Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слушание
Слушание — это внимание к словам прихожанина и его манере речи. Информация, заключенная в словах, — это сочетание вербального содержания и невербальной манеры речи. Слушание — это процесс восприятия речи и предварительного толкования, учитывающего оба типа получаемой информации. Манера речи Мерабьян в своем исследовании (Egan 1982, р. 63-64) также останавливается на относительной важности манеры речи: «Вся информация на 7% передается вербально, на 38% — вокально и на 55% — через выражение лица». Таким образом, манера речи почти так же важна, как и невербальное общение, и намного важнее слов как таковых. В манере речи прихожанина можно уловить много тонкостей. В качестве самых важных среди них Иган (1982, р. 64) выделяет тон голоса, высоту, громкость голоса, силу голоса, изменения голоса, растянутость слов, ударения, паузы, молчание и быстроту речи. Поскольку таких характеристик голоса очень много, Кэркхафф (1979, р. 49) предлагает главное внимание уделять двум из них — громкости и скорости речи — и их изменениям. Подобно визуальному невербальному уровню, звуковой невербальный уровень помогает нам понять, что говорит прихожанин, сообщая нам информацию о своих чувствах. Звуковой невербальный уровень может соответствовать или, наоборот, не соответствовать интенсивности вербальных ответов, быть показателем такой интенсивности и, таким образом, тоже давать нам информацию о чувствах прихожанина. Например, если женщина говорит очень громко (или очень тихо) и при этом утверждает, что сердится, наблюдается соответствие между словами и манерой речи. И наоборот, если мужчина кричит на ребенка, но говорит, что не сердится на него, это пример несоответствия между вербальной и невербальной сторонами информации. Манера речи, наряду с другими аспектами невербального общения, отражает эмоциональный настрой прихожанина. Эмоциональный аспект — важнейший для того, чтобы понять взгляды прихожанина (цель 1-й стадии). Характеристики голоса, как и визуальные невербальные данные, надо понимать в контексте социологической информации, индивидуального стиля и темы разговора. Например, медленная, рассудительная речь человека может говорить о его географическом происхождении (социологическая характеристика), привычке (индивидуальный стиль) или же стать показателем того, что ему трудно говорить на данную тему (содержание разговора). Содержание разговора Слушание включает и способность понять смысл того, о чем говорит прихожанин, — понимание значения слов, которые он употребляет, и того, как он строит фразы. Таким образом, слушая, пастор обращает внимание на умолчания, необычные обороты и то, что было сказано в качестве обобщения. Содержание того, что говорит прихожанин, можно разделить на ЧЕТЫРЕ категории — чувства, переживания, действия и мысли. 1. Чувства – это те эмоции, которые прихожанин выражает в связи с переживаниями, действиями и мыслями. Чувства – это внутренние переживания. Если студентка говорит: «Я чувствую себя ужасно из-за этого курса», она выражает свои эмоции по поводу этого курса. Хотя чувства неразрывно связаны с остальными тремя категориями, я поставил их на первое место, чтобы напомнить, что к этой категории надо прислушиваться в первую очередь. Как я уже сказал раньше, чувство понимания – ключ к эмпатии. 2. Переживания – это то, что прихожанин воспринимает как происшедшее с ним. Если студентка говорит: «Я провалилась на экзамене у профессора Смита», она обсуждает эту проблему как переживание. Переживания могут быть внешними и внутренними. Например, когда человека сбивает машина – это внешнее переживание, а если человек преодолевает в себе страх – это внутреннее переживание. Отличительной чертой любого переживания является то, что оно воспринимается как нечто случившееся с человеком. Многие прихожане рассказывают свои истории так, как будто это происходит с ними в момент рассказа, потому что они видят себя жертвами тех сил, которые они не в состоянии контролировать. 3. Действия – это то, что прихожанин делает или не делает. Если студентка говорит: «Я не сдала экзамен за этот курс, потому что недостаточно подготовилась», мы будем расценивать это как действие. Когда прихожанин говорит о своих действиях, он берет на себя определенную ответственность за них в данной ситуации. 4. Мысли – это внутренние действия или поведение, которые прихожанин исполняет или не исполняет. Сюда включаются: фантазии, мечты, размышления, решения, молитвы, планы, идеи, оценки, вера и другие подобные действия. Например, если студентка сказала: «По-моему, несправедливо, что я не сдала экзамен», то здесь идет речь о ее мыслях. Поскольку мысли – это поведение, то их изучают, и многое в них остается еще неизученным. Эти ЧЕТЫРЕ категории очень важны, потому что помогают пастору увидеть, что сказал и чего не сказал прихожанин. Они поднимают многие существеннейшие вопросы. Говорит ли прихожанин о своих переживаниях, действиях и мыслях сразу? Выражает ли прихожанин свои чувства по поводу переживания, действий и мыслей? Выразил ли прихожанин свои специфические переживания, действия, мысли? И самый главный в этой связи вопрос: какие мысли (убеждения, правила, утверждения) лежат в основе чувств или действий прихожанина? Слова нужно понимать в контексте, как и невербальные данные. Значение слов всегда зависит от социологической информации, индивидуального стиля и содержания разговора, как и невербальные данные. Например, слово «плохой» означает «злой» или «бедный» в культуре белых людей среднего класса, в то время как на жаргоне черных американцев это означает «очень хороший» (это второе значение сейчас распространяется в более широких культурных кругах). Значение слова часто определяет индивидуальный стиль; один человек может использовать слово «сердитый» в значении «маленький, но сварливый», а другой человек назовет так того, кто на самом деле сердится. Значение слова часто отражает контекст беседы. Во фразе «Я люблю всех людей на земле» слово «люблю» отличается по значению от того же слова во фразе «Я люблю мою жену больше, чем кого бы то ни было на свете». Очевидно, что в этих двух фразах одно и то же слово – «люблю» – имеет разные значения. Если обобщить все вышесказанное, слушание – это умение воспринимать то, что прихожанин выражает словами и манерой речи. Манера речи дает ключ к пониманию значения слов прихожанина; невербальный уровень – громкость голоса, скорость речи – особенно полезен в выявлении тех утверждений прихожанина, которые соответствуют его эмоциональному настрою. Информацию, которую пастор получает от прихожанина, можно отнести к четырем категориям: чувства, переживания, действия и мысли. Как вербальную, так и невербальную информацию надо понимать в контексте социологической информации, индивидуального стиля и темы разговора.
|