Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.






Cтупенью формирования и развития человеческой духовности является искусство. Слово «искусство» в русском языке имеет два значения. Во-первых, оно обозначает практическую деятельность, производимую мастерски, умело и т.п. В этом случае данное понятие сближается с понятиями техники и технологии. Искусством, во-вторых, называют особую форму общественного сознания, специфический вид духовного освоения мира. В этом случае оно рассматривается как сложное социально-культурное явление, в которое входят живопись, музыка, театр, литературу и т.п.

Искусство - специфическое духовно-практическое освоение мира, состоящее из различных его видов, родов, жанров, типов.

Виды искусства (литература, живопись, архитектура, киноискусство и др.);

жанры искусства (поэма и роман (в литературе), портрет и натюрморт(в живописи) и др.);

роды искусства (эпический и лирический и т.п.);

типы искусства (барокко, реализм, модернизм и т.п.) образуют искусство как относительно самостоятельное общественное явление, которое имеет особые закономерности функционирования и развития.

Эти закономерности связаны с ценностями прекрасного и безобразного, средством их реализации является художественный образ. Задачу постижения наиболее общих закономерностей функционирования и развития искусства берет на себя такая философская наука как эстетика, которая может тесно соприкасаться с искусствоведением.

Термин «эстетика» появился сравнительно поздно – только в философии Нового времени, когда уже сложилась традиция делить духовный мир отдельного человека на три части: 1) разум, 2) волю, 3) чувства. В то время сфера разума считалась предметом изучения логики, воли – этики, а для обозначения учения о чувствах термина не было. Немецкий философ эпохи Просвещения Александр Баумгартен (1714–1762) первым предложил называть философскую науку о чувствах эстетикой.

Специфика философского подхода к искусству заключается в изучении в нем не отдельного и уникального, того, например, что отличает музыку от живописи и т.п., но наиболее общих принципов и законов существования и развития искусства в целом. Объектом изучения эстетической науки является эмоциональное, оценочно-ценностное, духовно-практическое отношение человека к миру. Свой объект эстетика изучает с позиций ценностей прекрасного и безобразного. Следовательно, предметом изучения эстетики как особой философской науки является прекрасное и безобразное, создаваемое как в искусстве в целом, так и в эмоциональных отношениях человека к миру и, более широко, в других сферах человеческой жизни.

Эстетическая наука выполняет ряд функций:

1.мировоззренческую (обобщая представления о прекрасном и безобразном);

2. методологическую (теоретическая основа развития искусства);

3. развлекательную;

4. воспитательную.

 

Искусство является не единственной, но важнейшей сферой реализации эстетического идеала. В нем следование содержательным и формальным требованиям идеала является действием особого рода – ритуалом. В основе ритуала обычно лежит превращение идеала в художественный образ. Формой реализации и воспроизведения ритуала в искусстве зачастую оказываются разнообразные художественные манифесты, а также превращенные в идолы программные произведения, превращенные в культовые.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал