Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.
Выделяют четыре основные измерения глобализации: экономическая, военная, экологическая и социально-культурная частности, в экономическом измерении процесс глобализации сочетается с переходом от индустриального общества к постиндустриального. В социальном измерении глобализация рассматривается как процесс беспрецедентного расширения информации и коммуникаций в мировом пространстве. Информационную революцию следует считать проявлением или следствием глобализации. Без переворота в информационно-коммуникативных технологиях процесс глобализации был бы невозможным. При этом следует заметить, что глобализация означает не только ускорение развития социально-экономических процессов, но вывод их на новый качественный уровень. Характерным признаком глобализации является усиление взаимодействия и взаимозависимости народов мира, благодаря чему формируется «мировое сообщество», планетарный социум. Ядром мирового сообщества выступает глобальная экономика. Один из существенных проявлений процесса глобализации - взаимодействие культур. В то же время есть глобализационные проявления, которые оцениваются негативно или, по крайней мере, неоднозначно Так, взаимодействие культур часто осуществляется в направлениипоглощения западной культурной традиций всех других культур, что угрожает размыванием национальной самоидентичности населения стран, которые втягиваются в глобализацию под флагом вестернизации Только диалог является инструментом, который будет способствовать переходу от существующей парадигмы замкнутости, основанной на восприятии культурного разнообразия как угрозы, к пониманию необходимости сотрудничества и взаимосвязанных проникновения различных культурных миров. При этом должно происходить взаимообогащение культур при сохранении своеобразия каждой Таким образом, культурное единство человечества, которое сейчас впервые в истории возникает, может принципиально изменить механизмы взаимодействия отдельных культурных миров. Наступает новая эра, в которой на авансцену всемирной истории выходит «многомерный диалог» культур. Культура, которая не находится в контакте с другими культурами и не чувствует их влияния, неизбежно обречена на отставание от темпов мирового культурного развития, как и экономика страны, оторванная от мирового экономического рынка, неизбежно оказывается в упадке. Взаимодействие культур создает почву для согласования и унификации различных культурных норм этических стандартов, в которых оказываются культурные универсалии, общечеловеческие ценности. Такой набор ценностей у человечества есть. Это вера в силу человеческого разума, приверженность к свободе, терпимость, стремление к справедливости, уважение к человеческому достоинству.
58.Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты. Важнейшим показателем душевной развитости человека является его мораль и нравственность. Мораль – форма общественного сознания, культуры, связанная с обоснованием нормативных способов регуляции поведения человека в обществе через призму ценностей добра и зла и опирающаяся на совесть, силу общественного мнения, традиции. 1) натуралистическо-космологический подход - предельным основанием морали являются закономерности внешней природы, космоса. 2) Антропологический подход исходит из того, что мораль выражает природу человека. 4)Социологический подход - выведение предельных оснований морали из закономерностей совместной, общественной жизни людей. Цель кодекса: ознакомить студентов и абитуриентов с основными положениями. Целью деятельности университета в условиях инновационного развития страны является подготовка высоко квалифицированных, творчески мыслящих специалистов, патриотическое и нравственное воспитание молодежи, формирование у обучающихся активной жизненной и гражданской позиции. Ценностные приоритеты: 2.1. Профессионализм: компетентность, инновационный и творческий подход к делу, инициативность, стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту, настойчивость в достижении поставленных целей, трудолюбие, дисциплинированность. В современной технической деятельности центральная фигура - инженер. Он творит, проектирует и применяет технику. В социальных действиях инженера неизбежно возникают не только научные и технические, но и нравственные, психологические, политические проблемы, требующие философского осмысления. Жизненно важно понимание места человека в технизированном мире, воздействия компьютеризации и информатизации общества на духовную культуру и ценности. Новые социальные реалии со всей определенностью обнаруживают ущербность чисто технократического мировоззрения. Его существенными чертами являются примат средств над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком и его ценностями. Технократическое сознание исключает категории нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Технократическому мышлению (проявляющемуся нередко не только в среде научной и технической интеллигенции, но и в деятельности многих политиков и гуманитариев) свойственен взгляд на человека только как на обучаемый программируемый компонент и " винтик" системы, как на объект разнообразных манипуляций. Между тем многоаспектный философский анализ предполагает рассмотрение человека как самодеятельной и самоценной личности, субъекта культуры и свободы, носителя собственных целей и интересов.
|