![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПРОГРАММА. Подготовительные упражнения
Класс (1 ч в неделю) Первое полугодие Подготовительные упражнения · Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал. · Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения. · Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый. · Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура. Примерные упражнения Первая четверть · Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем). · Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем). · Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии). · Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др. · Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др. · Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др. · Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др. · Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др. · Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др. Вторая четверть · Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка. · Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель). · Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов). · Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов. · Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура. · Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). · Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели). · Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги). · Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка елки с игрушками). Второе полугодие ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (2 раза в четверть) Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Примерные задания Третья четверть · Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). · Рисование на тему «Снеговик». · Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета). · Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров. · Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. · Рисование с натуры игрушки-кораблика. · Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. · Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. · Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». · Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»). Четвертая четверть · Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма). · Тематический рисунок «Я ракету нарисую». · Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». · Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки). Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: · организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; · выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; · обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; · ориентироваться на плоскости листа бумаги; · закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось): · различать и называть цвета; · узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; · передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; · узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. Класс (1 ч в неделю) ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около). БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (2 раза в четверть) · Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. · Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.). Примерные задания Первая четверть · Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. · Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор). · Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). · Самостоятельное составление учащимися узора в полосе. · Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами). · Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях). · Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках. · Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный). · Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы. Вторая четверть · Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу). · Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью. · Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях). · Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. · Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками». Третья четверть · Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера). · Рисование на тему «Снеговики». · Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины. · Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей». · Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка). · Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе. · Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма). · Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям). · Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма). · Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.). Четвертая четверть · Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем. · Декоративное оформление открытки «Ракета летит». · Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. · Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. · Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками». · Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: · свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги; · ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя; · использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги; · закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш; · рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; · понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету); · различать и знать названия цветов; · узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним. Класс (1 ч в неделю) ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (2 раза в четверть) Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. Примерные задания Первая четверть · Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др. · Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева). · Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»). · Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь). · Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе). · Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. · Рисование шахматного узора в квадрате. · Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Вторая четверть · Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика. · Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. · Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма). · Рисование с натуры будильника круглой формы. · Рисование с натуры двухцветного мяча. · Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). · Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.). · Рисование на тему «Нарядная елка». Третья четверть · Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу. · Рисование на тему «Елка зимой в лесу». · Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.). · Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». · Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. · Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона). Четвертая четверть · Рисование узора из растительных форм в полосе. · Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной». · Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). · Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют). · Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма). · Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов. · Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.). Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: · правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; · самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; · ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; · правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; · делить лист на глаз на две и четыре равные части; · анализировать с помощью учителя строение предмета; · изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; · рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); · в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине; · различать и называть цвета и их оттенки; · узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; · анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. Класс (1 ч в неделю) РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Примерные задания Первая четверть · Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске. · Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал). · Рисование с натуры ветки рябины. · Составление узора в квадрате из растительных форм. · Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). · Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы. · Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка). · Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). · Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью. Вторая четверть · Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). · Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся). · Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт». · Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. · Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). Третья четверть · Декоративное рисование панно «Снежинки». · Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»). · Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). · Рисование с натуры раскладной пирамидки. · Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). · Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.). · Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. · Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). · Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»). Четвертая четверть · Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. · Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). · Рисование на тему «Космические корабли в полете». · Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.). · Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов. · Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.). · Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). · Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки). Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: · правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; · передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении; · использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы; · передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме); · подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); · пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); · анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя); · употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов; · рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
|