Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение 8
(справочное) ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА Пример 1 Требуется запроектировать дорожную одежду при следующих исходных данных: - дорога располагается во II дорожно-климатической зоне, в Московской области; - категория автомобильной дороги - I; - заданный срок службы дорожной одежды – Тсл = 20 лет; - заданная надежность Кн = 0.95; - приведенная к нагрузке типа А (приложение 1 табл.П.1.1) интенсивность движения на конец срока службы Np =3200 авт./сут.; приращение интенсивности q = 1.04; - грунт рабочего слоя земляного полотна - супесь пылеватая с расчетной влажностью 0.7Wт, относится к сильнопучинистым грунтам; - материал для основания - щебеночно-гравийно-песчаная смесь, обработанная цементом марки 20; - высота насыпи составляет 1.5 м, толщина дорожной одежды – 0.60 м; - схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна - III; - глубина залегания грунтовых вод – 1.1 м. Расчет на прочность 1. Вычисляем суммарное расчетное количество приложений расчетной нагрузки за срок службы по формуле (3.7): , где Кс = 29.8 (приложение 6 табл. П.6.3), Трдг = 125 дней (табл. П.6.1), кn = 1.49 (табл. 3.3) авт. 2. Предварительно назначаем конструкцию и расчетные значения расчетных параметров: - для расчета по допускаемому упругому прогибу (приложение 2 табл. П.2.5, приложение 3 табл. П.3.2 и приложение 3 табл. П.3.6); - для расчета по условию сдвигоустройчивости (приложение 2 табл. П.2.4, приложение 3 табл. П.3.2 и приложение 3 табл. П.3.6); - для расчета на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе (приложение 3 табл. П.3.1 и приложение 3 табл. П.3.6).
3. Расчет по допускаемому упругому прогибу ведем послойно, начиная с подстилающего грунта по номограмме рис. 3.1: (по приложению 1 табл. П.1.1 р = 0.6 МПа, D = 37 см) 1) ; Þ МПа 2) ; Þ МПа 3) ; Þ МПа 4) ; Þ МПа 5) Требуемый модуль упругости определяем по формуле (3.9): = 98, 65× [lg7179494-3.55] = 326 МПа 6) Определяем коэффициент прочности по упругому прогибу: Еобщ/Етр = 512: 326=1.57 Требуемый минимальный коэффициент прочности для расчета по допускаемому упругому прогибу – 1.30 (табл. 3.1). Следовательно, выбранная конструкция удовлетворяет условию прочности по допускаемому упругому прогибу. 4. Рассчитываем конструкцию по условию сдвигоустройчивости в грунте. Действующие в грунте активные напряжения сдвига вычисляем по формуле (3.13): Для определения tн предварительно назначенную дорожную конструкцию приводим к двухслойной расчетной модели. В качестве нижнего слоя модели принимаем грунт (супесь пылеватая) со следующими характеристиками: (при Wp = 0.7Wт и å Np =7179494 авт.) Ен = 46 МПа (табл. П.2.5), j = 12° и с = 0.004 МПа (табл. П.2.4). Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляем по формуле (3.12), где значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, назначаем по табл. П.3.2 при расчетной температуре +20 °С (табл. 3.5): Ев = (1800× × 4+1200× 30+420× 26): 60 = 902 МПа. По отношениям Ев/Ен = 902: 46 = 19.6 и hв/D = 60: 37 = 1.62 и при j = 12° с помощью номограммы (рис. 3.3) находим удельное активное напряжение сдвига от единичной нагрузки: tн = 0.0148 МПа. Таким образом: Т = 0.0148·0, 6 = 0.0089 МПа. Предельное активное напряжение сдвига Тпр в грунте рабочего слоя определяем по формуле (3.14), где СN = 0.004 МПа, Кд = 1.0. Zоп = 4+8+22+26 = 60 см; jст = 35° (приложение 2 табл. П.2.4); gср = 0.002 кг/см2 Тпр = 1× (0.004+0.1·0.002·60·tg35°) = 0.0124 МПа, где: 0.1 - коэффициент для перевода в МПа. Кпр=0.0124: 0.0089 = 1.39, что больше Кпртр = 1.0 (табл. 3.1). Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности по сдвигу. 5. Рассчитываем конструкцию на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе. Расчет выполняем в следующем порядке: а) Приводим конструкцию к двухслойной модели, где нижний слой модели - часть конструкции, расположенная ниже пакета асфальтобетонных слоев, т. e. щебеночное основание и грунт рабочего слоя. Модуль упругости нижнего слоя определяем по номограмме рис. 3.1. Ен = Еобщщеб = 122 МПа К верхнему слою относят все асфальтобетонные слои. Модуль упругости верхнего слоя (hв = 34 см) устанавливаем по формуле (3.12): Ев = (4500× 4+2800× 8+2100× 22): 34 = 2547 МПа. б) По отношениям hв/D =34: 37 = 0.92 и Ев/Ен = 2547: 122 = 20.9 по номограмме (рис. 3.4) определяем sr = 0.75. Расчетное растягивающее напряжение вычисляем по формуле (3.16): sr = 0.75·0.6·0.85 = 0.38 МПа. в) Вычисляем предельное растягивающее напряжение по формуле (3.17): при R0 = 5.65 МПа для нижнего слоя асфальтобетонного пакета (табл. П.3.1), nR = 0.10 (табл. П.4.1), t = 1.71 (табл. П.4.2) (формула (3.18)); m = 4; a = 6.3 (табл. П.3.1); å Np = 7179494 aвт. Þ k2 = 0.85 (табл. 3.6) RN = 5.65·0.122·0.85 (1 – 0.1·1.71) = 0, 49 MПа г) RN/sr = 0.49: 0.38 =1.29, что больше, чем Кпртр = 1.0 (табл. 3.1). Следовательно, выбранная конструкция удовлетворяет всем критериям прочности. Проверка конструкции на морозоустойчивость
1. По карте рис. 4.4. находим среднюю глубину промерзания zпр(ср) для условий г. Москвы и по формуле (4.3) определяем глубину промерзания дорожной конструкции zпр: zпр = 1.38 zпр(ср) = 1.4·1.38 = 1.93 м» 2 м. 2. Для глубины промерзания 2 м по номограмме рис. 4.3 по кривой для сильнопучинистых грунтов определяем величину морозного пучения для осредненных условий: lпр(ср) = 8.2 см. По таблицам и графикам находим коэффициенты КУГВ = 0.615 (рис. 4.1); Кпл = 1.2 (табл. 4.4); Кгр = 1.1 (рис. 4.5); Кнагр = 0.92 (рис. 4.2); Квл = 1.1 (рис. 4.6). По формуле (4.2) находим величину пучения для данной конструкции: lпуч = lпуч(ср)× КУГВ× Кпл× Кгр× Кнагр× Квл = 8.2·0.615·1.2·1.1·0.92·1.1 = 6.7 см. Поскольку для данного типа дорожной одежды допустимая величина морозного пучения согласно табл. 4.3 составляет 4 см, следует назначить морозозащитный слой и выполнить расчет его толщины. 3. Предварительно ориентировочно определяем необходимую толщину морозозащитного слоя при допустимой величине морозного пучения lдоп = 4 см. Для этого определяем величину морозного пучения для осредненных условий, при которой пучение для данной конструкции не превышает 4 см: lпуч(ср)× = l(доп)/(КУГВ× Кпл× Кгр× Кнагр× Квл) =4: (0.615·1.2·1.1·0.92·1.1) = 4.87 см. По номограмме рис. 4.3 определяем требуемую толщину дорожной одежды hод = 1.04 м, отсюда толщина морозозащитного слоя hмрз = 1.04 – 0.60 = 0.44 м. Для уточнения требуемой толщины морозозащитного слоя выполняем расчеты с учетом теплофизических характеристик отдельных слоев (табл. П.5.1). Задаемся hмрз = 0.40 м. 4. Для использования в морозозащитном слое назначаем мелкозернистый песок с коэффициентами теплопроводности lт = 1.91 Вт/(мК) и lм = 2.32 Вт/(мК) соответственно в талом и мерзлом состояниях и определяем lср: lср = (1.91 +2.32): 2 = 2.12 Вт/(мК). 5. По формуле (4.7) определяем термическое сопротивление дорожной одежды без морозозащитного слоя: = 0.04: 1.40 + 0.08: 1.25 + 0.22: 1.05 + 0.26: 2.02 = 0.43 м2K/Вт. 6. По карте изолиний рис. 4.5 определяем номер изолинии - V. 7. По табл. 4.9 находим Спуч = 1.35. 8. По табл.4.10 при общей толщине дорожной одежды hод = 1.0 м для сильнопучинистого грунта определяем Ср = 0.60. 9. Вычисляем отношение lдоп/(Спуч× Ср) = 4: (1.35·0.60) = 4.94 см. 10. По номограмме рис.4.6 определяем методом интерполяции приведенное термическое сопротивление Rпр = 0.65 м2К/Вт. 11. По табл. 4.7 Код = 1.0; Кувл = 1.0 (п. 4.11); d = 0.95. 12. По формуле (4.8) Rод(тр) = Rпр× Код× Кувл× d = 0.62 м2К/Вт. 13. По формуле (4.6) hмз = (Rод(тр)-Rод(о))× lмрз = (0.62 – 0.43)·2.12 = 0.40 м. 14. Поскольку разница между полученным и заданным значениями hмз не превышает 5 см, принимаем hмз = 0.40 м. Пример 2 Требуется запроектировать дорожную одежду при следующих исходных данных: - дорога располагается во II дорожно-климатической зоне, в Московской области; - категория автомобильной дороги - I; - заданный срок службы дорожной одежды – Тсл = 20 лет; - заданная надежность Кн = 0.95; - приведенная к нагрузке типа А (приложение 1 табл. П.1.1) интенсивность движения на конец срока службы Np = 3200 авт./cyт.; приращение интенсивности q = 1.04; - грунт рабочего слоя земляного полотна - супесь пылеватая с расчетной влажностью 0.7Wn, относится к сильнопучинистым грунтам; - материал для основания - щебеночно-гравийная песчаная смесь, обработанная цементом марки 20 и песок средней крупности; - высота насыпи составляет 1.5 м; - схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна - III; - глубина залегания грунтовых вод – 0.9 м.
|