Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие мелкой моторики руки






(подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазанье по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезывание, наклеивание и др.). Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.

Для умственно отсталого дошкольника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.

Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале были больше задействованы именно длинные мышцы (т. е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.

Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно):

на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и другой рукой;

на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;

сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой;

противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;

сжимание пальцев в кулачок и разжимание;

«крючки»;

«щелчки»;

специальные упражнения для держания карандаша;

правильное держание карандаша или ручки.

Упражнения для подготовки руки к письму осуществляются в следующей последовательности:

обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;

рисование знакомых предметов и их раскрашивание;

обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);

рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок; треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.;

рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка);

рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);

обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;

составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом;

рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);

соединение палочек в разных сочетаниях;

орнамент из палочек, их сочетаний;

орнамент из геометрических фигур.

Подготовка к написанию букв (элементы букв):

наклонные палочки короткие и длинные;

палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);

овал (о);

полуовалы;

петелька вверху и внизу;

элемент буквы (е);

палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.

Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (а, у, в, т, п).

Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элемент

В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал