Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 14






Стратегия стабильного экономического роста Республики Беларусь в значительной

степени связана с развитием экспортного потенциала и всесторонней интеграцией бело-

русской экономики в мировую хозяйственную систему.

Республика Беларусь — одно из экономически развитых государств СНГ. В ее

экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта.

Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности, как машиностроение,

станкостроение, производство строительных материалов, электротехническая, химическая,

деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность. Характерной чертой

национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть

которой поставляется на экспорт.

Республика Беларусь экспортирует в основном продукцию обрабатывающих отраслей.

Доля промышленной продукции составляет более 50 % экспорта.

В структуре экспорта преобладают следующие группы товаров: машины, оборудование

и транспортные средства; минеральные продукты (в основном калийные удобрения); про-

дукция химической промышленности (химические волокна и нити); продовольственные

товары; текстиль и текстильные изделия; древесина и др. (рис. 3.1).

В настоящее время основными в структуре экспорта услуг республики являются

транспортные, строительные, а также услуги по переработке нефти. По-прежнему слабо

развиты услуги связи, информационно-технического обслуживания, деловые услуги, спрос

на которые на международных рынках чрезвычайно высок.

Импорт товаров в республику можно условно разделить на три его составляющих

потока: 1) сырьевой импорт, включающий минеральные продукты и ресурсы; 2)

инвестиционный оборудование, машины и транспортные средства; 3) потребительский

импорт, в состав которого входят готовые пищевые продукты и промышленные товары.

В целом экономическая модель развития Беларуси ориентирована на максимальную

мобилизацию ресурсов, имеющихся в стране, с помощью государства, на развитие

внутреннего рынка и экспортоориентированного потенциала народно-

хозяйственного комплекса.

Целями новой экспортной стратегии являются создание условий для более полного

использования интеллектуального и производственного потенциала и повышение

конкурентоспособности Беларуси во внешнеэкономических связях.

еспублики Беларусь " О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"

от 25.11.2004 г. № 347-3, Указом Президента Республики Беларусь " О некоторых мерах по

упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" № 117 от 07.03.2000 г.

В нем, в частности, говорится, что торгово-посредническая деятельность осуществляется

путем заключения договоров купли-продажи, в том числе на основании договоров

поручения или комиссии, только при наличии специального разрешения на осуществление

торговли, полученного в установленном законодательством порядке. Реализация товаров за

пределы Республики Беларусь осуществляется при условии выполнения заказов на

поставку товаров для государственных нужд или по квотам, установленным Советом

Министров Республики Беларусь в предыдущем отчетном периоде. Посредники-

импортеры осуществляют оптовую торговлю иностранными товарами, ввезенными ими на

территорию Республики Беларусь, без получения лицензии, если законодательством не

установлено иное [1].

Привлечение торговых посредников некоторыми предприятиями обусловлено не только

сложным финансовым состоянием и необходимостью значительных материальных затрат

на создание товаропроводящей сети, но и спецификой выпускаемой продукции. Так, для

предприятий концерна " Белбиофарм" в связи со спецификой в торговле

лекарственными средствами предпочтительным направлением работ по продвижению

продукции на внешние рынки является привлечение субъектов хозяйствования регионов в

качестве дистрибьюторов на договорной основе, имеющих опыт работы на рынке

лекарственных средств, а также собственные торговые и складские площади. Например,

РУП " Борисовский завод медицинских препаратов" работает на рынках стран СНГ и

Балтии со 166 коммерческими фирмами. Реализация же лекарственных средств через

прямую товаропроводящую сеть очень мала и составляет не более 1 % общего объема

продаж.

Таким образом, использование инструмента посредничества особенно важно для

белорусских промышленных и коммерческих структур, подавляющая часть которых в силу

специфики своей деятельности и необходимости крупных капиталовложений не готовы к

созданию собственной сбытовой сети за рубежом. Особенно незаменимы торговые

посредники для отечественных предприятий, которые впервые выходят на внешний рынок

или же недавно начали его освоение.

Характерной тенденцией для Беларуси является превышение импорта над экспортом. В

развитии белорусского экспорта существуют серьезные проблемы. По оценкам специа-

листов, наращивание экспортных поставок белорусских субъектов хозяйствования

сдерживают следующие факторы:

• снижение конкурентоспособности на мировом рынке большинства товаров и услуг в

связи с невысоким техническим уровнем производства, его повышенной материалоем-

костью и энергоемкостью, изношенностью основных фондов. В настоящее время износ

основных фондов большинства крупнейших предприятий-экспортеров составляет 60—70

% при среднегодовом коэффициенте обновления 3—5 %. В то же время основные фонды

на многих из них задействованы лишь на 50—60 % (ПО " Минский тракторный завод",

" Минский подшипниковый завод", ОАО " КамВоль", ПО " Завод " Горизонт", ОАО " Алеся",

ОАО " Сукно", ОАО " Луч" и др.), что свидетельствует о невостребованности данной

продукции на рынке;

• отсутствие финансовых средств у предприятий на модернизацию и обновление

производственных мощностей, инвестирование в перспективные экспортные проекты.

Прорыв

на зарубежные рынки с новыми моделями продукции обходится им так дорого, что

показатель ликвидности иногда сокращается втрое;

• наличие единственного предприятия-экспортера, во многих странах, уход которого с

рынка сразу сказывается на общем товарообороте Республики Беларусь; 75 предприятий

республики обеспечивают 80 % экспорта;

• сбыт на рынках стран СНГ и развивающихся стран значительной части продукции,

что не является свидетельством эффективности экспортного сектора и

конкурентоспособности белорусских товаров;

• усиление конкуренции на рынках стран дальнего и ближнего зарубежья;

• наличие дискриминационных барьеров при продвижении белорусских товаров за

рубежом, в том числе высокие торговые барьеры на рынках развитых государств. Проведе-

ние промышленной политики путем предоставления льгот и поддержки отдельных

предприятий, продажа продукции по демпинговым ценам приводят к потере ниш на

зарубежных рынках. Так, в странах — членах Европейского союза антидемпинговые

санкции применяются в отношении пяти товарных позиций белорусского экспорта:

 

хлорида калия, полиэфирных волокон и жгута, карбамидно-аммиачной смеси и

карбамида;

• невысокий международный рейтинг Республики Беларусь в области кредитования и

инвестиций, сдерживающий получение и использование иностранных кредитов для раз-

вития экспорта товаров и услуг;

• небольшая доля изделий имеет сертификаты качества, признанные за рубежом;

• несовершенство патентной системы и системы сертификации и контроля качества

экспортной продукции, защиты интеллектуальной собственности в условиях повышения

требований к потребительским характеристикам и безопасности инновационных товаров и услуг;

• отсутствие филиалов и представительств крупных предприятий по сборке, ремонту и

обслуживанию белорусской техники в странах-партнерах, что при прочих равных условиях

дает преимущества конкурентам;

• неразвитость и несовершенство инфраструктуры, обеспечивающей эффективное

продвижение экспортных товаров и услуг;

• слабое обеспечение производителей-экспортеров информацией о рынках, их

конъюнктуре и требованиях, низкий уровень подготовки кадров по внешнеторговой

деятельности, незнание языков, международного маркетинга, менеджмента, дизайна,

механизмов продвижения товаров на зарубежные рынки, что усложняет поиск и выход на

новые рынки.

В РБ внешнеторговая политика стро­ится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию фор­мирования экспортоориентированного и импортозамещаю­щего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики.

 

Экспортная политика — это мероприятия, нацеленные на максимальное наращивание конкурен­тоспособного экспорта товаров и услуг, диверсификацию ге­ографической структуры экспорта, освоение новых при ус­ловии сохранения традиционных рынков сбыта, стимулиро­вание и поддержку развития экспорта и экспортного про­изводства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой, обеспечение благопри­ятных условий для доступа товаров на внешний рынок, раз­витие экспортной инфраструктуры и информационного со­провождения внешней торговли, улучшение параметров платежного баланса. Концептуальной основой формирования экспортной по­литики является Национальная программа развития экспор­та на 2006-2010гг. В соответствии с ней экспортной стратегией является освоение новых рынков, преимущественно пер­спективных рынков развивающихся стран при одновремен­ном освоении новой конкурентоспособной продукции. Организационными принципами построения экспорт­ной политики РБ являются: суверенитет при открытости экономики и полномасш­табной интеграции; многовекторность и экономическая целесообразность внешней торговли при всемерном развитии интеграционных процессов в союзном государстве Беларуси и России, а также в рамках СНГ; выход на новые международные рынки и диверсифика­ция структуры экспорта на традиционных рынках; перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой; преобладание экономических методов и механизмов над административными в области внешнеторгового регули­рования; сохранение и наращивание в экспорте доли промыш­ленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых); увеличение в экспортной продукции национальной до­бавленной стоимости путем снижения импортоемкости (энер­гоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения; повышение удельного веса в экспорте наукоемких и ин­новационных товаров; совершенствование правовых условий, механизмов при­влечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного по­тенциала. Экспортоориентированными отраслями белорусской про­мышленности являются машиностроение, металлообработ­ка, нефтехимическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Отраслями экспортоориентированных услуг — транспортные и деловые услуги. Среди предприятий – «Беларусь-калий», «Гродно-Азот», Минский тракторный завод, «Гомсельмаш», МАЗ, БелАЗ и др.

 

Импортная политика - это мероприятия, направленные на стимулирование развития отраслей и производств, способных заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров, защитить внутренний рынок и това­ропроизводителей в условиях либерализации внешнеэконо­мической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов, рационализировать импорт по товарным группам и странам происхождения, уменьшить дефицит торгового баланса. Политика импортозамещения состоит из: организации собственного производства продукции взамен импортируемой; рационализации и сокращения ввоза, потребления им­портируемых товаров в результате структурной перестройки экономики, модернизации производства, внедрения ресур­сосберегающих технологий и др. Концептуальной основой импортной политики выступает «Программа импортозамещения», в соответствии с которой с 1997 г. реализуются государственная, отраслевые и регио­нальные программы импортозамещения. Объектами импортозамещения выступает продукция от­раслей, которые обладают максимальным потенциалом в за­мещении импортируемых товаров, обеспечены ресурсами и могут дать быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Среди таких отраслей можно выделить: быстро окупаемые отрасли промышленности, ориентированные на прямой потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность, производство дешевой мебели); организация импортозамещающих производств на неэффективно используемых производственных площадях предприятий; развитие трудоемких и наукоемких отраслей и производств (оборудование, машины, отдельные виды комплектующих изделий, узлов). Товарным сегментом импортозамещения являются: про­дукция машиностроения и металлургии, химического комп­лекса, деревообрабатывающей отрасли, пищевой и табачной промышленности, товары лесной и целлюлозно-бумажной отрасли, АПК. Реализация политики импортозамещения находит во­площение в выполнении инвестиционных проектов.

 

Особое значение для реализации внешнеторговой полити­ки приобретает формирование и функционирование инфра­структуры внешней торговли, которая оказывает содействие предприятиям при выходе на внешние рынки, создает бла­гоприятные условия для сбыта продукции на мировых и ре­гиональных рынках, оказывает организационное и финансо­вое содействие, предоставляет своевременную информацию о состоянии зарубежных рынков и возможностях участия в международных инвестиционных проектах. Актуальным является также создание единой нацио­нальной системы внешнеэкономической информации, поз­воляющей осуществить выбор рынка, ознакомиться с ним, получить информацию о состоянии конъюнктуры на продук­цию, партнерах, конкурентах, правилах проведения экспор­тно-импортных операций, мерах таможенно-тарифного ре­гулирования, особенностях налогообложения, лицензирова­ния и пр.

Вхождение в ВТО. Одним из направлений развития внешнеэкономической деятельности является активное

участие Республики Беларусь в мировых торгово-экономических организациях. В

настоящее время крайне актуально вступление во Всемирную торговую организацию

(ВТО). Это не только позволит расширить объемы экспорта отечественной продукции на

зарубежные рынки (вследствие избежания дискриминации и применения

антидемпинговых мер по отношению к белорусским экспортерам), но и создаст

благоприятные условия для привлечения зарубежного капитала.

Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший шаг в направлении

интеграции в мировую экономику, который даст республике необходимый инструментарий

для защиты и продвижения своих интересов в рамках системы международной торговли.

В результате присоединения к ВТО:

• создается предсказуемая и безопасная торговая среда для белорусских экспортеров

вследствие использования торговыми партнерами более совершенных норм и правил, регу-

лирующих внешнеэкономические отношения;

• распространяется режим наибольшего благоприятствования, обеспечивающий

отечественным экспортерам недискриминациоиные условия торговли;

• улучшается доступ к рынкам сбыта;

• предоставляется возможность участия в многосторонних соглашениях, касающихся

прав интеллектуальной собственности, а также в Генеральном соглашении по торговле

услугами;

• появляется реальная возможность содействовать совершенствованию многосторонней

торговой системы посредством прямого участия в мероприятиях ВТО;

• открывается доступ к механизму разрешения споров с целью защиты экономических

интересов страны в случае, если будут предприниматься попытки их ущемления со сто-

роны торговых партнеров.

Участие Республики Беларусь в системе ВТО будет способствовать созданию в стране

предсказуемой торговой и инвестиционной среды. Это, в свою очередь, окажет позитивное

влияние на процесс привлечения капиталовложений в конкурентоспособные,

ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики. Регулирование

внешнеэкономических связей Беларуси на основе общепризнанных принципов и ме-

ханизмов будет стимулировать отечественных товаропроизводителей выпускать

конкурентоспособную продукцию, осваивать современный маркетинг, откроет для

белорусского экспорта стабильный доступ на мировые рынки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал