята очень высоко ценят возможность общаться в комнате на чьей-либо квартире, укрыться своей группой от посторонних глаз в школьном радиоузле, фотолаборатории и т.д., наконец, стать за­всегдатаями небольшого кафе или бара.

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрас­тными этапами проявляется потребность в уединении. Опросы пока­зали, что потребность в уединении реализуют более 75% юношей и 83% девушек. Более половины девушек и около 45% юношей осоз­нают у себя наличие этой потребности. Некоторая часть старше­классников (до 20% юношей и 3% девушек) предпочитают уединение как наиболее приемлемый для них вид свободного времяпрепровож­дения.

В ранней юности важный смысл приобретает коммуникативное уединение, в котором старшеклассники общаются с неким идеаль­ным партнером, со своим «Я», с представляемыми реальными лица­ми из своего окружения или с лицами, общение с которыми им не­доступно либо в силу статусных различий, либо в силу исторической дистанции. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, ко­торые им недоступны в реальной жизни. Они делают это как в иг­рах-грезах, так и в мечтах. Отличие юношеских игр-грез от подрост­ковых состоит в том, что они по преимуществу рефлексивны и соци­альны. Уединение в ранней юности в процессе игр-грез и мечтаний реализует все названные ранее функции: познавательную, рефлек­сивную, продуктивно-репродуктивную, адаптивную, компенсатор­ную и целеполагающую.

Мудрик А. В. Юношеский тип общения // Общение как фактор воспитания школьников.- М., 1984.-С. 59-69.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи для решения на практическом занятии | Музыка в АВИ
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал