![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
Цели внедрения электронного декларирования: —внедрение безбумажной технологии; —ускорение и формализация процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Выгода от введения электронной системы декларирования очевидна. Ведь даже статистика свидетельствует о том, что значительные финансовые затраты фирм связаны именно с подготовкой бумажных документов. Кроме того, электронное декларирование способствует максимальной оборачиваемости грузов, сокращению простоев транспорта. Но для успешной реализации проекта потребуется в первую очередь заинтересованность самих субъектов хозяйствования. Целевой программой развития таможенной службы Республики Беларусь на ближайшие годы одной из приоритетных задач таможенных органов определено внедрение информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе расширение практики электронного декларирования. Электронная форма декларирования является одной из передовых таможенных технологий, которая должна приводить к ускорению процесса таможенного оформления, сокращению влияния человеческого фактора при проведении таможенных операций, в чем особенно заинтересованы крупные благонадежные участники внешнеэкономической деятельности. Электронное декларирование делает процесс таможенного оформления прозрачным, формализует контакт с таможенным инспектором и, таким образом, минимизирует влияние субъективного фактора ошибок или злоупотреблений при проведении таможенных операций. Главное его преимущество — безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить таможенное оформление. Декларант, имея доступ к узлу обработки информации, заполняет электронную копию ГТД, снабжает ее электронной цифровой подписью, вводит другие необходимые сведения и направляет всю эту информацию в виде авторизованного сообщения в адрес регионального таможенного органа. Наличие цифровой подписи предполагает, что данные сведения имеют юридическую силу. Получив от участника ВЭД электронную декларацию, таможенный инспектор проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товара в свободное обращение. Участник ВЭД непосредственно не общается с таможенным инспектором, что исключает субъективный фактор принятия и контроля таможенной декларации. Отсутствие прямого контакта между декларантом и инспектором таможни рассматривается как элемент борьбы с коррупцией. Развитие комплексных систем таможенного оформления, куда для проверки поступает электронная декларация, также должно сократить влияние человеческого фактора, автоматизировать и ускорить проверку декларации. Возможность электронного документооборота между таможенным постом и функциональными отделами таможни решает одну из главных проблем — согласование выпуска ГТД, оформляемых на удаленных таможенных постах. Переход на электронные технологии позволяет существенно экономить время па подготовке, перепечатке и копировании электронных документов. Вообще в идеале любой документ, сформированный в электронном виде, должен циркулировать в информационной среде, не требуя каких-либо дополнительных затрат на свое преобразование. Этот документ, например накладная, счет-фактура, упаковочный лист и т.п., должен быть универсальным для всех потребителей информации, в том числе и для таможенных или иных государственных органов. Используя электронную почту, декларант имеет возможность получить и проанализировать документы, в то время как товары еще в пути. А это прямая возможность дли сочетания электронного и предварительного декларирования, приводящего к наибольшему эффекту экономии во времени. Для таможенной службы новые электронные технологии важны еще и потому, что они обеспечивают эффективный сквозной документальный контроль. На основе анализа электронной информации с мест в центральной базе данных региональных таможенных управлений ведется мониторинг рисков и выдаются соответствующие решения как уполномоченному должностному лицу таможенного органа, так и декларанту. Преимущества электронного декларирования вроде бы очевидны. Однако разговор только лишь о плюсах выглядел бы нечестной рекламной кампанией, поскольку есть и ряд серьезных преград, затрудняющих применение электронных деклараций и не позволяющих пока сделать электронное декларирование массовым явлением. Развитию и внедрению в таможенных органах электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы: 1) непонимание определенной частью руководителей таможенных органов возможностей внедрения новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать непродуктивное использование ресурсов; 2) отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами; 3) недостаточный уровень развития информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при выполнении других таможенных процедур (внутренний таможенный транзит, использование предварительного декларирования, контроль за уплатой таможенных платежей, применение системы управления рисками и т.д.), а также при взаимодействии структурных подразделений таможенного органа, предусматривающих электронный документооборот. Работа с электронным декларированием в Республике Беларусь — новое направление в совершенствовании таможенного контроля, вызванное требованиями времени. Правовая база, на которой основывается работа в этих направлениях, уже есть, но она далеко несовершенна, требует доработки. В практической деятельности необходимо использовать имеющиеся теоретические разработки в данной области, а также международный опыт по созданию единого информационно-аналитического центра и необходимого программного обеспечения.
|