![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Дисциплина «история Древней Греции и Древнего Рима» является неотъемлемой частью курса истории Древнего мира и входит в состав общего университетского курсаСтр 1 из 18Следующая ⇒
Дисциплина «История Древней Греции и Древнего Рима» является неотъемлемой частью курса истории древнего мира и входит в состав общего университетского курса всеобщей истории. Данная дисциплина изучает исторический путь античных обществ (обществ «классической древности»), процессы зарождения и развития Средиземноморской греко-римской цивилизации, с ее первых шагов на рубеже III–II тыс. до н.э., когда возникают ранние государственные образования на о. Крит, Кикладском архипелаге и в материковой Греции, до падения Западной Римской империи в 476–480 гг. н.э., ознаменовавшего окончательную гибель «античного мира». Она относится к обязательным историческим дисциплинам и является важной составляющей частью в деле подготовки специалиста-историка, профессионального учителя истории. История Древней Греции и Древнего Рима – это не просто изложение определенного периода древней и всеобщей истории, связанного с процессами возникновения, развития, расцвета и упадка древних классовых обществ Южной и Юго-Западной Европы; она занимает особое положение в системе подготовки специалиста-историка, так как определяет многие основные системообразующие параметры современного мира (по крайней мере, в его западной модификации, пока еще доминирующей на нашей планете), являясь культурно-политическим, образцово-нормативным «ядром» европейской цивилизации Нового и Новейшего времени. В то же время необходимо понимать, что античный греко-римский мир – это особая цивилизация со своими специфическими проблемами, потестарно-политическим и социально-экономическим устройством, культурно-мифологической природой и историческим психотипом личности. Конечно, греки и римляне на протяжении всей античной истории демонстрировали во многом различные жизненные установки, смыслоопределяющие ценности и стереотипы поведения, однако, не подлежит сомнению, что – при всем своеобразии – со временем они сформировали некую культурно-историческую общность, представители которой обладали четкой самоидентификацией, отграничивая себя от «варварских» народов Востока. Культурные достижения древних греков и римлян, надолго ставших лидерами мировой истории (по крайней мере, в западной части ойкумены), сделали возможным дальнейший прогресс человечества и во многом предопределили направление и характер этого прогресса. Программа курса состоит из двух взаимосвязанных блоков: «История Древней Греции» и «История Древнего Рима». Цель курса – сформировать у студентов систему знаний и представлений о важнейших процессах происхождения и развития античного общества и государства в его греческом и римском вариантах, раскрыть сущностные особенности мировоззрения и культуры древних греков и римлян, роль и актуальное значение античного наследия в истории человечества и современной цивилизации. Основные задачи курса: · показать особенности и основные тенденции государственно-политического, социально-экономического и культурного развития Древней Греции и Древнего Рима; · показать основные этапы конкретно-исторического развития истории греко-римской цивилизации и проблемы ее периодизации; · осветить основные теоретические проблемы зарождения и развития античных обществ с точки зрения различных концепций и методологических подходов; · раскрыть актуальное значение античного культурного и общественно-политического наследия в современном мире; · формировать гражданское самосознание и активную жизненную позицию на материалах политической истории античных обществ; · привить студентам практические умения, навыки и методы источниковедческой и научно-исследовательской работы; · способствовать овладению студентами профессиональным языком историка. Программа дает студентам целостное представление о том, как на протяжении античной древности зарождались и развивались разнообразные формы экономических отношений, социальной и политической организации, мифо-идеологической и культурно-религиозной жизни, такие ценности греко-римской культуры, которые оказались поворотной точкой в истории человечества и заложили фундамент последующего культурно-исторического развития западноевропейской цивилизации. Поэтому изучение истории античных обществ является необходимой частью современной системы высшего исторического образования. Программа дисциплины «История Древней Греции и Древнего Рима» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана исторического факультета Уральского государственного педагогического университета. Учитывая, что история Древней Греции и Древнего Рима изучается студентами на первом курсе, в программу заложен принцип формирования понятийно-категориального аппарата. Изучение теоретического материала в ходе лекционного курса углубляется на практических занятиях, заканчивается экзаменом. Аудиторные занятия сочетаются с самостоятельной работой студентов (написание докладов, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовка к работе на практических занятиях, зачетам и экзаменам по предмету), что позволяет сформировать у обучающихся умения и навыки работы с историческими источниками, научно-исследовательской литературой, овладеть методологией и методикой исторического исследования античности. С целью повышения качества знаний студентам предлагаются вопросы и задания для самоконтроля. Текущий контроль со стороны преподавателя обеспечивается проверочными заданиями. Настоящая программа опирается на теоретико-методологические достижения современной исторической науки, традиции отечественного и зарубежного антиковедения; учитывает опыт работы высших учебных заведений страны.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебно-тематический план очной формы обучения
Учебно-тематический план заочной формы обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ВВЕДЕНИЕ. Понятие «античность» и «античная история». Географический и хронологический ареал античного мира. Два этапа античной истории – греческий и римский. Сравнение античного (греко-римского) и древневосточного путей развития ранних государств. Дискуссии о месте античности в истории человеческого общества, условиях ее возникновения. Концепции исключительности античного общества, особого (античного) пути развития, античности как стадии развития человеческого общества. Понятие «античная культура» и его формирование. Значение исторического опыта и культурно-цивилизационного наследия античности. Место истории античности в системе современного исторического и общегуманитарного образования. История Древней Греции как составная часть античной истории и истории древнего мира, ее географические и хронологические рамки. Периодизация истории Древней Греции. Этнический состав населения и проблемы демографии. Экология. Море и горы в жизни древних греков. Влияние природных условий на хозяйственную деятельность и процесс развития Древней Греции. Исторические условия развития древнегреческой культуры. Классификация и систематизация античных источников. Основные типы источников по истории Древней Греции (письменные, археологические, эпиграфические и др.). История археологических исследований Греции. Зарождение исторической науки в Древней Греции. Основные этапы развития греческой историографии, ее характерные черты, особенности, направления. Историография истории Древней Греции. Основные этапы изучения истории Древней Греции в странах Запада в Новое и Новейшее время. Актуальные проблемы и новые подходы в современной западной историографии античности. Отечественная историография истории Древней Греции, ее специфические особенности. Тенденции к сближению исследовательских подходов в зарубежной и отечественной историографии в начале XXI в.
|