![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изобразительное искусство
(2 ч в неделю) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ · Формировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам. Радоваться красивым предметам (игрушкам) и изображениям, яркому, красивому сочетанию цветов, ритмичному чередованию форм и красок. Знакомить с особенностями материалов (бумага, картон) и инструментов (карандаш, фломастер). · Учить детей правильно сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломастер). Сопровождать взглядом движения руки с карандашом; следить за тем, чтобы при рисовании карандаш оставлял на бумаге четкие, заметные линии, и в то же время не слишком нажимать на карандаш, не мять бумагу. · Учить детей понимать, что рисунок — это отображение свойств реального предмета. В течение всего года активно поощрять и развивать самостоятельные предметные изображения. Учить рисовать по подражанию действиям учителя и по образцу (после показа) предметы разной формы (округлой, прямоугольной, треугольной), цвета (красного, желтого, зеленого, синего, коричневого, черного), величины (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий), а также передавать пространственные отношения между ними (посередине, внизу, вверху, справа, слева, рядом). Учить ориентироваться в пространстве листа бумаги (середина, верх, низ, углы, правая и левая стороны). · Целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание. Систематически рассматривать народные игрушки и изделия народных мастеров, вырабатывать простейшие оценочные суждения (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой). · Корригировать недостатки мелкой моторики рук, используя разнообразные гимнастические упражнения, упражнения с предметами и игровые графические упражнения. Развивать аналитико-синтетическую деятельность и деятельность сравнения, обогащать и совершенствовать представления. ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ Первая четверть · Рисование по подражанию действиям учителя: «Нарисуем зеленую травку и цветы», «Ярко светит солнышко», «Набежала синяя тучка», «Пошел сильный дождь». · Рассматривание дымковских лепных поделок (конь, баран, барыня). Нарисуем узор для дымковской игрушки (точки и круги разной величины). Рисование по шаблону и роспись дымковского коня. · Рисование по шаблону и роспись (по показу) дымковской игрушки. · Узор для платья куклы (разноцветные круги — большие и маленькие; полоски, точки; платье — готовая выкройка). · Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски). · Полосатый шарфик для куклы (вертикальные цветные полоски). · Рассматривание филимоновской игрушки «Медведь смотрит в зеркало», иллюстраций Е. Рачева к сказкам «Колобок», «Маша и медведь». · Цветные палочки к праздничным флажкам. Раскрасим флажки в разные цвета (полотнища флажков нарисованы учителем). · Цветные ручки (длинные и короткие) к деревянным лопаткам. · Раскрасим лопатки в разные цвета (основные части лопаток нарисованы учителем). · Зеленый и синий заборчики (прямые вертикальные и горизонтальные линии). · Разноцветные лесенки — большие и маленькие (прямые вертикальные и горизонтальные линии). · Цветные клубочки — большие и маленькие (круговые движения, слитные замкнутые линии). · Разноцветные мячики (большие и маленькие) катятся по дорожке. · Фрукты (предметы округлой формы, разной величины и окраски). · Овощи (предметы округлой формы, разной величины и окраски). Вторая четверть · Разноцветные воздушные шарики на ниточках. Раскрасим шарики в желтый, зеленый и красный цвета (раскраска круговыми движениями). · Разноцветные предметы округлой формы. Погремушки (шарики с ручкой в виде вытянутой петли). · Моя любимая филимоновская игрушка. Роспись шаблона филимоновской игрушки (по выбору). Рассматривание иллюстраций в книге И. Богуславской «Русская глиняная игрушка». · Узор для тарелки (круг — готовая форма). · Много цветных колечек — цепочка. · Гирлянда — длинная и короткая (повторяющиеся или чередующиеся элементы). · Цветные ленты — узкие и широкие. · Разноцветные бусы на елку. · Новогодние флажки на ниточке. Снежинки. Елочки — большие и маленькие. Узор в полосе из елочек и снежинок. Елочные игрушки (по подражанию с использованием шаблонов). Третья четверть · Узор для кукольной посуды — расписное блюдо (круг — готовая форма). · Салфеточка (узор в квадрате; квадрат — готовая форма). · Украшение для фартука (узор в полосе из чередующихся по цвету элементов; фартук — готовая выкройка). · Узор для платья (вертикальные и горизонтальные прямые). · Узор для платья дымковской барышни (вертикальные и горизонтальные прямые, круги, точки). · Красивый платочек (узор из вертикальных и горизонтальных прямых). · Украшение платочка (по мотивам дымковских росписей). · Разноцветные платочки сушатся на веревочке. Кубики разной величины (на одной прямой). Кубики и шарики (на одной прямой). Красивый цветок в подарок маме и бабушке. Цветы к 8 Марта. · Рассматривание иллюстраций к книге В. Сутеева «Веселые картинки». · Башенка из кубиков. Пирамидка из кубиков. Пирамидка из шариков. Высокий заборчик и ворота. Высокий новый дом. Дом большой и дом маленький. Любой предмет прямоугольной формы (по желанию). Два автобуса: синий и красный. Поезд (несколько вагонов). Четвертая четверть · Ярко светит солнышко (сочетание округлой формы с прямыми линиями). · Круглые пряники (печенье) с узором. · Рассматривание иллюстраций в детских книжках. · Узор в круге (круг — готовая форма; размещение элементов узора по краю круга; чередование фигур по величине — большие и маленькие). · Скворечник (с прямой крышей). Скворечник (с треугольной крышей). Детская лопатка и совок. Праздничные флажки прямоугольной и треугольной формы. Красивая тележка. Тележка с игрушками (шариками и кубиками). Ваза (простой формы) с ветками. Букет нарциссов в вазе (в стакане). Весенний ковер (симметричное расположение декоративных элементов в геометрической форме). Основные знания и умения учащихся Учащиеся должны уметь: · организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши; · выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию; · ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме; · уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства. Учащиеся должны знать: · названия всех изображаемых предметов; · как выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей.
МУЗЫКА И ПЕНИЕ (2 ч в неделю) ПЕНИЕ · Обучение певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении — с расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи. · Щадящий режим по отношению к детскому голосу. Доступность песенного материала: простые, ясные по смыслу слова, знакомые образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми1 — ля1); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка. · Формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания. Недопущение форсирования звука как во время пения, так и в разговорной речи. · Выработка округлого красивого звучания гласных звуков при четкой артикуляции положения рта и губ. · Развитие умения бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. · Пение коротких попевок на одном дыхании. · Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения. · Развитие понимания дирижерских жестов: внимание, вдох, начало пения и окончание. · Пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное, плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко). Укрепление средней части диапазона (ми1 — ля1) с постепенным его расширением. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ · Развитие эмоциональной отзывчивости на праздничную, маршевую, колыбельную песни. · Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых сочинений. · Ознакомление с характером музыки: спокойная, веселая, грустная. · Ознакомление с динамическими особенностями музыки: громкая, тихая. · Ознакомление с пением соло и хором. · Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: фортепиано, барабан, скрипка. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕНИЯ Первая четверть · Падают листья. Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен. · Паровоз. Музыка З. Компанейца, слова О. Высотской. · Антошка. Из мультфильма «Веселая карусель». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. · Что нам осень принесет? Музыка З. Левиной, слова А. Некрасовой. Вторая четверть · Елочка. Музыка М. Красева, слова З. Александровой. · Голубые санки. Музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой. · Новогодняя песенка. Из кинофильма «Джентельмены удачи». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина. · Дед Мороз. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Третья четверть · Мы запели песенку. Музыка Р. Рустамова, слова Л. Мироновой. · Бравые солдаты. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. · Неваляшки. Музыка З. Левиной, слова З. Петровой. Четвертая четверть · Мишка с куклой пляшут полечку. Музыка и слова М. Качурбиной. Перевод с польского Н. Найденовой. · Веселый музыкант. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. · Андрей-воробей. Русская народная песня. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ · Спят усталые игрушки. Музыка А. Островского. · Песенка Винни-Пуха. М. Вайнберг — Б. Заходер. · Пластилиновая ворона. Музыка Г. Гладкова, слова Э. Успенского. · Песенка Львенка и Черепахи. Из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова. · Марш. Из балета П. Чайковского «Щелкунчик». · Времена года. А. Вивальди. Аллегро из концерта 1 ми мажор, Le Primavera. · Полонез. М. Огинский. · Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. · Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. · Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. · Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. · Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. · Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. РИТМИКА (1 ч в неделю) На занятиях ритмикой у детей необходимо воспитывать интерес к занятиям, к различным видам музыкальной деятельности, стремление участвовать в коллективных танцах, упражнениях. Необходимо развивать музыкальный слух, уделять внимание совершенствованию движений, их выразительности, воспитывать положительное отношение к игре на музыкальных инструментах. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Учить выполнять различные ритмические движения под музыку: ориентироваться в пространстве зала, знать центр (середину) зала, собираться в середине и расходиться по всему залу (по сигналу), развивать координацию, плавность, выразительность движений, умение выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки, ритме, темпе; учить чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере две четверти. Учить выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно): бодро, свободно, подняв голову и не сутулясь, не шаркая ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу опять начинать движение; выполнять движения не только по показу воспитателя, но и по словесной инструкции взрослого, а также самостоятельно. Учить детей следующим движениям под музыку: развивать все танцевальные движения, с которыми познакомились на 1—2 годах обучения (совершенствовать их, выполнять в большем объеме, использовать в упражнениях и танцах); образовывать круг, сходиться в центре, затем отступать на место; ходить по кругу друг за другом ритмично, четко, взмахивая руками; бежать друг за другом легким шагом на носках без высокого подъема ног и высоко поднимая ноги; бежать друг за другом, выбрасывая ноги вперед (руки на поясе); двигаться по кругу приставными шагами, останавливаясь по сигналу; двигаться приставными шагами с приседаниями; ходить парами по кругу (свободную руку держать на поясе или держать в ней предмет, девочки держат край платья), следить за выразительностью движения; соблюдать расстояние между парами при движении парами; поднимать плавно руки вверх, в стороны, убирать их за спину, за голову, поворачивая кисти рук; выполнять разные действия с предметами (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч, поднимать вперед). В процессе музыкальных игр уделять особое внимание выразительности движений, обращать внимание детей на передачу самых характерных черт персонажей сказок, рассказов и пр. Для развития выразительности движений использовать игры «Кто как ходит», «Какая музыка к нему подходит?», «Кто к нам пришел?». Работать над эмоциональностью и раскованностью детей во время музыкальных игр. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ · Игры: «Ворон» (русская народная песня); «Кот и мыши» Т. Ломовой; «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера; «Как на тоненький ледок...» (русская народная песня); «Кто скорее?» Л. Шварца; «На зарядку!» М. Старокадомского; «Каравай», «Горелки», «Теремок» (русские народные песни). · Упражнения: «Мельница» Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакалки» А. Петрова; «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта; «Поскоки» С. Затеплинского; «Поезд» Е. Тиличеевой. Повторять знакомые упражнения. · Пляски: «Калинка» (русская народная песня); «Парная пляска» (карельская песня); «Полька» Ю. Чичкова; «Петрушки», «Снежинки» Ю. Слонова; «Аннушка» (чешская полька); «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня); «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви; «Приглашение», «Стукалка» (украинские народные мелодии); «Матрешки» Ю. Слонова.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (1 ч в неделю) СВЕДЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Одежда и обувь для занятий. Практический материал · Строевые упражнения. Построение с помощью учителя в колонну: по одному, по два; в круг, в шеренгу; повороты по ориентирам. · Общеразвивающие упражнения. Основные положения и движения рук, ног, туловища и головы. Положение стоя, положение сидя, положение лежа. Поднимание рук вперед, в сторону, вверх, поднимание на носки, полуприседания и приседания, наклоны и повороты туловища, перекаты со спины на живот и обратно. · Игровые упражнения. «Полет бабочки», «Веселые нотки», «Велосипед», «Птица машет крыльями», «Маленькие — большие», «Перекати-поле», «Пузырек». · Упражнения на дыхание. Понятие о вдохе и выдохе с движением рук. «Понюхать цветок», «Жук», «Паровоз», «Бычок». · Упражнения для кистей рук, плечевого пояса. Сгибать и разгибать пальцы, хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица и над головой. Размахивание кистями рук в различных положениях. Сгибание и разгибание рук. · Игровые упражнения. «Сильные пальчики», «Аплодисменты», «Точные ладошки», «Утята», «Плескание в воде». · Упражнения для формирования правильной осанки. Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног. Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад. Стоя у вертикальной стены, прижавшись затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание и опускание рук в стороны, вверх, вперед; вверх — поочередно и одновременно обе руки. Поднимание согнутой в колене ноги. · Игровые упражнения. «Винтики», «Дровосеки», «Тик-так». · Упражнения для ног. Приседание на двух ногах; стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься. В положении стоя сгибать ногу в коленном суставе. Из положения сидя шевелить пальцами ног; отведение и приведение стопы в сторону, поднимание и опускание стопы. · Игровые упражнения. «Нажми на педаль», «Сорви цветок», «Ванька-встанька», «Потопали ножками». · Упражнения с предметами (мячи, кубики, кегли). Катание мяча двумя и одной рукой, друг другу, стоя и сидя. Бросание мяча руками снизу и из-за головы. Переноска кубика с места на место, передача кубика из рук в руки. Отведение и приведение кисти с кеглями в руке. Поднимание рук в стороны, вперед, вверх с кеглями в руках. · Игровые упражнения. «Прокати мяч», «Пирамида», «Построй домик», «Сигнальщики», «Силачи», «Вырасти большим». ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ · Ходьба. Ходьба за учителем по одному, группой и всем классом. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Ходьба с переменой ноги, по одному и врассыпную. Ходьба, обходя предметы. · Бег. Бег по одному, группой и всем классом в прямом направлении, бег по кругу, за учителем в медленном темпе до 30 с. Перебежки по залу по одному, парами и группой. · Прыжки. На двух ногах, на месте и с продвижением вперед. Выпрыгивание вверх, спрыгивание на мат с гимнастической скамейки. · Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках по прямой и по доске, положенной на пол. Подлезание под веревочку. Переползание через гимнастическую скамейку, накрытую матом. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1 м) удобным для ребенка способом. Передвижение вправо и влево, стоя на рейке гимнастической стенки. · Равновесие. Ходьба по залу с различными положениями рук произвольно и по размеченному коридору (ширина 40 см). Ходьба с перешагиванием через предметы. Ходьба по доске, положенной на пол, и по гимнастической скамейке со страховкой. · Лыжная прогулка. СВЕДЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ · Санки. Правильно садиться на санки, катание на санках по дорожке. · Игры: «Кто быстрее из круга?», «Поезд». · Подвижные игры: «У ребят порядок строгий», «У медведя во бору», «Утята», «Вот так позы», «Затейливый заяц», «Кошка и мышки», «Рыболов», «Кто быстрее?», «Два Мороза», «Салки в кругу».
|