![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ДЕВУШКА. Да.
ГОЛОС. На безымянную жертву? Ты погибнешь, и никто.., никто не будет даже знать, чью память почтить!.. ДЕВУШКА. Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления, мне не нужно имени. ГОЛОС. Готова ли ты на преступление? ДЕВУШКА. И на преступление готова. ГОЛОС. Знаешь ли ты, что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь? ДЕВУШКА. Знаю и это. И все-таки я хочу войти. ГОЛОС. Войди. ЧТЕЦ ОТ АВТОРА. Девушка перешагнула порог, и тяжелая завеса упала за нею. ГОЛОС. Дура! ВТОРОЙ ГОЛОС. Святая! На сцене одна за другой появляются студентки выпускного курса. Те, кто во время обучения стали мамами Они выходят вместе со своими чадами. ОДНА ИЗ МАМ. Эти пять лет мы любили не только институт, вынашивали не только замыслы режиссерских работ, давали жизнь не только игровым программам. ВТОРАЯ МАМА. Как видите, вся наша жизнь - игра. КТО-ТО ИЗ МАЛЫШЕЙ. От этих игр - ребенок тигр. И далее следует заключительный текст, связанный с основным художественным приемом сценария.
Итак, эпизод состоит из двух частей. Инсценированного стихотворения в прозе И.С.Тургенева и представления детей и молодых мам выпускного курса. Его смысл становится ясным только в единстве этих двух фрагментов, а эффект монтажа возникает в момент их стыковки. Приведенный пример отсылает нас еще к одному наиболее любопытному приему сюжетообразования - загадке. Загадка - иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, построенное на изображении их признаков, в то время как сам предмет или явление впрямую не называются. Создание загадки, по наблюдению Д.Родари, трехэтапно. Остранение - ассоциация - метафора. Он рассматривает действие этого правила на примере пера, т.е. шариковой авторучки. " Первая операция: остранение. Мы должны дать перу такое определение, словно видим его впервые в жизни. Перо - это, как правило, пластмассовая палочка в форме цилиндра или многогранного параллелепипеда с конусным окончанием, особенность которого состоит в том, что если провести им по светлой поверхности, то он оставляет отчетливый след. Вторая операция: ассоциация и сравнение. " Светлую поверхность", упомянутую в нашем определении, можно толковать по-разному, ибо образов и значений вырисовывается множество. Мало ли " светлых поверхностей" помимо листа бумаги! Это может быть, например, стена дома или снежное поле. По аналогии то, что на белом листе выглядит как " черный знак", на " белом поле" может чернеть р. виде тропинки Третья операция: завершающая метафора. Теперь мы готовы дать перу метафорическое определение: " Это нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле". Четвертая операция (необязательная): состоит в том, чтобы облечь таинственное определение предмета в максимально привлекательную форму. Нередко загадке придают форму стиха. В нашем случае это не сложно: Он на белом-белом поле Оставляет черный след." * В праздничной драматургии прием действует на различных структурных уровнях. При помощи его возможно построение всего сценария, отдельного эпизода (как в приведенном выше примере) и даже смыслового периода в тексте ведущего. Вспомним хотя бы такую синтаксическую конструкцию: " Мы приглашаем на сцену человека, который работает на заводе ровно столько лет, сколько лет самому заводу, человека, который сидел за рычагами первого Челябинского трактора..." и т.д. и т.п. Построение фразы воспроизводит рисунок загадки. Называются признаки, по которым можно понять, о ком идет речь, но само имя смещено на конец предложения или смыслового периода. Освоение этого приема связано с цепкой наблюдательностью сценариста. " Остранить" предмет или явление -это значит внимательно в них вглядеться, увидеть их как совокупность внешних и внутренних признаков. Кстати, термин " остранение" ввел в литературный обиход В.Шкловский. По его утверждению, " остранение" предмета или явления выводит последние из режима автоматического воспроизведения, делая их тем самым фактом искусства. Разными способами конструируется сюжет в конкурсно-игровых программах. Театрализованные подчиняются общим закономерностям сюжетосложения, которые рассмат- * Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. - М.: прогресс, 1974.
ривались выше, а вот игровые программы для одного или двух ведущих (монопрограмма) имеют свою специфику. В текстах ведущего сосредоточено объяснение условий конкурсов, игр, забав, розыгрышей. Намечен своеобразный фарватер, по которому должно двигаться игровое действие. Сюжет игры со всеми перипетиями возникает в момент ее приведения. Поэтому предпочтительнее такие конкурсы, где победитель определяется по простым и ясным критериям (кто быстрее, кто больше, кто точнее и т.п.) без привлечения в качестве судей зрителей или жюри; такие правила, которые заставляют участников проявить свои лучшие творческие качества: смекалку, находчивость, юмор; такие игры и конкурсы, которые рождают настоящий азарт и втягивают в действие всех присутствующих. Прогнозирование поведения участников состязания и болельщиков подводит сценариста к необходимости создания текстовых вариантов, а следовательно, варьируется и развитие самого сюжета. Вопросы и задания 1. Какие группы персонажей населяют праздничную драматургию? 2. Компоненты сюжета. Каковы функции каждого из них? 3. В чем особенности монтажного построения сюжета? 4. Используя различные приемы (повтор, доведение до абсурда, буквализация образного выражения, заимствование), напишите небольшую сценку на выбранную тему. 5. Выберите сценарии театрализованного представления и проанализируйте законы его построения. 6. Сочините рассказ о реальном человеке, используя прием загадки.
|