Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 8






Структурализм (элементы психики). Основатель Вундт – немецкий психолог в Германии. Открыл Экспериментальную лабораторию.
Функционализм (функции психики, поток сознания).
Франс Брентано (американец) начал свою деятельность в качестве кат. священника, стал профессором философии. Первый труд был посвящён психологии Аристотеля.
Интенция (лат. intentio «стремление, намерение») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.
Уильям Джеймс – занимался многими проблемами от изучения мозга и развития познавательных процессов.

Вопрос 9
Рефлексология – естественнонаучное направление, а психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., связанная с деятельностью Павлова и Бехтерева.
Иван Петрович Павлов – физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения, понятие об условном рефлексе.
Владимир Михайлович Бехтерев – русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, академик. Отстаивал мысль о воспитуемости, т.е. рефлексы нам не передаются, а воспитываются. Социальная среда является – источником развития человека.
Бихевиоризм (поведение) – одно из направлений в психологии, программу у которой провозгласил исследователь Джон Уотсон-основатель бихевиоризма.
Классы: видимая, скрытие, т.е. мышление (скрытные реакции), видимые наследственные реакции, скрытые наследственные реакции.
Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма, открыл школы психологии, теория оперативного научения.
Альберт Бандура – автор одной из самых популярных теорий научения.
Джон Уотсон – родоначальник направления. Суть его теории, отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психологические явления к различным формам поведения. Цель психологического изучения по Уотсону предсказать реакцию и определить природу действующего стимула.

 

10.Развитие психологии в 20 в.(основные психологические школы: гештальтпсихология, психоанализ).

Гештальтпсихология: М.Вертгеймер(1912 г.)-основатель.Основной принцип-целостности.

Суть: сознание-организованная структура с отдельными компонентами(гештальты).Критики со стороны гештальтпсихологов подвергалась бихевиористская формула «Проб и ошибок».Они считали, что в опытах нужно найти выход из проблемных ситуаций не путем случайных проб, а мгновенно, уловив отношение между вещами.«Мгновенное отношение»-инсайта(озарение).Возникает благодаря построению нового гештальта.Курт Левин-разработал «Теориюполя». Психоанализ: Основатель-Зигмунт Фрейд(1856-1939гг.)Суть: -трёхкомпонентная структурная модель психики: «я», «оно», «сверх-я»; -выделил в психике человека защитные механизмы; -разработал концепцию «бессознательного».

 

11. Развитие психологии в 20 в.(основные психологические школы: гуманистическая психология).

Представители: К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт.

Принципы: -человек ответственен за свои поступки; -каждый признает право другого на самостоятельное творение собственной жизни, ценит его субъективный мир; -каждый человек живет только в настоящем моменте; -любые эмоции составляют внутренний опыт индивида;

Основная тема: использование индивидуального внутреннего опыта для изучения и изменения его личности.Гносеологические установки: -человека нужно изучать как единый организм; -позитивный личностный рост; -признание творчества; -изучение психики здорового человека; -невозможность изучения поведения человека.

 

12.Психика как отражение (особенности психического отражения, физиологические механизмы психики). Психика- это оценочное отражение объективной реальности, поэтому центральным вопросом психики является следующий вопрос: от чего зависит оценочный характер психического отражения? Психика- это свойство высокоорганизованной материи мозга, заключающееся в способности своими состояниями особым образом отражать объективный мир; критически, активно и через призму своих и общественных потребностей.

т.е. отражение-это свойство всей материи, но психич.отражение -это высший уровень отражения: 1.оно активно, т.е. оно отражает деятельно.Отражая активно человек перерабатывает полученную информацию: группирует факты, анализирует их, осмысливает.Отражение-творение.2.Оценочно.Человек воспринимает окр.мир и критики относятся к нему.Человек оценивает в 3 плоскостях: положит.(+), отриц(), нейтрально.3.Носит потребностный характер.Все, что действует на человека, человек пропускает(преломляет)через призму своих потребностей, а потребности индивидуальны и субъективны, но и носят общественный хар-р, т.е.они формируются под влиянием социал.условий.Вывод: психика-это субъективный образ объективного мира; отражение-это единство субъективного и объективного; психич.отражение-объективно, т.к.мы отражаем действительный мир; псих.отражение субъективно, т.к. реальный мир отражается в сознании конкретного человека.Поэтому психология -это наука о психике, о закономерностях ее возникновения, проявления и развития.Физические механизмы: Основные закономерности псих.явлений даны в трудах И.М. Сеченова(1829-1905 г.) И.П. Павлова (1849-1936г.) они дали естественный научный анализ деятельности головного мозга и объяснили как происходит психическое отражение. В 1865 г. вышла работа Сеченова «Рефлексы головного мозга». Суть теории: психическая деятельность – рефлекторная деятельность, все спекты создания и бессознательной жизни по своему происхождению – это и есть рефлексы. Доказал в своей работе, что рефлексы головного мозга включают три звена: возбуждение(возникает в органах чувств), центральное – головной мозг(возбуждение и торможение), движение – дятельность.Выводы: в работе Сеченова раскрывается причинная обусловленность псих.явлений внешних воздействий, то есть раскрывается, почему они происходят; Психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов(возбуждение, торможение в коре головного мозга); психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведении в целом.

 

13. Базовые теории: 1 ) самозарождение (Аристотель) определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм.2) Теория стационарного состояния (Земля, виды никогда не возникали, а существовали вечно; земля всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно. 3) теория Опарина: 3 этапа: 1)возникновение орг-х в-в.2) Возн-е белков. 3) Возн-е белковых тел. Необходимым условием возн-я живой материи является образование органических веществ – соединений построенных на основе углерода, его атомы связаны с атомами азота кислорода фосфора, серы. Появились белковые молекулы- коацерваты. Они обладали свойством обмена веществ. Потом возникли амебы-одноклеточные, потом многоклеточные. Раздражительность – способность реагировать на внешнее возд-е. Тропизм – реагирование движением на внешнее воздействие.(Им обладают растения). Фототропизм – тенденция живого организма двигаться под воздействием света. Топотропизм - …под воздействием механич-го раздражителя. Хемотропизм - …под воздействием физико – химичесских соединений. Чувствительность – способность живого ощущать, т.е. отражать отд. Св-ва предмета.4) Зарождение жжизни в горячей воде: возникновения протоклеток были водоемы с преобладанием ионов К+. Развитие психики: 1) Антропсихизм – психика только у Ч.2) Биопсихизм – вся живая материя. 3) Панпсихизм – живая и неживая материя. 4) Нейропсихизм – организмы, имеющие нервную систему. 5) Мозгопсихизм - психика присутствует только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.

 

14. Концепция Леонтьева- Фабри: 1. Стадия элементарной сенсорной психики( сенсорный способ, уровень ощущений.) А. Низший уровень: Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. II. Стадия перцептивной психики.(ощущение.)

А. Низший уровень. Отражение высшей действительности в форме образов и предметов. Объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти.формирование двигательных навыков. Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной " картины мира". В. Наивысший уровень. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. выделение специализированных органов. Манипулирования: рук и лап. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства. Инстинкты – слож. Врожден. Форма реагир-я на опред. Усл-я ок. среды.: 1)специфич. Способ мотивации., 2)специфич. Механизм., 3)органическая мотивация. Навык – новые реакции или действия, кот. Возн. На основе выучки или индивид. Опыта и функционируют автоматически.(перцептивные. Индивидуальные, двигательные). Виды: первично – автоматические(непроизвольные) и сознательные.

Интеллект – разум, рассудок, умств. Спос-сти.

 

15. Психические явления: 1) психические процессы – наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникн-е и их течение обусловлено конкр. Задачами, ситуациями и требованиями к деят-сти.(ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. + чувства, воля); 2) психические состояния – целостные проявления личности, всегда причинно – обусловлены, носят временный хар – р.(интерес, творческий подъем, убежденность, сомнение, апатия, угнетенность)3) психические свойства личности – устойчивые особенности личности, проявляющиеся в поведении и в деятельности, своеобразные и типичные для каждого человека.(направленность, характер, темперамент, способности.) Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика» - Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал