Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Дисциплина «история Древней Греции и Древнего Рима» является неотъемлемой частью курса истории Древнего мира и входит в состав общего университетского курса






Дисциплина «История Древней Греции и Древнего Рима» является неотъемлемой частью курса истории древнего мира и входит в состав общего университетского курса всеобщей истории. Данная дисциплина изучает исторический путь античных обществ (обществ «классической древности»), процессы зарождения и развития Средиземноморской греко-римской цивилизации, с ее первых шагов на рубеже III–II тыс. до н.э., когда возникают ранние государственные образования на о. Крит, Кикладском архипелаге и в материковой Греции, до падения Западной Римской империи в 476–480 гг. н.э., ознаменовавшего окончательную гибель «античного мира». Она относится к обязательным историческим дисциплинам и является важной составляющей частью в деле подготовки специалиста-историка, профессионального учителя истории. История Древней Греции и Древнего Рима – это не просто изложение определенного периода древней и всеобщей истории, связанного с процессами возникновения, развития, расцвета и упадка древних классовых обществ Южной и Юго-Западной Европы; она занимает особое положение в системе подготовки специалиста-историка, так как определяет многие основные системообразующие параметры современного мира (по крайней мере, в его западной модификации, пока еще доминирующей на нашей планете), являясь культурно-политическим, образцово-нормативным «ядром» европейской цивилизации Нового и Новейшего времени. В то же время необходимо понимать, что античный греко-римский мир – это особая цивилизация со своими специфическими проблемами, потестарно-политическим и социально-экономическим устройством, культурно-мифологической природой и историческим психотипом личности. Конечно, греки и римляне на протяжении всей античной истории демонстрировали во многом различные жизненные установки, смыслоопределяющие ценности и стереотипы поведения, однако, не подлежит сомнению, что – при всем своеобразии – со временем они сформировали некую культурно-историческую общность, представители которой обладали четкой самоидентификацией, отграничивая себя от «варварских» народов Востока. Культурные достижения древних греков и римлян, надолго ставших лидерами мировой истории (по крайней мере, в западной части ойкумены), сделали возможным дальнейший прогресс человечества и во многом предопределили направление и характер этого прогресса.

Программа курса состоит из двух взаимосвязанных блоков: «История Древней Греции» и «История Древнего Рима».

Цель курса – сформировать у студентов систему знаний и представлений о важнейших процессах происхождения и развития античного общества и государства в его греческом и римском вариантах, раскрыть сущностные особенности мировоззрения и культуры древних греков и римлян, роль и актуальное значение античного наследия в истории человечества и современной цивилизации.

Основные задачи курса:

· показать особенности и основные тенденции государственно-политического, социально-экономического и культурного развития Древней Греции и Древнего Рима;

· показать основные этапы конкретно-исторического развития истории греко-римской цивилизации и проблемы ее периодизации;

· осветить основные теоретические проблемы зарождения и развития античных обществ с точки зрения различных концепций и методологических подходов;

· раскрыть актуальное значение античного культурного и общественно-политического наследия в современном мире;

· формировать гражданское самосознание и активную жизненную позицию на материалах политической истории античных обществ;

· привить студентам практические умения, навыки и методы источниковедческой и научно-исследовательской работы;

· способствовать овладению студентами профессиональным языком историка.

Программа дает студентам целостное представление о том, как на протяжении античной древности зарождались и развивались разнообразные формы экономических отношений, социальной и политической организации, мифо-идеологической и культурно-религиозной жизни, такие ценности греко-римской культуры, которые оказались поворотной точкой в истории человечества и заложили фундамент последующего культурно-исторического развития западноевропейской цивилизации. Поэтому изучение истории античных обществ является необходимой частью современной системы высшего исторического образования.

Программа дисциплины «История Древней Греции и Древнего Рима» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана исторического факультета Уральского государственного педагогического университета. Учитывая, что история Древней Греции и Древнего Рима изучается студентами на первом курсе, в программу заложен принцип формирования понятийно-категориального аппарата. Изучение теоретического материала в ходе лекционного курса углубляется на практических занятиях, заканчивается экзаменом. Аудиторные занятия сочетаются с самостоятельной работой студентов (написание докладов, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовка к работе на практических занятиях, зачетам и экзаменам по предмету), что позволяет сформировать у обучающихся умения и навыки работы с историческими источниками, научно-исследовательской литературой, овладеть методологией и методикой исторического исследования античности. С целью повышения качества знаний студентам предлагаются вопросы и задания для самоконтроля. Текущий контроль со стороны преподавателя обеспечивается проверочными заданиями.

Настоящая программа опирается на теоретико-методологические достижения современной исторической науки, традиции отечественного и зарубежного антиковедения; учитывает опыт работы высших учебных заведений страны.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п     Наименование раздела, темы   Всего трудоемкость     Аудиторные часы     Самост. работа    
      Всего   Лекции   Практич. Лабор.  
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  Введение Понятие «античность». Роль греков в становлении античной цивилизации. Источники и историография истории Древней Греции            
  Раздел I. Эгейская ойкумена в конце III–II тыс. до н.э.            
  Тема 1.1. Минойская цивилизация на о. Крит и население островов Эгейского моря            
  Тема 1.2. Микенская цивилизация материковой Греции            
  Раздел II. Полисная Греция            
  Тема 2.1. Гомеровская Греция (XI–IX вв. до н.э.)            
  Тема 2.2. Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н.э.). Великая греческая колонизация и рождение греческого полиса            
  Тема 2.3. Формирование полиса в Спарте. «Ликургов строй»            
  Тема 2.4. Государственное развитие Афин в VIII–VI вв. до н.э.            
  Тема 2.5. Культурное развитие архаической Греции            
  Тема 2.6. Греко-персидские войны            
  Тема 2.7. Социально-экономическое развитие Греции в классическую эпоху (V–IV вв. до н.э.)            
  Тема 2.8. Афинская демократия в «век Перикла». Афинская архэ            
  Тема 2.9. Пелопоннесская война            
  Тема 2.10. Кризис греческих полисов в IV в. до н.э. Борьба за гегемонию в Элладе            
  Тема 2.11. Возвышение Македонии            
  Раздел III. Греко-македонский мир в эпоху эллинизма            
  Тема 3.1. Восточный поход Александра Македонского. Создание «мировой» монархии            
  Тема 3.2. Распад державы Александра и образование системы эллинистических государств            
  Тема 3.3. Культура поздней классики и эллинизма            
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
  Введение Римский этап античной истории. Источники и историография истории Древнего Рима            
  Раздел I. Рим в эпоху «царей»            
  Тема 1.1. Возникновение Рима и историческая традиция об основании города            
  Тема 1.2. Государственно-политическое развитие «царского» Рима (VIII–VI вв. до н.э.)            
  Раздел II. Римская республика            
  Тема 2.1. Внутренняя история Рима в период Ранней республики. Борьба патрициев и плебеев            
  Тема 2.2. Объединение Италии под властью Рима.            
  Тема 2.3. Государственный строй Римской республики в III в. до н.э.            
  Тема 2.4. Рим в период «великих завоеваний». Пунические и Македонские войны            
  Тема 2.5. Экономика Римской средиземноморской державы (III–II вв. до н.э.)            
  Тема 2.6. Социально-политический кризис Римской республики. Движение Гракхов            
  Тема 2.7. Трансформация римской гражданской общины. Союзническая война и диктатура Суллы            
  Тема 2.8. Апогей гражданских войн в Риме. Принципат Помпея и диктатура Цезаря            
  Тема 2.9. Падение Римской республики            
  Тема 2.10. Культурное развитие Римской республики            
  Раздел III. Римская империя            
  Тема 3.1. Рим в эпоху Ранней империи. Принципат Августа            
  Тема 3.2. Эволюция системы принципата в I–II вв. н.э.            
  Тема 3.3. Экономика и социальные отношения в Ранней Римской империи            
  Тема 3.4. Кризис Римской империи в III в. н.э.            
  Тема 3.5. Рим и раннее христианство            
  Тема 3.6. Рим в эпоху Поздней империи. Доминат Диоклетиана и Константина            
  Тема 3.7. Внутреннее развитие Рима и отношения с «варварской периферией». Разделение империи на Западную и Восточную            
  Тема 3.8. Западная Римская империя и ее крах. Конец античного мира            
  ВСЕГО            

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п     Наименование раздела, темы   Всего трудоемкость     Аудиторные часы     Самост. работа    
      Всего   Лекции   Практич. Лабор.  
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  Введение Понятие «античность». Роль греков в становлении античной цивилизации. Источники и историография истории Древней Греции            
  Раздел I. Эгейская ойкумена в конце III–II тыс. до н.э.            
  Тема 1.1. Минойская цивилизация на о. Крит и население островов Эгейского моря            
  Тема 1.2. Микенская цивилизация материковой Греции            
  Раздел II. Полисная Греция            
  Тема 2.1. Гомеровская Греция (XI–IX вв. до н.э.)            
  Тема 2.2. Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н.э.). Великая греческая колонизация и рождение греческого полиса            
  Тема 2.3. Формирование полиса в Спарте. «Ликургов строй»            
  Тема 2.4. Государственное развитие Афин в VIII–VI вв. до н.э.            
  Тема 2.5. Культурное развитие архаической Греции            
  Тема 2.6. Греко-персидские войны            
  Тема 2.7. Социально-экономическое развитие Греции в классическую эпоху (V–IV вв. до н.э.)            
  Тема 2.8. Афинская демократия в «век Перикла». Афинская архэ            
  Тема 2.9. Пелопоннесская война            
  Тема 2.10. Кризис греческих полисов в IV в. до н.э. Борьба за гегемонию в Элладе            
  Тема 2.11. Возвышение Македонии            
  Раздел III. Греко-македонский мир в эпоху эллинизма            
  Тема 3.1. Восточный поход Александра Македонского. Создание «мировой» монархии            
  Тема 3.2. Распад державы Александра и образование системы эллинистических государств            
  Тема 3.3. Культура поздней классики и эллинизма            
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
  Введение Римский этап античной истории. Источники и историография истории Древнего Рима            
  Раздел I. Рим в эпоху «царей»            
  Тема 1.1. Возникновение Рима и историческая традиция об основании города            
  Тема 1.2. Государственно-политическое развитие «царского» Рима (VIII–VI вв. до н.э.)            
  Раздел II. Римская республика            
  Тема 2.1. Внутренняя история Рима в период Ранней республики. Борьба патрициев и плебеев            
  Тема 2.2. Объединение Италии под властью Рима.            
  Тема 2.3. Государственный строй Римской республики в III в. до н.э.            
  Тема 2.4. Рим в период «великих завоеваний». Пунические и Македонские войны            
  Тема 2.5. Экономика Римской средиземноморской державы (III–II вв. до н.э.)            
  Тема 2.6. Социально-политический кризис Римской республики. Движение Гракхов            
  Тема 2.7. Трансформация римской гражданской общины. Союзническая война и диктатура Суллы            
  Тема 2.8. Апогей гражданских войн в Риме. Принципат Помпея и диктатура Цезаря            
  Тема 2.9. Падение Римской республики            
  Тема 2.10. Культурное развитие Римской республики            
  Раздел III. Римская империя            
  Тема 3.1. Рим в эпоху Ранней империи. Принципат Августа            
  Тема 3.2. Эволюция системы принципата в I–II вв. н.э.            
  Тема 3.3. Экономика и социальные отношения в Ранней Римской империи            
  Тема 3.4. Кризис Римской империи в III в. н.э.            
  Тема 3.5. Рим и раннее христианство            
  Тема 3.6. Рим в эпоху Поздней империи. Доминат Диоклетиана и Константина            
  Тема 3.7. Внутреннее развитие Рима и отношения с «варварской периферией». Разделение империи на Западную и Восточную            
  Тема 3.8. Западная Римская империя и ее крах. Конец античного мира            
  ВСЕГО            

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

ВВЕДЕНИЕ. Понятие «античность» и «античная история». Географический и хронологический ареал античного мира. Два этапа античной истории – греческий и римский. Сравнение античного (греко-римского) и древневосточного путей развития ранних государств. Дискуссии о месте античности в истории человеческого общества, условиях ее возникновения. Концепции исключительности античного общества, особого (античного) пути развития, античности как стадии развития человеческого общества. Понятие «античная культура» и его формирование. Значение исторического опыта и культурно-цивилизационного наследия античности. Место истории античности в системе современного исторического и общегуманитарного образования.

История Древней Греции как составная часть античной истории и истории древнего мира, ее географические и хронологические рамки. Периодизация истории Древней Греции. Этнический состав населения и проблемы демографии. Экология. Море и горы в жизни древних греков. Влияние природных условий на хозяйственную деятельность и процесс развития Древней Греции. Исторические условия развития древнегреческой культуры.

Классификация и систематизация античных источников. Основные типы источников по истории Древней Греции (письменные, археологические, эпиграфические и др.). История археологических исследований Греции. Зарождение исторической науки в Древней Греции. Основные этапы развития греческой историографии, ее характерные черты, особенности, направления.

Историография истории Древней Греции. Основные этапы изучения истории Древней Греции в странах Запада в Новое и Новейшее время. Актуальные проблемы и новые подходы в современной западной историографии античности. Отечественная историография истории Древней Греции, ее специфические особенности. Тенденции к сближению исследовательских подходов в зарубежной и отечественной историографии в начале XXI в.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал