Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая трудоемкость в ЗЕ: 4 ЗЕСтр 1 из 3Следующая ⇒
Структура и содержание модулей дисциплины. Дисциплина «История» представлена тремя учебными модулями, в каждый из которых включено по несколько учебных тем. По каждому модулю предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий, самостоятельная работа студентов, осуществление текущего и промежуточного контроля. По завершении изучения дисциплины может проводиться итоговый контроль в форме устного экзамена.
3.1 .Название, цель и содержание модулей. Модуль 1: От Киевской Руси к Российской империи. Особенности и проблемы развития Средневековой Руси (IХ – ХVII вв.). Цель: рассмотреть особенности развития Руси в условиях средневековья; сравнить два типа государства – Киевскую и Московскую Русь; охарактеризовать деятельность ведущих представителей династии Рюриковичей; показать причины становления деспотического самодержавия и его развития в эпоху Ивана Грозного; проанализировать проблемы России в Смутное время и их решение в ХVII веке. Л екция 1: Древняя Русь. Лекция 2: Русские земли в ХII – ХV вв. Лекция 3: Становление деспотического самодержавия в России. Эпоха Ивана Грозного. Лекция 4: Россия на рубеже ХVI – ХVII вв. Смутное время. Лекция 5: Социально-экономическое и политическое развитие России в ХУ11 веке. Семинар 1: Становление и развитие Древнерусского государства. Семинар 2: Русские земли в ХII – ХV вв. Семинар 3: Эпоха Ивана Грозного. Семинар 4: Россия в начале ХVII века. Смута. Семинар 5: Россия при первых Романовых. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Содержание модуля. Проблема этногенеза восточных славян. Предпосылки образования древнерусской государственности. «Норманнская» теория и современные концепции становления государственности у восточных славян. Киевская Русь в IХ – ХI вв. Особенности системы власти, социальной структуры в Киевской Руси, становление феодальных отношений. Первые князья Киевской Руси и их роль в укреплении внутреннего и международного положения государства. Крещение Руси. Византийско-древнерусские связи. Киевская Русь и кочевники. Место Киевской Руси в средневековом мире. Древнерусская культура. Эволюция восточнославянской государственности в ХI – ХII вв. Тенденции развития русских земель в условиях политической децентрализации и феодальной раздробленности. Усиление внешней агрессии на русские земли. Монголо-татарское нашествие на Северо-Восточную и Южную Русь. Формирование вассальной зависимости Руси от Золотой Орды. Социально-экономические и политические изменения в русских землях в ХIII – ХV вв. Развитие феодального землевладения, укрепление региональных экономических связей. Начало «собирания русских земель» вокруг Москвы. Роль московских князей в объединительном процессе. Завершение консолидации русских земель во второй половине ХV в. Образование единого Московского государства. Развитие крепостнических отношений. Свержение монголо-татарского ига. Становление самодержавной власти как специфической формы государственного устройства страны. Культура Русив ХII – ХV вв. Завершение объединения русских земель в первой трети ХVI в. Эпоха Ивана Грозного: от сословно-представительной монархии к деспотическому самодержавию (реформы Избранной рады; опричнина и ее разрушительные последствия для государства и общества). Причины кризиса российской государственности в конце ХVI – начале ХVII вв. Смута: социальная катастрофа и время альтернатив. Борис Годунов: путь к престолу, суть, методы и результаты политики. Кризис власти и проблема «поиска» нового царя. Самозванство как проявление династического кризиса и социальной утопии народа. Лжедмитрий 1 и особенности его царствования. В. Шуйский и провал попыток консолидации России. И. Болотников и Лжедмитрий II. Шведская и польская интервенции. Семибоярщина. Борьба российского народа против иностранной интервенции. Восстановление российской государственности. Особенности воцарения династии Романовых. Россия после Смуты: основные тенденции развития в ХVII в. Укрепление государственности при первых Романовых. Появление мануфактур. Обновление законодательства: Соборное Уложение 1649 г. Ограничение роли боярской аристократии. Бюрократизация управления страной. Завершение закрепощения крестьян. Первые попытки наступления на традиционализм русского общества. Церковная реформа патриарха Никона и церковный раскол. Традиции и новации в эпоху царя Алексея Михайловича. Внешняя политика России в ХVII в. и ее успехи: включение Левобережной Украины и Сибири в состав России. Развитие российской культуры в ХVII в.: распространение просвещения; новые черты в литературе и искусстве; общественно-политическая мысль; расширение культурных связей с европейскими государствами. Быт и нравы различных слоев российского общества. Все эти вопросы рассматриваются в пяти лекциях, пяти семинарских занятиях. После завершения изучения первого модуля студент должен выполнить письменную контрольную работу (1 – 5 баллов/ Модуль 2. Россия в условиях Нового времени. Становление, развитие и крах Российской империи (конец ХVII в. – февраль 1917 г.) Цель: показать основные тенденции развития России, начав с предпосылок, направленности и последствий петровских реформ, рассмотрев незавершенные попытки буржуазного реформаторства в ХIХ – начале ХХ вв. и раскрыв причины краха империи. Лекция 1: Эпоха Петра 1. Основные направления модернизации России. Рождение империи. Лекция 2: Судьба петровских реформ. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Лекция 3: Основные направления социально-экономического и политического развития Российской империи в первой половине ХIХ века. Лекция 4: Российская империя во второй половине ХIХ века. Реформы Александра II. Лекция 5: Россия в конце ХIХ – начале ХХ вв. Кризис и крушение империи. Семинар 1: Реформы Петра 1 и их влияние на развитие России. Семинар 2: «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: содержание, противоречия, итоги. Семинар 3: Россия в первой половине ХIХ века: от проектов либеральных преобразований к крымской катастрофе. Семинар 4: Россия во второй половине ХIХ века. «Великие реформы» Александра 11. Семинар 5: Россия в конце ХIХ – начале ХХ вв.: между реформами и революцией. Содержание модуля. Россия на рубеже ХVII – ХVIII вв. Объективная необходимость модернизации страны. Реформы Петра 1 – начало «европеизации» России. Цели, содержание и направленность реформ, методы их проведения и последствия. Социальные противоречия и конфликты в российском обществе. Отношение населения к реформам «сверху», возникновение в России цивилизационного раскола и его последствия. Дворцовые перевороты и проблемы «петровского наследства». Попытки ограничения самодержавия и их провал. Политика Екатерины II по превращению российской империи в «законную монархию»: «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии, создание Вольного экономического общества, секуляризация церковных и монастырских земель, правовое оформление сословных привилегий дворян, городское управление и самоуправление. Усиление крепостной зависимости крестьян и Крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Зарождение в России либеральной и революционной идеологии. Рост военного и внешнеполитического могущества России и расширение границ государства. Развитие культуры России в XVIII в.: рационализация сознания, создание Академии наук, Московского университета, других учебных заведений, воспитательных домов; возникновение и развитие национальной медицины. Архитектура и искусство. Русская литература. Усиление кризиса абсолютистско-крепостнической модели развития России в начале ХIХ в. Попытки проведения либеральных реформ в начальный период царствования Александра 1; проекты М. М. Сперанского. Колебания правительственного курса от либерализма к реакции. Участие в антифранцузских коалициях начала века. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии в 1813 – 1814 гг. Венский конгресс и Священный союз. Зарождение идеологии дворянских реформаторов и появление первой политической оппозиции – декабризма. Первые тайные общества. Пути модернизации России в представлениях декабристов. События 14 декабря 1825 г. Усиление консервативных тенденций во внутренней и внешней политике России при Николае 1. Идеология «официальной народности», усиление политического сыска и политической цензуры. Проблемы «российского своеобразия» и «российской модернизации» в 1830 – 1850 гг. Эпоха «наружного рабства и внутреннего освобождения». «Золотой век» российской культуры. Кризис в российском обществе в конце 1850-х гг. Подготовка и осуществление отмены крепостного права. Консервация общинного строя в деревне. Земская, судебная, городская, финансовая, военная и другие реформы Александра II. Эволюция самодержавия. Влияние буржуазной модернизации на общественно-политическую ситуацию в стране. Начало политического размежевания российского общества, формирование общественно-политических движений. Особенности развития капитализма в России. Промышленный подъем 1890-х гг. Усиление кризисных явлений в стране. Николай 11 и его понимание проблем развития России. Деятельность С. Ю. Витте. Либеральная оппозиция царизму. Земское движение. Революционный лагерь в начале ХХ века. Создание партии социалистов-революционеров, завершение процесса создания РСДРП. Первая российская революция 1905 – 1907 гг. и ее влияние на продолжение «реформ сверху». Отношение к революции различных классов и слоев. Попытка создания законосовещательного парламентского учреждения и ее провал. Манифест 17 октября 1905 г. и его роль в политической модернизации государства. Место Государственной думы в системе органов высшей власти, опыт российского парламентаризма. П. А. Столыпин и его программа модернизации страны: замысел и итоги. Особенности развития России в 1907 – 1914 гг. Отношение классов и партий российского общества к Первой мировой войне. Политический кризис царизма в условиях войны. Консолидация российской буржуазии. Переход к оппозиции правительству большинства 1У Государственной думы. Создание «прогрессивного блока» и его программа. «Распутинщина». Назревание революционного кризиса. Февральская революция 1917 г. в России: характер, особенности, итоги. Особенности экономического и социально-политического развития России в условиях двоевластия. Изучение второго модуля предусматривает 5 лекций и 5 семинарских занятий. По окончании изучения модуля студенты должны выполнить письменную контрольную работу (1 – 5 баллов).
Модуль 3: Россия – СССР – Российская Федерация. Цель: проследить процесс становления нового советского государства - Советской России (с 30 декабря 1922 г. – СССР), рассмотреть основные этапы его развития, раскрыть причины вступления в системный кризис и распада в 1991 г., показать ход и содержание преобразований РФ в постсоветский период. Лекция 1: От Российской империи к России социалистической (октябрь 1917 – 1922-е годы). Лекция 2: СССР в 1920 – 1930-е гг. Формирование мобилизационной модели экономики и тоталитарного политического режима. Лекция 3: СССР в годы Второй мировой войны Лекция 4: СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.). Лекция 5: СССР в 1953 – 1964 гг. Хрущевская «оттепель» и ее границы. Лекция 6: СССР в 1964 – 1985 гг. «Застой». Лекция 7: Советский Союз в 1985 – 1991 гг.: попытки совершенствования социализма и крах советской системы. Лекция 8: Основные тенденции и особенности развития постсоветской России. Семинар 1: Россия в 1917 – 1922 гг. Семинар 2: Советское общество в начале 1920-х годов. Новая экономическая политика и ее результаты. Семинар 3: СССР на путях форсированного строительства социализма. Семинар 4: СССР накануне и в годы Второй мировой войны. Семинар 5: СССР в 1945 – 1953 гг. Семинар 6: Попытки осуществления в СССР политических и экономических реформ и их провал (1953 – 1985 гг.). Семинар 7: Советский Союз в годы перестройки (1985 – 1991 гг.). Семинар 8: Российская Федерация в конце ХХ – начале ХХI вв. Содержание модуля. Нарастание общенационального кризиса в феврале-марте 1917 г. Корниловский мятеж и его провал. Октябрь 1917 г.и крах буржуазной альтернативы развития страны. Первые мероприятия советской власти и углубление раскола общества. Возникновение и эскалация Гражданской войны. Особенности развития России в условиях Гражданской войны: осуществление политики «военного коммунизма», установление однопартийного режима, ликвидация политических свобод. Итоги и последствия Гражданской войны. Переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике; образование СССР; борьба за лидерство в партийно-государственном руководстве страны, усиление идейно-политических разногласий. СССР и международные отношения в 1920-е гг. Поиск путей выхода из экономической и политической изоляции. Свертывание НЭПа. Курс на индустриализацию страны: проекты и реальность. Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР: история разработки, задачи, темпы и методы реализации. Индустриализация в годы второй пятилетки. Стахановское движение. Особенности социально-экономического развития СССР в годы третьей пятилетки. Итоги первых пятилеток. Цена «большого скачка». Экономические и социальные процессы в деревне в условиях НЭПа. Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства. Методы ликвидации кулачества как класса, масштабы и последствия. Складывание административно-командной системы руководства сельским хозяйством. Цена коллективизации. Основные элементы советской политической системы в 1920-е – 1930-е годы. «Огосударствление» общественных организаций. Политические репрессии: формы, направления, масштабы. Формирование тоталитарного режима. Влияние тоталитаризма на массовое сознание, духовную жизнь общества, развитие культуры и искусства. Попытки сопротивления сталинскому режиму и причины их неэффективности. Внешнеполитическая деятельность СССР в 1930-е годы. Причины неудавшейся миротворческой деятельности СССР. Советско-германское сближение 1939 г. и его военно-политические последствия. СССР в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война: причины поражения Красной Армии в начальный период войны; перестройка работы партии и государства в условиях войны; создание военной экономики; массовый героизм советских людей на фронте и в тылу. Влияние событий на советско-германском фронте на ход Второй мировой войны. Роль антигитлеровской коалиции в достижении победы над странами агрессивного блока. Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии. Цена Победы. Проблемы перехода от войны к миру. Формирование биполярного мира и начало «холодной войны». Послевоенная экономика СССР: основные тенденции и проблемы развития; возврат к мобилизационной модели экономики. Апогей сталинизма и внутриполитические процессы в СССР: травля советской интеллигенции, новая волна репрессий против партийных, советских руководителей; погром научных школ; переход сталинского руководства на позиции государственного антисемитизма. «Оттепель» 1950-х гг. Начало демонтажа сталинской мобилизационной экономики, структурные сдвиги в народном хозяйстве, развитие социальной сферы. Либерализация политического режима: начало критики культа личности Сталина и реабилитации жертв политических репрессий. Причины неудач реформ 1950-х- 1960-х гг. Факторы торможения нового курса. Борьба демократической и консервативной тенденций в политических отношениях в 1960 – 1970 гг. «Развитой социализм». СССР в условиях НТР: поиск путей интенсификации экономики. Нарастание кризисных явлений в экономике СССР. Технологическое отставание СССР от Запада. Диссидентское и правозащитное движение. СССР и советское общество к началу 1980-х гг. Исчерпание возможностей развития общества на старой основе. Поиск путей обновления общественной жизни в 1982 – 1985 гг. Перестройка: от ускорения социально-экономического развития страны к курсу на политическое реформирование и демократизацию общества. Сложности и противоречия в осуществлении экономических и политических реформ. Гласность. Падение авторитета КПСС. Формирование демократической оппозиции и ее политическая деятельность. Выдвижение альтернативных вариантов преобразования страны. Обострение межнациональных отношений, возникновение национальных конфликтов. Проекты преобразования СССР в новое союзное государство, причины их неудавшейся реализации. «Новое политическое мышление» как основа смены внешнеполитического курса советского руководства. Кризис перестройки и его проявления. Августовский путч 1991 г. – неудавшаяся попытка государственного переворота. Распад СССР и образование СНГ. Уход М. С. Горбачева в отставку. Объективные и субъективные причины неудач реформирования советского общества на путях перестройки. Начало либеральной модернизации российского общества. «Шоковая терапия» как основа проведения радикальных экономических реформ и ее социально-экономические последствия. Становление новой российской государственности. Формирование новых органов власти, принятие Конституции РФ 1993 г. Окончательный демонтаж системы власти советов. Проблемы и трудности радикального обновления России. Социальные и межнациональные конфликты в постсоветской России. Усиление тенденций к сепаратизму, регионализму, национализму. События на Северном Кавказе. Многопартийность в современной России и ее особенности. Политическая элита, классификация ведущих политических партий, их программные установки. Укрепление государственности Президентом РФ В. В. Путиным. Выдвижение национальных приоритетных проектов и деятельность государственных структур по их реализации. Президент Д. А. Медведев и проблемы модернизации и инноваций в РФ. Третий модуль представляется 8 лекциями и 8 семинарскими занятиями. После его изучения студенты должны выполнить письменную контрольную работу (1 – 10 баллов).
3.2. Номера компетенций, развиваемых в результате освоения данного модуля, перечень знаний, умений, владений. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций /гуманитарных, социально-личностных и коммуникативных/, предусмотренных ФГОС – 3 по данному направлению подготовки: ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4; ОК – 5; ОК – 6; ОК – 7. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать: особенности исторического развития России в контексте мировой истории, основные этапы и ключевые события российской истории, даты и имена исторических деятелей и их роль в развитии страны. · Уметь: опираясь на историческую эрудицию, анализировать проблемы современной цивилизации; ориентироваться в окружающем мире; соразмерять свои притязания с возможностями современного уровня развития страны; извлекать и систематизировать информацию из различных исторических источников; выражать и аргументировано обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому. · Владеть: методами исторического познания, анализа и обобщения исторических фактов, понятийным аппаратом, используемым современной исторической наукой; навыками публичной речи, аргументации, навыками сотрудничества и работы в коллективе.
Общая трудоемкость в ЗЕ: 4 ЗЕ 3.4. Виды контрольных заданий и стоимость в баллах: письменные контрольные работы или компьютерное тестирование по итогам изучения каждого модуля (1 – 5 баллов за каждое задание); промежуточные письменные работы на занятиях (до 20 мин.) по одной работе при изучении каждого модуля (1 – 5 баллов за каждое задание). 3.5. В каком семестре изучается данный модуль – изучение всей дисциплины осуществляется в двух семестрах. 3.6. Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах - по каждому модулю предусмотрено проведение лекций, семинарских занятий, письменных контрольных работ. Формами самостоятельной работы студентов является подготовка презентаций, докладов и рефератов. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕ /144 часа/.
3.7. Требования к модульно-балльному контролю. Изучение каждого модуля должно сопровождаться накоплением студентами определенного количества суммируемых баллов. Баллы проставляются за посещение аудиторных учебных занятий, активное участие в семинарских занятиях в различных формах (подготовка докладов, рефератов, презентаций), выполнение индивидуальных творческих заданий по изучаемым темам, за успешное и своевременное выполнение контрольных работ в рамках текущего и промежуточного контроля. В соответствии с положением внутривузовского стандарта «О модульно-балльной системе аттестации студентов» максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за дисциплину в семестре в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля, составляет 100 баллов. Минимальное число баллов не может быть ниже 35. Оценка различных видов учебной деятельности студентов производится на основании следующей шкалы:
Количество баллов, которое имеет возможность получить студент по каждому модулю, зависит от объема модуля, количества включенных в него тем результатов текущего и промежуточного контроля. По первому модулю, включающему 5 лекций и 5 семинаров, выполнение контрольного задания в рамках промежуточного контроля не должна быть ниже 8 баллов. По второму модулю (5 лекций, 5 семинаров, контрольное задание в рамках текущего контроля и 1 – по итогам изучения модуля) - не ниже 10 баллов. По третьему модулю (8 лекций, 8 семинаров, 2 контрольных задания в рамках текущего контроля и 1 – по итогам изучения модуля) - не ниже 17 баллов. Дополнительные (поощрительные) баллы – не более 10 – студент может получить за активную работу на семинарских занятиях, за оригинальность и творческий подход к выполнению индивидуальных заданий, за подготовку доклада на студенческую научную конференцию. По итогам изучения дисциплины все полученные студентом баллы суммируются и переводятся в традиционную пятибалльную систему, дающую ему право на получение автоматической оценки «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно» без дополнительной сдачи экзамена. При переводе баллов в оценки используется следующая шкала: при наборе баллов от 86 до 100 проставляется оценка «отлично»; при наборе баллов от 71 до 85 – «хорошо»; при наборе баллов от 55 до 70 – «удовлетворительно». Если полученная автоматическая оценка не устраивает студента, он может ее повысить, сдав экзамен и получив оценку на экзамене, которая не зависит от набранных баллов. Студент, получивший от 35 до 54 баллов, право на получение автоматической оценки не получает и обязательно должен сдавать итоговый экзамен. Студенту, набравшему 34 балла и менее, изучение дисциплины не зачитывается и он не допускается к экзамену.
|