![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действие 3.
Сцена 1.
Юлия Чичуа, все так же в джинсовом костюмчике, заглядывает в класс Виктории Глинской – сцена изображает класс ИЗО. Ученики рисуют на мольбертах, а сама Глинская (высокая очень худая женщина с рыжими волосами) устроилась в позе «Русалочки» на большом учительском столе, опершись на руку (под локоть подложена подушка) и завернувшись в оконную штору. В классе основная часть учеников 11-Б, за исключением Раевских и Мульпямяэ: Игорь Иванов, Таня Арнольди, Вадим Липперт, Наталья Михайловская, Наталья Петрова, Ксения Аязян, Юлия Презе, София Барбаш, Ильнур Нуметов и другие.
Ч и ч у а: (испуганно) Ой! Простите… Г л и н с к а я: (радостно) Юля? Заходите, заходите… Я же вам мел обещала!
Чичуа несмело заходит в класс – на нее почти никто не отвлекается, только Ковригина бросает рисовать и с интересом смотрит на учительницу; и Иванов тоже. Глинская, не меняя позы, машет рукой в сторону доски.
Г л и н с к а я: Юль, возьмите сами, хорошо… Вон там, волшебная коробочка. Берите, сколько надо! Я у Стеллы Матвеевны на год вперед выпросила… Ч и ч у а: (набирает мел, ищет лист бумаги, упаковывает его) Виктория Марковна, я еще тут ребятам сказать кое-что хотела… Можно, я быстро? Г л и н с к а я: (охает и решительно поднимается, садится; при этом штора соскальзывает вбок обнажая ее длинные и худые голые ноги) Ох! Да можно и не быстро! Знаете, труд натурщицы – это ад искусства… Ребята! Пе-ре-дых. (соскакивает со стола, обматывает вокруг себя штору, не обуваясь, босиком ходит по классу, поправляя рисунки, подсказывая) Вы говорите, а я пока посмотрю, что у кого получилось… Ч и ч у а: (обращаясь ко всем, громко) Ребята, здравствуйте! Я ваша новая учительница по английскому… вам уже Зинаида Леонидовна говорила?! (отвечают нестройно: «да, говорила!») Вот и хорошо. Я хочу вам сказать, что у нас в школе будет создан свой театр. Первая постановка «Гамлет» Вильяма Шекспира… А я з я н: Нефига себе! На английском?! Ч и ч у а: (торопливо, машет рукой успокаивающе) Нет, нет! На русском! И сюжет мы с вами сами придумаем, немного не такой, как у сэра Уильяма…
В классе гомон; Глинская вскрикивает: «Да дайте ж договорить человеку!»; выкрики: «Ща-аз, разрешат нам!», «А Муля с Витой тоже играют?», «Капец, прикол!», «Иванов пусть придумывает!», «Ну, на фиг, Иванов придумает!».
Ч и ч у а: (перекрикивая) Тише! Уже разрешили! Не только вы будете играть, но и… но и учителя некоторые, я надеюсь. В-общем, кто хочет играть?!
Наступает тишина. Гомон мгновенно прекращается. Ребята стараются спрятаться за мольбертами. Глинская идет между ними.
Г л и н с к а я: Вот те на! Чего замолчали? Мы же с вами на постановку «Эквуса» ездили! Вы же тогда так же хотели… А сейчас вон, вам предлагают. (останавливается рядом с Натальей Петровой) Наташа! Ты тогда громче всех требовала! Н у м е т о в: (радостно) Ага! Лошадь пусть играет!
Петрова хватает линейку и молча трескает Нуметова по голове, тот вопит. Глинская, не обращая на это внимания, отбирает у Петровой линейку и идет дальше, останавливается перед Юлией Презе.
Г л и н с к а я: А ты, Юля? Я считаю, что ты бы вписалась – такая бледнокожая северная леди… Л и п п е р т: (негромко, от мольберта рядом) А можно мне попробовать?
Все оборачиваются на него. Татьяна Арнольди бросает свой карандаш, идет к середине класса.
А р н о л ь д и: (с вызовом) И я хочу! А когда репетиция первая? А я з я н: (возмущенно) Не фига, а я че, рыжая?! И меня запишите! П е т р о в а: (обиженно) Я тоже хочу! Только если этот баран приставать будет, я его убью! Г л и н с к а я: (укоризненно-ласково) Наташа! Он же тебя любит! П е т р о в а: Да пошел он нафиг, любит… (обращаясь к Нуметову и замахиваясь карандашом) Алё! Че ты там мне рожи корчишь?! Ч и ч у а: Ребята, хорошо. Все, тогда у кого есть желание – после шестого урока ко мне в кабинет, слышали? Г л и н с к а я: Погодите… Юля, а мне? Мне роль дадите какую-нибудь? Русалочку, например. Или ведьму, я согласна… я могу!
На пальцах босых ног Глинская делает пируэт, потом слегка пританцовывает, заведя за голову руку. Штора чуть не падает; Глинская охает, Чичуа подхватывает ткань, не давая совсем упасть.
Ч и ч у а: Отлично! Виктория Марковна, огромное спасибо! Г л и н с к а я: Да всегда пожалуйста… Ч и ч у а: И еще… Виктория Марковна, можно я у вас Иванова заберу на пять минут, а? Г л и н с к а я: Берите хоть на весь урок! (усмехается) Он у нас не художник все равно… Игорь, ну я же любя! Берите. Так, остальные! У вас осталось двадцать минут моего драгоценного времени… Я ложусь. Поехали!
Она устраивается на столе, а Чичуа выводит Иванова за дверь, в коридор.
[ЗАТЕМНЕНИЕ] [ЗВУКОВАЯ ВРЕЗКА] Голос диктора:
Как отмечает действительный член российской Академии образования, Эрнст Никитенко, в своем открытом письме к Президенту России, образовательная реформа, осуществляемая правительством, может оказаться в целом малоэффективной. Академик считает, что классно-урочная система, к которой привязано образование России, выплаты за труд учителей и вся школьная документация вкупе с образовательными программами, помещает реального учителя в жесткую клетку программы, лишает его элементов творчества, возможности реализовать иные, более прогрессивные подходы в обучении. По мнению Эрнста Никитенко, в механизме реформы не затронуто самое, как он считает консервативное звено – директора и заместители директоров, зачастую стоящие на ретроградных позициях из-за желания не выносить сор из избы и любой ценой добиться формально благополучных показателей успеваемости и посещаемости. Учитель по-прежнему остается пешкой в их руках. Следует отметить, что открытое письмо академика Никитенко уже вызвало бурную реакцию учительской общественности в России. Далее – о погоде на волнах нашего радио…
Сцена 2. Тот же класс после урока учеников. Глинская босиком ходит по классу, в синем «рабочем халате», собирает мольберты. В руках тряпка. Заметив пятно краски на полу, сначала старается стереть его босой ногой, потом бросает тряпку и трет тряпкой. В этот момент в дверь робко стучатся.
Г л и н с к а я: Да! Входите!
В класс робко проскальзывает Галина Мухаметова – жгучая брюнетка с немного татарским лицом, с полными губами, ярко одетая, в юбке и черных леггинсах. Она нерешительно останавливается на середине класса.
Г л и н с к а я: Галя? Ты что-то забыла? Ну, если за рисунком, то я бы тебе, знаешь, посоветовала только штрихи убрать. У тебя, мне кажется, отличная графика получается… М у х а м е т о в а: Нет, Виктория Марковна! Я не за рисунком… я эта… Г л и н с к а я: (с интересом, опирается на стол) А, не за рисунком… а что? М у х а м е т о в а: (смущается, ковыряет носком кроссовки линолеум) Виктория Марковна, а мне… вот как вы думаете, мне можно в постановке играть? Г л и н с к а я: Тебе?! А почему нет? М у х а м е т о в а: Ну, я нерусская… ну, а там все, типа, как англичане. Ну и вообще, я вон черная вся… Г л и н с к а я: (хохочет, садится на стол, болтает ногами) Галя! Ну, ты даешь! Шекспира и в Эфиопии играют, только так! Брось… И потом, я с моими театральными друзьями, костюмерами поговорю. Парики достанем. М у х а м е т о в а: Ой… а волосы обрезать не придется?! Г л и н с к а я: Ничуть! М у х а м е т о в а: А-а… слушайте, а вот это… мы сейчас там на репетиции были, ну, то есть, еще не самой репетиции, а так… Так вот, Юлия Фирузовна сказала, что…
Мухаметова наклоняется к Глинской и что-то негромко говорит ей на ухо.
Г л и н с к а я: (смеется) Ай, да, Юлия Фирузовна! Ухватила суть «новой волны»… Да, это будет феноменально. Галя, так я не поняла, в чем проблема-то? М у х а м е т о в а: (сокрушенно) Да эта… у меня ноги волосатые! Я брею, брею, а бесполезно… Г л и н с к а я: (соскакивает со стола, приобнимает девушку за плечи) Галя! Ты – чудо! Ты такая красивая, роковая брюнетка! Ты думаешь, это важно – есть там волосы или нет? Да это только шик-блеск, натуральность… У меня тоже, вон, хоть и не очень заметно (показывают на икру ноги) Брось. Это вообще, сейчас тренд – естественность. М у х а м е т о в а: Тренд? А это что? Г л и н с к а я: О-о, ну это направление такое в вообще… То есть – мода, веяние, как тебе сказать еще? М у х а м е т о в а: Спасибо, Виктория Марковна!
Глинская провожает Мухаметову до двери и там девушка вдруг снова оборачивается.
М у х а м е т о в а: (громким шепотом) Виктория Марковна! А можно спросить… личный вопрос, по секрету! Г л и н с к а я: Спрашивай. М у х а м е т о в а: Виктория Марковна, а правду говорят, что эта…Ну, что вы иногда ездите в архитектурную академию и там эта… Г л и н с к а я: (улыбаясь) Что? М у х а м е т о в а: Ну… голой позируете художникам?! Г л и н с к а я: (гордо откидывая голову, с улыбкой) Правда. Это же искусство, Галя. И потом, стесняться своего тела нельзя. Надо его любить… до последней клеточки! Позирую. Голой. М у х а м е т о в а: (испуганно) Совсем-совсем?! Г л и н с к а я: Да, совсем. М у х а м е т о в а: (потрясенно) Вау!!! Круто! Спасибо, Виктория Марковна! Я честно, никому не скажу! Г л и н с к а я: Да ладно, Галя. Это же не преступление.
Мухаметова выходит. Глинская снова занимается мольбертами, сдвигая их, и тут снова в дверь стучатся; потом она распахивается и входит высокий, долговязый парень в кожаной кепке, куртке, с рюкзачком, Максим Коровин. Старается держаться бесшабашно, но его выдают неуверенные движения.
К о р о в и н: Драс-сьте, Виктория Марковна! Г л и н с к а я: (суховато) Здоровались уже, Максим! И прощались… Ох, помоги мне лучше мольберты подвинуть.
Вдвоем они приводят мольберты в нужное положение. Глинская оттирает пятно краски с коленки – Коровин следит за этим.
Г л и н с к а я: (устало) Ну, что тебе, Максим? К о р о в и н: (радостно) Виктория Марковна, а вы сами играть будете? Ну, в этом, в Шекспире?! Г л и н с к а я: (устало прерывает) Во-первых, в «Гамлете». Во-вторых, сними кепку, Максим. В помещении в головном уборе можно только женщинам и военным… К о р о в и н: А! Извиняюся… (сдергивает кепку, упрямо) Ну, так вы будете играть, да? Г л и н с к а я: (отходит к окну, на расстояние от Коровина) Буду. К о р о в и н: А кого? Г л и н с к а я: (улыбается) Гертруду. Королеву… Это все, что ты хотел узнать? К о р о в и н: А-а-а!! Во, блин!!! Ага! Спасибки, Виктория Марковна… До свиданья!
Он выскакивает за дверь с радостным смехом. Глинская некоторое время ждет, потом подходит к дальнему окну; опирается коленом одной ноги в стул, достает телефон, звонит.
Г л и н с к а я: Алло… Матильда! Это ты? Женский голос: Да… я дремала после тренировки. Г л и н с к а я: А, вот оно что… Слушай, такие новости… Женский голос: Что случилось? Тебя уволили? Г л и н с к а я: Нет… В-общем, мне кажется, Макс Коровин из одиннадцатого «Бэ» в меня, как говорится, втюрился. Он же переросток и на второй год оставался. Гормон играет! Женский голос: Да ты что?! Ну он еще с прошлого года за тобой хвостиком ходит… Г л и н с к а я: Не то слово. Я им сегодня на уроке позировала… Ну, нормально позировала, ты не подумай. Это же школа. А он меня на мобильный снимал весь урок. Почти ничего не нарисовал. Женский голос: Ну, так, отобрала бы телефон и выгнала… Г л и н с к а я: Ну, ты что… Это у нас только Шиллер умеет. А сейчас пришел и допытывался: играю ли я в постановке этой новенькой англичанки и кого… Женский голос: (удивленно) У нас – постановка?! Ты шутишь… Быть такого не может. Смотр песни и строя, разве что. Г л и н с к а я: Ладно, я к тебе вечером зайду сегодня, расскажу. Пока! Женский голос: Пока, подруга.
Закончив разговор, Глинская стоит и долго смотрит в окно. Затем раскрывает створки окна и глубоко вдыхает свежий воздух. [ЗАТЕМНЕНИЕ] [ЗВУКОВАЯ ВРЕЗКА] Голос диктора:
Завершилась поездка в Финляндию лауреатов областного конкурса «Учитель года». В рамках программы обмена педагоги побывали в нескольких крупных образовательных центрах Финляндии – в частности, в Турку и Лахтисаари. Надежда Ковалевская, участница поездки, говорит, что в финских школах поразило все: от территории до порядков. Как говорит педагог, вокруг финской школы нет никаких заборов – там считается, что забор создает у ученика депрессивное настроение, ограничивает его развитие. «В финских школах, очень уютно и почти домашняя атмосфера» – говорит Надежда – «Учащиеся и педагоги хотя очень часто в носочках или вообще босиком: такая чистота. И, конечно же, здоровое питание, никакого фаст-фуда и очень большая обеденная зона». Участники этой поездки намерены рассказать об увиденном в рамках Пятого методического совещания сотрудников школьной администрации, который пройдет в области в последних числах этого месяца. А теперь – о погоде…
|