Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенство СВ. Антония и слава на небе 7 страница






Ответ. Думается мне, что " творение" — эта сказано о душе, а " создание" — о телесном вещественном создании. Руками Бога и Отца Давид назвал Сына и Духа. Ибо к Ним Отец обратился: " Сотворим человека по образу и подобию Наше­му". Хотя Писание и говорит, что Бог взял от земли прах и создал человека, но обычно видимыми вещами указуется невидимое действие. Действие желания — это всякое нерукотворное создание. Поэтому руки названы как создания в честь при­роды, потому что они к образу Божию — но не по подобию природы. Невозможно это изречь по достоинству, но образ говорит о самовластности и свободе.

(139) Вопрос. Почему именуют по нашему об­разу и подобию у Божества члены тела: уши, мыш­цы, голени, как указуется, что Он имеет?

Ответ. Хорошо было бы немного времени это обсудить, изложив по порядку и по законам речи. Бесчиние вопроса соблазнит об ответе ввысь сво­его существования, и мы правильно взойдем по ра­зумно понимаемой лестнице. Человек — великое и почтенное [существо], которое изначально и те­перь имеет существование из слабых [вещей]. Бог мог сотворить человека из меди или из железа, или из нерассекаемого камня, но Он создал его в древ­ности из праха. А сегодня ответы " простые" и " худ­шие" указуют тем самым недоведомую и выше ума Премудрость Его действия. Но благой ум вашей любви да не издевается и не смеется по причи­не извещения, когда мы со скорым испытанием начинаем слово о тайнах природы нашего существования. Ибо и Священное Писание не возбраняет упоминать об отроке Иуды, который лежал с Фамарью, и исторгал семя во очищение по Закону, очищая осквернившуюся и только что родившую; и возвышенный апостол в послании Римля­нам упоминает мужа, оскверняющегося мужем, и мужа беснующейся жены. Вмешивается в женский пол от мужчины некая застывшая выкипь и при­мешивается к крови женской, напротив находящей­ся. Она осаждается от этой застывшей мужской выкипи, как сказал Иов, о котором Бог свидетельствовал как об истинном и непорочном, так с ра­ной тела обращаясь к Богу: " Не молоко ли меня умолочнило? Ты сырил меня как сыр. Ты окружил]меня кожей и мясом, костями и жилами удержал: во мне жизнь, и милость вложил в меня". Так Иов показывает природу совокупную, саму себя поддерживающую, саму владеющую. " Жизнь и ми­лость Бог вложил в меня", то есть " в меня" вло­жил [способность] самому жить и миловать - послушанием и соблюдением Твоих заповедей — и не убивать себя непослушанием; и за немило­сердие быть подобающим образом мучимым, став покорным врагу, а не Творцу Что наш прадед сде­лал, немилосерден к себе, получив на себя как меч губительный совет, и был им убит и, из бессмертия став мертвым, погиб. Итак, смешиваются все внутренние и все чувственные обличия, и тела словно сливаются и перемешиваются друг с другом. Благодаря этому смешению, облик лица и ста­новится неизреченным смешением. Раньше данное и старейшее семя, к нему к единому подобию упо­добляются образом, мужчины или женщины. Так, мужское семя, застывшее во всяком случае и про­исходящее от кости, претворяется в силу костей и жил, становясь крепким наподобие того, кто его посеял (то есть наподобие мужчины). А та, что от женщины, с ее стороны воздаваемая при совокуп­лении кровь, по природе теплая, замерзши от за­стывшего семени, превращается в плоть. А плоть оживает, когда Бог ее вдохновляет некоей жизнен­ной силой. " Ибо Я есть сотворивший землю и че­ловека на ней, и дающий дыхание для жизни" — сказал Бог всем ходящим по земле.

(140) Вопрос. Мы говорим, что душа суще­ствует совокупно с мужским семенем, которое живое и одушевленное. Потому что от живого и одушевленного тела суть причины нашего рожде­ния. Как и от ствола: каждая ветка имеет свои се­мена, и от них передана сила жизни. Если тепла кровь и живо семя, происходящее от мужа, и если не по подобию крови любое животное имеет при­чину [жизни], то есть душу, тогда вследствие сла­бости, а не из-за величия в первый день построе­ния [тела] не может построить свое действие совершенным: то есть совершение семени, которое растет во чреве, превращается в плоть, затем превращается в младенца, возрастает вместе с младенцем, совершенным образом показывает действие своей души: и с ним является соверша­ющееся тело.

Ответ. Отойди от того, чтобы думать, что души совокупляются. Откуда тогда была душа у Адама, сотворенного без всякого совокупления и семени? Если мы скажем, что душа выходит к существованию от мужа, то тогда любой будет мыс­лить душу воплотившегося Бога Слова подвластной семени и сопримешанной телу А это принадлежит последнему безумию и хуле, имеющим мучения без конца. Если согласиться с этим безумием, то скорее будут осуждены, чем примут плату и венки те люди, которые убегают блуда, добрым образом совершая подвиг, и Царствия ради Небесного сами себя оскопившие воздержанием, как сказал Господь, [они тогда суть] души свои удавившие, умертвившие их вместе с земным составом тела. Тогда тем, кто целомудрен и чист, будет, думается, горше, чем блудникам и любителям греха. И тогда и Павел, разумом возвышенный, окажется в бесчестии, и даст ответ за то, что принес нам мучение, сделал убийцами душ, и учил делом и словом убивать душу. И писал в посланиях для всей вселенной убегать от блуда, и не прикасаться к женщине. Почему и блудника в Коринфе он пре­дает мукам, превращая на жизнь его задохнувшуюся душу; почему и того, кто извергает семя, повелевает, чтобы он сам очищался по Закону, и чтобы его обливали водой? Если душа, нагнетаясь во чреслах человека, выходит, то откуда семена ростков насаждений и плодовых растений, кото­рыми Бог, взяв впервые, украсил землю? И поче­му Сарра, которая до ста лет спала вместе с Авраамом с самого юного возраста, получая его семя, никак не обрела одушевленное, прежде чем по Божией воле одушевилось семя и родился единствен­ный сын Исаак у столетних? Почему Анна и Елкана купно лежали много лет, не получая во чреве одушевленного семени, прежде чем пошли в цер­ковь и умолили Бога о деторождении. И Божество, прияв молитву ее, многие годы осужденной и ни­как не способной родить жизнь, как неодушевлен­ную вещь, в настоящей старости, в обыкновенном смешении сделал одушевленное, и дал образ чис­тому возвышенному Самуилу. Его, маленького со­сунка, завернув в плащ, принесла мать, из пелен очистив для Бога, и отдала в храм святого отрока. Почему и добрая старица Елисавет, которая с мла­дых и в поре лет спала со сверстником Захарией, дошла до самых седин, не нарушив брачных зако­нов, но никак не обрела живого смешения — преж­де ангельского гласа, что одушевленным становит­ся то, что лежит во чреслах, что обоими было смешано и усажено в плоть. Как глыба мрамора, отсеченная рукой от скалы, или от руды отсечен­ный камень, который ежедневно обтесывается при ваянии, остается бездушной и не имеющей образа вещью, пока он как тело не дойдет до предназна­ченного образа, когда-нибудь в неизреченном ис­кусстве, к старости. Итак, это в ваянии обретает образ Иоанна, Крестителя и Предтечи. Да замолкнет слово, которое при этом кощунствует о душах, что мол сущность души в мужском семени. Ка­ким образом нетленное и бессмертное может быть слито с мертвым и низким? Как большее и лучшее от ничтожного и худшего может иметь причину выхода в эту жизнь? И как не подобает думать, что душа засеяна в осквернении! Апостол говорит о теле: " сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется тело душевное..." — а не душа. Душевное - это значит и сосуд души. И да умолкнет болтовня, что они потом сосуществуют. Вот еще что: звезда каждой природы совершаются Божией, все дела­ющей волей. Не прежде существования, не после существования, как учит Божие Писание: пусть человек не думает, что душа старее или юнее его. Но как сказано: " И взял Бог прах от земли и создал человека", и тотчас следует: " И вдохнул Бог в лице его дух жизни, и стал человек с живой душой". Ни душа сама по себе, ни тело само по себе не есть человек. Но оба в совокупности и соединении совершают человека, как говорит писец божественных дел Моисей. Но здесь свернув с дороги нашей речи, давай опять на нее возвратимся. Кровь, сгущаясь от застывшего, превращается в плоть, и плоть понемногу растет, ибо се прибывает от усладительных брашен: от Дающего пищу всякой плоти, как сказал Давид божественный песнопевец. Так и морская плоть как в утробе кор­мится в своих раковинах и панцырях, и они катят­ся, принимая от Бога силу жизни, и не имеют ни рта, ни слуха, ни зубов, и всякого поедания они не причастны, и нет у них членов — их кормит толь­ко вливающаяся в них водная влага. Но они в этом образе пребывают всегда, получив от Божией воли такую природу. А причина нашего рождения по­степенно, с кормлением, неизреченно образуется, вырастая и становясь плотной, действием мыслен­ной и невидимой Божией руки, создавшей из пра­ха нашего прародителя. Затем младенец, на девя­тый месяц, совершенный Божией силой, крепок телом, и обладая силой, выпадает из мешка утро­бы через ложесна. (Далее идёт изложение о формировании " вертограда тела", органов тела, о зависимости их вида от способа и качества движения жидкостей, во многом повторяющее содержание других ответов)

(141) Начнем теперь, об устройстве и составе тела, удивляясь Богу, изначально Создателю наше­му и всего. Как подобающий дом словесный со­здал лучший Искусник. Единственного из подне­бесных животных Он вывел человека стоящим прямо. Из этого образа Он учит нас, что в небес­ном сродстве мы имеем житие. Ибо все бессловесные склоняются вниз, к чреву, а только человек сам из себя растет, и зрение готово видеть небо. То есть человеку не должно быть любителем греха и па­дать вниз, к страстям, но стоять и смотреть в на­правлении небесного, и двигаться.

(142) Затем Бог поместил голову словно на хол­ме тела. И в ней утвердил чтимое для чувств. Го­ловной мозг надежен премудростью и разумом Творца, Божией волей и разумом, сотворившим все.

(143) Что головной мозг важен и велик для жизни, указуется явным образом в таких случаях. Если язва или раздирание заденет его вещество, то тотчас смерть язвой доходит до ноги. Ничего, что он мал по природе: так в куполе здания есть один, вбитый в сооружение, все держащий верхний камень, который называют созидательным кли­ном. Если его выбить или выдрать, то будет потря­сено все [строение]. Бегут великие светила - солнце и луна, обходя поднебесную за ночь, а наш ум в мгновение ока вместе с нижним миром обходит и надмирное, пробегая их без труда; и [мысленно] мы видим неведомое, что мы не видели.

(144) Слабыми и немощными представляются волосы, но они украшают голову. Они отгоняют худшие из животных запахов, но досаждают пле­шивым, которые часто протягивают руку, чтобы поправить отсутствующие волосы. Они сопротивляются холодному ветру, стуже, солнечному зною; словно перелесок или чаща волосы осеняют то, что лежит под ними, и принимают на себя дождь, защищая голову.

(145) Очи причастны возвышенному виде­нию. Их только два, но они видят весь мир, ибо ни в чем им не препятствует установленное стро­ение тела. Ресницы при своем слабом строении способствуют, однако, правильности взгляда и словно копьями и заостренными прутьями отгоняют маленьких живых существ. Частым мига­нием век сохраняются зеницы; веко — как опаха­ло от солнечного зноя, как занавески на дверях, предупреждая смерть ока от изнеможения. Об этом свидетельствует Иеремия, тот из пророков, кто претерпел множество бедствий: " Вошла смерть две­рями". Не только тело должно быть неприкосновенным, но и по отношению к взгляду очами подо­бает так же действовать, и никак не позволять им бесстыдно устремляться и следовать за постыдны­ми красотами, чтобы мы от зрения не устремились к действу. Это по Божественному слову: " Посмот­ревший на жену чужую с похотью уже любодей­ствовал в сердце своем". Зеницам ока подобает дев­ствовать: они должны закрываться, обращаясь к себе, сохраняя помышление от блуждания.

(146) Точнее всех наших членов выковано ухо. Но и оно украшает голову, окаймляя ее. И оно, яв­ляясь творением Божиим, причастно к тайнам Его. Оно округлое, все изборожденное, чтобы не ско­ро проникало слово, но много времени покружив­шись, погружалось бы в глубину, при этом стано­вился бы ясен проникновенный смысл слова, а грубость лжи и злые речи остались бы на берегу. Кто разговаривает о добром деле, не должен гово­рить лжи, а кто слушает, должен испытывать и проверять сказанное. Если примешена страсть любви или ненависти, то первая весьма скоро не видит, а вторая вообще не видит. Если каким-то повреждением слово растлевает наше суждение, то мы должны овладеть им и отвести от злобы, как владеющие истиной. Этому мы научены от боже­ственного и крепкого страдальца Иова, ибо пове­ствование говорит: " Ум и слух рождает глаголы; а гортань вкушает брашна". В согласии с этим ска­зал и божественный песнопевец Давид: " Того, кто тайно клевещет на ближнего своего, изгоняю". А Бог, всех запечатлевая рабами слова, сказал в Евангелиях: " Будьте купцами искушенными, отличающими проверенное от скверного". Примем глас не как лживые завсегдатаи питейных заведений, но как отмеряющие изреченное из говоримого, а сбытия (исход, конец) — из сотворенного. И прибавимся на пра­вую сторону.

(147) От ушей и языка много бед. Орган лжи и истины невелик, но велико его действие для спа­сения и погибели. " Язык мой трость (перо) книж­ника-скорописца"; " Язык мой возглаголит правду", — говорит божественный Песнопевец; и еще он же: " Языками своими лгали"; " и язык их как змеиный, яд аспида под губами их". В согласии с отцом премудрый в божественном Соломон ска­зал: «Смерть и жизнь — во власти языка» — то есть слово заменяет руку. «Иной пустослов уязвля­ет как мечом», — утверждает Премудрый. И Боже­ство осудило на одну участь человекоубийцу и лжеца. Ибо сказал Бог через великого Давида*: " Муж крови и лживый мерзок Господу", — а тот, кто мерзок Богу, тот в любом случае и будет му­чим. Так же железо съедает ржа, и дерево или плащ оскверненный мерзок хозяину, когда его раз­лагает находящийся внутри гнус. Так и дом, когда жильцы его оставляют, пустеет, мало-помалу гиб­нет. Подобным образом, я думаю, гибнет и чело­век, который мерзок Богу. Богу он отвратителен, он мучается во зле от перемешавшихся в нем зол. Отречен он: " Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, — соответственно грехам они и услышат. Тогда в них все воспламенится, подобно тому, как когда уголь падает в сор. В них как червь в одежде или в дереве — поедает и грызет вечно, не делая распада, но и не погибая сам, поскольку мы восстанем из могил нетленными. И праведни­ки останутся в славе и покое нетленно вовеки, а грешники будут вечно мучиться и не истлевать, а всегда быть в местах отлученных: тяготящиеся, болящие, рыдающие, страдающие, плачущие, тер­зающиеся, кричащие, бьющие себя; но бессильны они что-либо изменить, ибо отбросили они от себя настоящее время покаяния. Требуя своего, они для себя же закрывают Божие милосердие: " ибо без милости суд тому, кто не сделал милости" — гово­рит Божий глас. А другие изгоняются в места тьмы кромешной, и таков приговор Судии для тех, кто виновен в ранах и изгнаниях. Так учит повество­вание о египетских происшествиях, что Божий от­вет возникает один, и прилагается к слышащим со­ответственно проявлению их воли. Египтяне, [во главе] с Фараоном мучили Израильтян вместе с Моисеем, который умолил Бога о спасении Изра­ильтян. Для одних Господь сделал воды Нила крас­ными, показав их кровавыми, что было мучением для жаждущих, а для других сохранил самотеч­ную природу воды. Для одних Он переменил днев­ной свет в осязаемую тьму, а для других на горе сохранил свет. Для одних Он как бы иссушил Красное море, чтобы они могли перейти его, дру­гих же, сведя его вновь в совокупность, оставил погрузившихся погибнуть и истлеть. Подобным же образом было и с вавилонской печью: три еврейских отрока как посреди прохлады ходили в пла­мени и пели, а тех людей, которые подкладывали дрова, опаляло пламя, возносящееся на сорок девять локтей, и от него вскоре они сгорели. Также мы знаем, что земля, покорная Божию повелению, расступилась, и взяла Нафана и Авирона на мучение, а невиновных носила, по своей природе земли, в том же месте. Так же и несчастный Каин, ко­торого мучит его ответ Богу [" Сторож ли я брату? " ], стенает и трепещет на земле [т.е. боится; как при отсутствии сторожа]. Тотчас ведь следует испытание слов: мучение непрестанной дрожью и стенанием плача, которое от сердца (сердцевины) до [кончиков] ногтей терзало первого в мире раз­бойника и братоубийцу Каина, и не попущено было ему умереть, сколь он ни желал и кричал: " Пусть любой, кто меня найдет, меня убьет". Но ему Бог ответил: " Не будет так. Ибо Я положил знак на тебе, чтобы не убил тебя любой человек, который тебя встретит". Устрашимся мучительно­го огня, червя и тьмы, не щадящего и святых, ко­торые осквернились в своем житии. Ибо сказал Бог через Иезекииля: " Начните со святых Моих". " Если праведный едва спасается, то грешник и нечестивый где явится? " — сказал в Боге премуд­рый Соломон, пробуждая нас от лени. Мы не име­ем права облениться, мы, те, кто почитает Креще­ние и приобщение Святых Тайн. И если мы ленимся, то, думаю, легче всего мы заслужим мучение — оно будет принесено. Никакого успеха не добьются для будущей жизни те, кто здесь ху­лит [Таинства], и недостойно и без страха их при­нимает, тот на осуждение себе принимает Таин­ства Бога Слова, как сказал возвышенный Апостол. И еще тот же возвышенный Апостол сказал: " Об­резание будет тебе на пользу, если ты делаешь то, что принадлежит Закону. А если ты преступаешь Закон, то обрезание твое тебе необрезание, раз ты недостойно с ним живешь". И еще он же сказал: " Не тот, кто слушает закон, но кто творит его, бу­дет оправдан от Бога". А для всех, кто принял лю­безное научение, Святое Крещение вместо обре­зания, вместо Закона нам верным (верующим) даны чтимые Евангелия. Об этом сообщает Гос­подь в Евангелиях, когда произносит: «Не всякий, говорящий Мне: " Господи, Господи! ", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи!., не Твоим ли именем мы бесов изгоняли» и исцеляли болезни? И скажу им: " Не видел Я «вас; отойдите от Меня», проклятые, Делатели беззаконий, в огонь вечный, готовый диаволу и аггелам его". Мы думаем, что среди этих христиан, среди множества верных, был и Иуда — апостол, который творил знамения и врачевал больных прежде его отпадения от Бога всех Хри­ста. И Симон Волхв, которого разбили святые апо­столы Петр и Павел, и многие из галатов, которые после творения знамений, чудес и исцелений и сподобления пророческих даров снова обратились к заблуждению, прежде всего договорившись со злом. В послании к ним и сказал великий учитель вселенной под солнцем: " О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине…» Вы хорошо шли, кто вас сбил, чтобы вы не подчинялись истине? " Таковыми, как я сказал выше, мне представляются те, кто после Крещения не преуспел. Даже если они и скажут Христу судящему: " Господи, во имя Твое мы творили чудеса и изгоняли бесов и исцеляли больных", — то Христос даст им суровый, полный достоинства и весь полный плача ответ; Христос, Своим милосердием, всех нас освободивший от [погибели], даруя забвение нашим согрешениям. " Ибо не встанут нечестивые на суд", — сказал Давид, божественный песнопевец. В согласии с ним сказал и великий во пророках Исайя: " Да падет нечестивый, да не ви­дит славы Господней". Об этом сообщая, говорит святой апостол Павел: " Кто беззаконно согрешил, беззаконно и погибнет. И кто, зная Закон, согрешил, будет осужден Законом". Не на погибель они будут отлучены, как здесь становится явным, что погибнут, но для них от Бога во всем отлучение, отвращение и мучение в бесконечные веки. То же самое вместе пророки сделали явным: что не на суд встают, чтобы предстать пред Судией, нечес­тивые, но они ведомы на осуждение вместе с их старейшиной диаволом. Так и сегодняшние зако­ны закоренелого убийцу или манихея не судят, дол­го заседая, но тотчас осуждают пред лицом огром­ного собрания народа, наставляя таким образом собрание. Когда один член тела режут или жгут, то все части вместе с ним содрогаются, испыты­вая боль. Если бьют одного раба, то все рабы устрашаются, мысленно, наедине с собой, обещая исправиться и не касаться запретного, за что по­крыт ранами виновный раб, Божиим гневом вле­комый на отмщение. Так, мне думается, Бог и уст­раивает, что в тысячном граде один дом мучим за согрешения, принимая здесь возмездие на протрез­вление и исправление прочих сограждан. " Ибо па­дением нечестивых праведные бывают устраше­ны" — сказал премудрый в Боге Соломон. И никак не будет нам полезно на неуклонном и праведном Суде Святое Крещение, если здесь мы житием своим зло его похулили, живя недостойно имени Христова. Великий Апостол весьма ясно об этом говорит, велегласно восклицая: тот, кто отрекся от Закона Моисея при двух или трех свидетелях, тому смерть без милости. Сколь же худшей муки будет удостоен тот, кто попрал Сына Божия и думал осквернить Кровь Завета; кто попирает Сына Бо­жия — Бога Слово, принимая Таинство без страха руками лихоимными, поднимающимися на ближ­него. Таким образом, причащаясь Хлеба и Вина, верные видят умными очами, как в них пребывает Бог. " Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, судит помышления и ум, как говорит сам Павел: " Не на двоих же я раскололся, один из которых при­гвожден, а другой растлевается". Бог не истощится, принимаемый всеми по воздуху [в Причастии], и пребывает Тот же неизменный, что запечатлевает Павел, и строго являет, что примут муки с неверными те, кто по имени христиане, а на деле лукавы и безумны и ленятся о своем спасении. В Евангелиях сказано: " Если... скажет раб в сердце своем не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, которого не знает, и рассей чет его, и подвергнет его одной участи с неверными". " Рассечет" — не нужно понимать в смысле телесно, ибо это принадлежало бы грубости и гневливости, но: духовное отъятие даров Крещения, и отъятие дерзновения (свободной речи) к Богу. " Рассечены" на суде Господнем: ибо невозможно тех, кто обещался Христу и как воины ознаменованы Его печатью, и поясом воинства за Него опоясаны, невозможно наказать, если преж­де их не ободрать, как учат нас и теперешние законы: виновный из воинов не прежде наказывает­ся, как с него снимут пояс и воинский чин. Когда они отняты, он оказывается как раз вместе с про­стыми людьми. Совершенно явным сравнением по­кажу это Божие " сечение". Архиереи святого хоровода, стоящие вокруг возвышенного Престола, если кто из крещеных будет в соблазне, то не преж­де для него определяют возмездие, как когда ли­шат святого служения, лишив чина, чтобы извер­женный был как один из людей. Отъятие чина и можно назвать " высечь". И простое сравнение: одна участь с неверными. Это прорек и божествен­ный песнопевец Давид, свидетельствуя: " Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, ко­торые окрест Него, да принесут дары Страшно­му, укрощающему дух князей". Пусть никто не думает, что песнопение говорит об отъятии душ у князей. Ибо не только у князей, но и у подчинен­ных; и у владык, и у рабов Господь влагает и отъемлет и души и дух. Но в любом случае это о духовных дарах и Крещениях. Мне думается, что верные — князи неверных, ибо от изначально су­ществующего Слова Бога им [дано] владычество­вать над ними и над бесами. Ибо те люди ничем не лучше бесов, они в уме сопротивляются Единому Богу, и борются с христианами. И дана власть по­пирать их. Давид молится и просит у Бога: «...по­ставишь их князьями по всей земле». Помяну «имя Твое» во всяком роде и роде". Услышал Пророка Бог, и Слово от Бога воплотилось, затем Слово пришел (пошел) в мир, и богословя Слово сказал к нам в Евангелиях: " Я победил мир" и " и вот, Я дал вам власть наступать на змея и скорпиона, и на всю силу врага", — то есть на любую ересь. Во всяком роде и роде мы памятуем имя Христа, мы, кото­рых Крещение и данный от Христа нам Святой Дух поставили князьями и владыками над противни­ками. Мы постараемся хорошей жизнью почтить Христа и Духа, ни в коем случае не принимая ни­какой скверны и порока от нечистого жития — в последнем случае судя, Иисус нам назначит порку, и с схваченными неверными погубит в огне вечном, оставив без дара Духа и Крещения. Не как думают некоторые из кощунов, которые услаждают уши, а душе пищу не предлагают, что мол мука грешников имеет конец, что единый Господь го­ворил о " огне вечном" а не о огне во веки веков. Как будто Пророк не сказал, что во веки, Господи, слово Твое остается на небе. И мы что, будем ду­мать, что Бог Слово на небе до времени? А с окон­чанием века Он уйдет с небес? И еще тот же про­рок сказал: " Истина Господа пребывает ввек". Неужто с какой-то сменой лет Господь уже не бу­дет истинен? — согласно безумию, именуемому гневно. Сам Судия в Евангелиях сказал святым Своим апостолам: " Я с вами до конца века". Не­ужто мы будем вкладывать смысл (проразумевать), что святые будут с Ним до поры до времени? Или скорее во веки и бесконечно? Разве не принадле­жит последнему безумию полагать кончину века: и что именно до этого времени будет мучиться диавол вместе с изгнанным с ним злым бесом. Если он освободится от ран и мучений, то тогда в лю­бом случае неудачниками были святые, которые до века жили в покое: за что им умирать или стра­дать, если кончился их век? По необходимости, если кончится мука грешников, кончится и вечная жизнь святых. От ушей и языка большая опас­ность. Поэтому Божество искусно сделало, что язык оберегается двумя губами, а кроме того, бо­лее чем зуб привязан корнем, чтобы при крепком хранилище, он легко был умудряем, лежа в мок­роте. Когда язык клевещет, то испускает смрад. А когда благословит, то источает пение, посылая Богу. Теперь, согласно божественному Давиду, мы должны петь: «Положи, Господи, хранение устном моим, и дверь ограждения о устнах моих». Язык мягок и легко вращается, и потому ему очень лег­ко развратиться. А голосом он лучше всякого го­лоса. Говорлива ласточка, которая всегда сладко шепчет. Говорлива горлица. И любящий пустын­ность кузнечик как свирель голосит, хотя и мал. Кличет голосом журавль. Голубь воркует. Медведь кричит сильно, тяжело и неприятно. Бык ревет подобно трубе. Лев своим рыком потрясает пус­тыню. Притягивает к себе теленка мычащая ко­рова. Брачным голосом звучит свирель, боевым — труба, плясовым — гусли, хороводным — бара­бан. Но даже все они вместе не могут сравниться с доброгласием человека. Ибо где в них красота нашего языка или ясность, или доброгласие, или строй, или сладость? Ласточка не умеет петь по-голубиному, журавль не умеет петь по-гусиному, совы — как воробьи, сороки — как перепелки. И прочие бессловесные не знают голосов чужерод­ных. И мы не можем их понимать и истолковы­вать. Ибо кто знает, что говорит лев, когда рычит? Или что говорит бык, когда ревет? Или козы и овцы, когда блеют? Но все разумеют красоту бла­гого языка человека: когда пастух зовет, то к нему идут овцы, а когда возбраняет, то опять отходят. Когда козопас дает клич, то козы отпрыгивают от овощей и уклоняются от нив. Так и конь, и мул, и осел и вол: иногда должны поворачивать направо, Иногда налево, подчиняясь человеческому языку. А псы выходят с лаем, когда хозяин их зовет. И быстро устрашившись его, успокаиваются в мол­чании. Посмотри и на заблудившуюся свинью, которая возвращается из блуждания от голоса пастуха. Пес, который долго преследует лань, отходя; таким образом далеко от охотника, услышав свисту отвечает на него лаем, призывая в помощь того, кто его отпустил. Можно посмотреть и полет голубей: услышав посвистывание своего владельца, они, словно облако, слетаются на шест. А всякий инструмент вроде гуслей — в противоположность голосу нашего языка, управляем ударами руки. И воистину чудно, что язык, который мал и мягок, так действует, вкушая нрав, понимание природы учения Того, Кто премудростью сотворил [все]; и язык достаточен для всякой словесной речи и ра­зумения. Тот, кто не согрешает языком, тот муж великий, и может обуздать все тело, как сказал в послании всей под солнцем вселенной божествен­ный Иаков.

(148) А зубы ему содействуют, давая ему твер­дое произношение для произведения слов. Они сталкиваются, как при ударении струн гуслей. Кро­ме того, зубы и слуги еде: одни ее рассекают, дру­гие раздробляют. Для рассечения [служат] перед­ние зубы, а для молочения — внутренние, которые перетирают и перемалывают вносимое; подобным образом они и именуются.

(149) Ноздри находятся между щек. Они втас­кивают и испускают ветром воздух. И они иска­пывают соплю, ибо вовлекают хороший запах - и гнушаются дурного.

(150) Бородой осеняются щеки, когда мы ме­няем детский и непостоянный возраст на муже­ство. Думаю, что борода являет промысл природы о жизни. До наступления мужества она только ра­стет. С нее начинаются труды мужа. И как раз ко времени сейчас нам спеть вместе с Давидом: " Ибо величественны создания Твои, Господи, все пре­мудростью Ты сотворил". В такую маленькую го­лову Господь вложил все наши чтимые чувства: зрение, слух, вкус, обоняние, — близко связав их родством между собой. И ни одному из них не вста­ет на пути действие соседа, и мы не можем стать им поперек, разве только поднесением руки.

(151) Хорошо и прямо стоит шея. С помощью нее глядя на небо, человек имеет образ, правиль­ный по лику. Голова утверждена подобающим об­разом, как на колонне. А шея в помощь, когда че­ловек наклоняется и выпрямляется.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал