Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регулирование тарифов транспортных услуг
Транспортный тариф как особый вид цены Расчет транспортных издержек. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. 9.4. Тарифы автомобильного, речного и авиационного транспорта. Регулирование тарифов транспортных услуг Вопрос 9.1. Транспортный тариф как особый вид цены
Транспорт играет важную роль в деятельности хозяйствующих субъектов, от его работы в значительной степени зависит эффективность функционирования любой страны. В мире сформировались три основных центра промышленного производства и торговли: Европа (включая Западную Европу, страны бывшего СССР и Балтийские страны), Азии (в особенности Восточная и Юго-Восточная Азия) и Северная Америка. Участие Беларуси в транспортных коридорах является определяющим для интеграции в мировую экономику. Транспорт должен обеспечить ритмичность, регулярность, надежность и быстроту доставки товаров от производителя к покупателю в обусловленные сроки без потерь и порчи с минимальными издержками. При этом процесс производства транспортных услуг совпадает с процессом их потребления, поэтому под продукцией грузового транспорта понимается сама работа, связанная с перемещением грузов. Услуги пассажирского транспорта являются одной из разновидностей нематериальных услуг, поскольку затраты труда при их осуществлении не овеществляются в предметах. Специфика его заключается, прежде всего, в том, что он устанавливается на продукцию, которая не имеет вещественной формы. В процессе транспортировки стоимость перевозимого товара возрастает, поэтому тариф на грузовые перевозки представляет собой денежное выражение прироста стоимости продукции в результате ее транспортировки. Их стоимость отражается в различных элементах конечной цены продукции: себестоимости (транспортно-заготовительные расходы по доставке материальных ресурсов и частично по доставке готовой продукции), оптовой и розничной торговых наценках. Поэтому изменение транспортных тарифов оказывает существенное влияние на уровень и динамику отпускных и розничных цен товаров. В свою очередь транспорт является крупным потребителем металла, строительных материалов, угля, электроэнергии, топлива и другой продукции, цены на которую формируют эксплуатационные расходы транспорта и, в конечном счете, влияют на уровень транспортных тарифов. Особенности формирования рынка транспортных услуг и их тарифов связаны с участием различных видов транспорта в перевозочном процессе: железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного. Их взаимозаменяемость, а также специфика работы каждого оказывают влияние на установление тарифов и выбор того или иного вида транспорта для перевозки. Например, на дальние расстояния при транспортировке грузов, не требующих быстрой доставки, выгоднее использовать железнодорожный или водный транспорт как наиболее дешевые виды. На короткие расстояния перевозить грузы целесообразнее автомобильным транспортом, так как его использование сокращает объем погрузочно-разгрузочных работ, ускоряет доставку грузов. Транспортные тарифы могут иметь различную форму построения (дифференциальную, пропорциональную или аккордную). Дифференциальные тарифы устанавливаются таким образом, что тарифные ставки за единицу транспортной продукции изменяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки, чаще снижаются с увеличением расстояния перевозки (тарифы железнодорожного транспорта). Пропорциональные тарифы устанавливаются в виде единых ставок за единицу транспортной продукции на всех расстояниях перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку груза возрастает прямо пропорционально расстоянию перевозки (тарифы автомобильного транспорта). Аккордные тарифы устанавливаются в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки (водный, авиационный транспорт). Грузовые транспортные тарифы различаются по родам отправок в зависимости от размера партии предъявленного груза: ü тарифы за повагонные, судовые, автомобильные, контейнерные перевозки, мелкие отправки. Среди всех грузовых тарифов наибольшей степенью свободы и гибкости отличаются тарифы на автомобильные перевозки. Именно на этом рынке наряду с государственными появились и успешно работают достаточно много средних и мелких предприятий различных форм собственности, занимающихся перевозками. На остальных видах транспорта, где государственная форма собственности, тарифная политика полностью находится под государственным контролем. Являясь равноправными субъектами хозяйственной деятельности, транспортные предприятия должны работать рентабельно, обеспечивая себе условия для расширенного воспроизводства, и обязаны платить все налоги, вносить неналоговые платежи, предусмотренные действующим законодательством. Исходя из этого и в соответствии с общими правилами формирования цен, транспортный тариф состоит из себестоимости перевозок, прибыли и косвенных налогов и неналоговых отчислений. Поскольку преобладающим подходом в формировании тарифов является затратный, себестоимость транспортных услуг представляет собой исходную расчетную базу при определении тарифов. Расчет стоимости перевозок (тарифов) формируется на основе плановой себестоимости по статьям затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка. Следует учитывать, что каждый вид транспорта имеет специфические условия функционирования. Это обусловливает существенные различия в себестоимости перевозок по видам транспорта. Вопрос 9.2. Расчет транспортных издержек.
Себестоимость перевозок характеризует предельный размер эксплуатационных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с перевозочным процессом, приходящихся на единицу перевозок. При этом имеет значение характер перевозимых грузов. Основные факторы, определяющие различие в себестоимости перевозки различных грузов, можно подразделить на две группы. К первой группе относятся факторы, связанные со свойствами самого груза, географией и условиями его производства и потребления, степенью его подготовленности к перемещению: соотношение массы и объема груза, количество груза, одновременно предъявляемое к перевозке в один адрес, форма и габаритные размеры грузовых мест, расстояние перевозки, необходимость предохранения груза от порчи и повреждения, потребность в специальном обслуживании (сопровождение грузов, обслуживание перевозок скоропортящихся грузов, животных). Вторая группа факторов обусловлена характеристиками транспортных средств, применяемых для перевозки грузов. К ним относятся грузоподъемность и вместимость транспортных средств, затраты на ремонт подвижного состава, срок его службы, степень специализации. Для калькуляции себестоимости перевозок важное значение имеет группировка эксплуатационных расходов по стадиям перевозочного процесса, экономическому содержанию (элементам затрат), способу включения затрат в себестоимость отдельных видов перевозок (прямые и косвенные). Особенностью формирования затрат на транспорте с учетом технологии перевозочного процесса является деление издержек по двум стадиям: по начально-конечным и движенческим операциям. Начально-конечные операции предполагают расходы на содержание подвижного состава во время стоянки, подготовку его к погрузке и выгрузке, маневровым работам и т.д. Эти затраты не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза. Движенческие операции определяют расходы по перемещению грузов: топливо, содержание путей сообщения, энергетического хозяйства, связи, сигнализации, подвижного состава в пути следования и др. Эти расходы непосредственно зависят от дальности перевозки. Себестоимость транспортировки 1 т/км груза зависит от дальности перевозки: чем больше дальность, тем меньше себестоимость. Группировка транспортных расходов по экономическому содержанию, когда в одну группу объединяются затраты на однородные потребляемые в процессе производства ресурсы, отличная от других отраслей производства. Это во многом связано с относительно более высокой трудоемкостью и фондоемкостью транспортных услуг. Для расчета плановой себестоимости единицы транспортной работы (1 т/км, 1 пасс./км, 1 км, 1 час работы, 1 пл.км, 1т груза, 1 отправку и другую единицу измерения в соответствии с принятой в организации методикой) составляется плановая калькуляция по соответствующим статьям расходов. При формировании тарифов на перевозку грузов в плановую себестоимость включаются затраты, непосредственно связанные с перевозками. Тарифы на дополнительные работы и услуги, связанные с перевозками (экспедирование, погрузочно-разгрузочные работы, хранение груза, взвешивание груза, перевозка багажа, предоставление в пользование контейнеров, прицепов, прочие аналогичные работы и услуги), формируются перевозчиком или другими организациями - производителями указанных услуг. Расходы на оплату за проезд по платным дорогам, мостам, переправам, оплату экологических, местных и иных установленных в соответствии с законодательством сборов, а также командировочные расходы водителей и сопровождающих его лиц в тарифы на перевозку грузов и тарифы на дополнительные работы и услуги не включаются. Указанные расходы дополнительно возмещаются заказчиками или иной стороной в соответствии с договором в случаях, когда перевозчик несет указанные расходы по поручению заказчика. Общая сумма платы за перевозку груза определяется как сумма платы перевозчика за перевозку груза и за дополнительные работы и услуги, связанные с их перевозкой. Затраты, связанные с перевозочной деятельностью, включаются в себестоимость в соответствии с Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в организациях, осуществляющих транспортную деятельность, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. При калькулировании себестоимости перевозок грузов и пассажиров затраты группируются по следующим статьям: ü заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок (заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих может включаться в статью " ремонт и техническое обслуживание подвижного состава", заработная плата руководителей, специалистов и служащих может включаться в статью " общехозяйственные (накладные) расходы"); ü отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда; ü топливо; ü смазочные и другие эксплуатационные материалы; ü ремонт автомобильных шин; ü ремонт и техническое обслуживание подвижного состава; ü амортизация основных средств и нематериальных активов; ü общехозяйственные (накладные) расходы; ü налоги и платежи, включаемые в себестоимость. Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок определяется в соответствии с действующими на предприятии положениями об оплате труда, структурой и штатным расписанием административно-управленческого персонала. Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок включает в себя заработную плату водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих. В состав заработной платы включаются выплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, доплаты и надбавки, а также резерв начислений к оплате трудовых отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и другие виды заработной платы. Для целей планирования заработная плата водителей определяется исходя из тарифной ставки первого разряда, действующей на предприятии, тарифного коэффициента водителей в зависимости от грузоподъемности автомобиля, габаритной длины автобуса, рабочего объема двигателя легкового автомобиля с учетом премии за производственные результаты работы и специальных видов премий (за экономию материальных ресурсов и автомобильного топлива, увеличение пробега автомобильных шин и других), доплат и надбавок к заработной плате водителям (за интенсивность труда, за работу в вечернее и ночное время, с особыми условиями труда, на полностью амортизированном подвижном составе, за руководство бригадой (звеном), за классность, за стаж работы, за выполнение особо важной работы и других), на оплату очередных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и другое. Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих определяется исходя из норм затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих на 1000 км пробега в соответствии с нормами затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь», часовой тарифной ставки первого разряда, действующей в организации, с учетом коэффициентов корректировки норм затрат в зависимости от типа подвижного состава и прохождения капитального ремонта. Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих также может определяться на основе норм, утвержденных руководителем предприятия, но не выше вышеназванных норм. Затраты по заработной плате руководителей, специалистов и служащих, включаемые в тарифы на перевозки, определяются исходя из удельного веса общей суммы заработной платы руководителей, специалистов и служащих от заработной платы водителей. В случае, если перевозчики осуществляют только перевозку грузов (пассажиров), удельный вес заработной платы руководителей, специалистов и служащих определяется как отношение суммы заработной платы руководителей, специалистов и служащих к заработной плате водителей за период (месяц, квартал), предшествующий расчетному. При осуществлении перевозчиками и иной (кроме перевозки) предпринимательской деятельности удельный вес заработной платы руководителей, специалистов и служащих определяется в соответствии с учетной политикой, принятой в организации, или следующим порядком: ü определяется удельный вес выручки от перевозки грузов (пассажиров) в общей сумме выручки по субъекту предпринимательской деятельности за период, предшествующий расчетному; ü определяется сумма заработной платы руководителей, специалистов и служащих, относящейся на перевозки, умножением удельного веса выручки от перевозки грузов (пассажиров) в общей сумме выручки по субъекту предпринимательской деятельности на сумму заработной платы руководителей, специалистов и служащих в целом по субъекту предпринимательской деятельности; ü определяется коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящийся на один рубль заработной платы водителей, делением суммы заработной платы руководителей, специалистов и служащих, относящейся на перевозки, на сумму заработной платы водителей за тот же период. Отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда определяются по нормам, установленным налоговым и бюджетным законодательством. Затраты на топливо определяются исходя из линейных норм расхода автомобильного топлива (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) на 100 км пробега и дополнительного расхода на 100 тонно-километров или на каждую ездку с грузом, на час работы специального оборудования в соответствии с нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобили и тракторную технику Республики Беларусь, утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, с учетом коэффициентов корректировки линейных норм расхода топлива в зависимости от дорожных и климатических условий, работы в различных режимах и других, утвержденных руководителем предприятия. Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы определяются исходя из норм их расхода в процентах от затрат на автомобильное топливо в соответствии с нормами затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы также могут определяться на основе норм, утвержденных руководителем предприятия, но не выше вышеназванных норм. Затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин определяются исходя из общего пробега автомобиля (автобуса, прицепа, полуприцепа), нормы износа шин соответствующей модификации на 1000 км пробега, количества колес автомобиля (автобуса, прицепа, полуприцепа) в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь " Об утверждении Правил эксплуатации автомобильных шин, с учетом коэффициентов корректировки норм пробега, учитывающих условия эксплуатации подвижного состава. Материальные затраты на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты подвижного состава определяются исходя из норм затрат на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава на 1000 км пробега, принимаемых в соответствии с нормами затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Затраты на техническое обслуживание и ремонт также могут определяться на основе норм, утвержденных руководителем предприятия, но не выше вышеназванных норм. Амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов определяются согласно Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов и Временному республиканскому классификатору амортизируемых основных средств и нормативным срокам их службы, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь. Общехозяйственные (накладные) расходы без учета налогов, включаемых в себестоимость, и фонда заработной платы административно-управленческого персонала, включенного в общий фонд оплаты труда, определяются в процентах от заработной платы водителей или персонала по организации и осуществлению перевозок в зависимости от вида перевозок в размере, утвержденном руководителем предприятия на месяц (квартал, год). Включение в состав себестоимости затрат на материальные ресурсы (топливо, шины и другие) производится в соответствии с учетной политикой, утвержденной приказом руководителя предприятия, с использованием одного из следующих методов оценки запасов: по средневзвешенным ценам; по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости; по ценам последнего приобретения (метод ЛИФО). Включение в состав себестоимости затрат на материальные ресурсы осуществляется без налога на добавленную стоимость, уплаченного при их приобретении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о налоге на добавленную стоимость. Налоги и платежи, включаемые в себестоимость и уплачиваемые из выручки в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством, определяются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по порядку исчисления и уплаты налогов, платежей, отчислений. Вопрос 9.3.Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. В большинстве отраслей промышленности величина затрат на единицу продукции характеризуется как монотонно убывающая функция от объема производства данного продукта. На транспорте эта зависимость имеет место между удельными транспортными затратами и густотой перевозок не по данному грузу, а общей густоте перевозок (по всем грузам). С ростом объема и густоты перевозок в пределах технически возможной и экономически целесообразной загрузки железнодорожных линий себестоимость перевозок снижается. Это происходит не только за счет медленнее возрастающих по сравнению ростом перевозок условно-постоянных затрат, но и за счет удельного снижения переменных затрат. Издержки по перемещению не зависят исключительно от расстояния. На железнодорожном транспорте выделяют следующие операции перевозочного процесса: ü операции на начальных и конечных станциях (в расчете на один загруженный и выгруженный вагон); ü операции с транзитными вагонами (в расчете на 1 т груза); ü операции передвижения (на 1т-км для каждой категории поезда). Себестоимость 1 т-км имеет вид: а С т-км = --------- + b, λ гр где а — затраты на начальные и конечные операции (включая формирован расформирование поездов на станции погрузки и выгрузки) в расчете на 1т груза; b — затраты по передвижению и переформированию поездов в пути следования в расчете на 1 т-км.; λ гр – расстояние перевозки груза, км. Затраты (Ст) на 1 т груза на расстояние 1 км можно представить: Ст= а+ b × λ Дифференциация тарифов по роду груза обусловливается неодинаковой загрузкой транспортных средств различными грузами и различным характером выполнения операций с разными грузами на станциях отправления и назначения, что оказывает влияние на размер транспортных издержек. Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом дифференцируются в зависимости от расстояния перевозки, типа поезда (пассажирский, скорый), типа вагона (общий, плацкартный, купейный). Тарифы на багаж зависят от расстояния перевозки и объявленной ценности грузобагажа. В зависимости от вида отправок тарифы железнодорожного транспорта подразделяются на повагонные, контейнерные, мелкие и малотоннажные отправки. Различия в этих тарифах определяются разной себестоимостью перевозок. Самые низкие из перечисленных — повагонные тарифы. Они устанавливаются в расчете за вагон, с учетом его грузоподъемности и независимо от степени загруженности по видам груза. Контейнерные тарифы применяются на те виды грузов, которые необходимо перевозить в контейнерах, цистернах (наливные грузы), и дифференцируются в зависимости от грузоподъемности контейнеров. Тарифы на мелкие отправки используются при перевозке грузов мелкими партиями и зависят от массы партии. Вся система тарифов железных дорог и вопросы экономических взаимоотношений с грузополучателями и грузоотправителями изложены и опубликованы в специальных тарифных руководствах и приложениях к ним. В тарифных руководствах приведены готовые расчетные таблицы плат за перевозку грузов на различное расстояние. В условиях общего роста затрат на транспорте постоянно возникает необходимость их корректировки. Ее осуществляют с помощью установления предельных повышающих коэффициентов (учитывающих удорожание затрат) к тарифам, содержащимся в тарифных руководствах отдельно на внутриреспубликанские грузовые перевозки и перевозки в межгосударственном сообщении. Предельные коэффициенты повышения тарифов на внутриреспубликанские перевозки ежемесячно определяются Министерством экономики республики и Белорусской железной дорогой на основе изменения индекса цен на продукцию производственно-технического назначения за предыдущий месяц. Поскольку транспорт республики представляет собой часть единой транспортной системы бывшего СССР, тарифная политика на межгосударственные перевозки каждого фрахтового года обсуждается и согласовывается на тарифных конференциях администрациями железных дорог стран СНГ — участниц Тарифного соглашения. Вопрос 9.4. Тарифы автомобильного, речного и авиационного транспорта. Наибольшей гибкостью и подвижностью отличаются тарифы на грузовые автомобильные перевозки. Они формируются не только под влиянием затратного фактора, но и в условиях нарождающейся конкуренции учитывают соотношение спроса и предложения на такие услуги. На этом сегменте рынка перевозок четко про слеживается политика лидерства в ценах. Крупнейшее в республике объединение — концерн Белмагистральавтотранс, имеющее опыт в разработке тарифов, определяет их по видам перевозок автомобилями различной грузоподъемности. Мелкие и средние автотранспортные предприятия стремятся придерживаться их уровня, в некоторых случаях устанавливая пониженными или повышенными с учетом складывающейся конъюнктуры рынка и желания сформировать свою клиентуру. Грузовые транспортные тарифы представляют собой денежное выражение созданной на транспорте стоимости. Тарифы автотранспорта подразделяются на сдельные (общие), исключительные, повременные и тарифы покиламетрового пробега. Так, например, сдельные тарифы устанавливаются за перевозку 1 т груза дифференцированно по расстояниям и классам груза. Совместным Постановлением Министерства экономики и Министерства транспорта Республики Беларусь утверждено Положение о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь. Это Положение обязательно для всех перевозчиков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением организаций с иностранными инвестициями). В Положении определены новые подходы к формированию статей себестоимости перевозки грузов, в основном с использованием нормативного метода определения затрат. Для расчета плановой себестоимости единицы транспортной работы составляется плановая калькуляция по соответствующим статьям расходов. Тариф на автомобильные перевозки определяется в зависимости от расстояния перевозки на 1 ткм, 1 пас.-км, 1 ч работы, 1 пл.км, 1 т груза, 1 отправку и другую единицу измерения в соответствии с принятой в организации методикой. В Положении даны определения отдельных единиц транспортной работы (например, один тонно-километр, один пассажира - километр и др.). Например, один тонно-километр (1ткм) — это единица транспортной работы, соответствующая перевозке одной тонны груза по автомобильной дороге на расстояние 1 км. Один платный километр (1пл.км) характеризует единицу транспортной работы, соответствующей перевозке пассажиров в легковом автомобиле-такси на расстояние 1 км. Одна отправка соответствует поездке автомобиля с грузом между двумя конечными пунктами, на которых были произведены погрузка и разгрузка. Тарифы на автомобильные перевозки носят договорный характер и могут использоваться в различных видах. Например, в практике работы крупных автотранспортных предприятий используются тарифы на поездные, контейнерные отправки, за повременное пользование автомобилями, перегон подвижного состава, мелкие отправки. Тарифы на перевозку грузов поездными отправками устанавливаются по группам автомобилей (автопоездов) с определенной грузоподъемностью (например, свыше 0, 5 до 2, 4 т, свыше 2, 4 до 5 т и т.д.) за 1 км пробега с грузом. Одновременно может предусматриваться плата за простой автомобиля у клиента. Тарифы за повременное пользование автомобилями определяются за 1 ч работы автомобиля. Дополнительно может предусматриваться тариф за 1 км пробега сверх 24 км за 1 ч пользования. Тарифы за перевозку грузов в автомобильных контейнерах рассчитываются с учетом грузоподъемности контейнера (1, 25 т, 3 т, 5 т, 20 т) за 1 км пробега с грузом. Дополнительная плата может взиматься за задержку контейнера сверх 8 ч. Тарифы на перегон подвижного состава устанавливаются за 1 км пробега по видам автомобилей (легковые, грузовые, автобусы). Тарифы на перевозку грузов мелкими отправками зависят от массы отправки (например, до 0, 25 т, свыше 0, 25 до 0, 5 т и т.д.) и включают также стоимость экспедирования груза. Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом формируются исходя из их себестоимости, прибыли, необходимой транспортной организации для расширенного воспроизводства, косвенных налогов и неналоговых платежей, качества транспортных услуг и конъюнктуры рынка. Особенностью формирования себестоимости автоперевозок является расчет материальных затрат. Затраты на топливо, занимающие значительный удельный вес в себестоимости, могут рассчитываться на 100 км пробега, на 100 т/км или на каждую ездку с грузом в соответствии с нормами расхода топлива и смазочных материалов. При работе транспорта в зимнее время нормы расхода топлива могут увеличиваться на 10 %. Затраты на смазочные материалы определяются исходя из норм расхода смазочных материалов в процентах от общего расхода топлива. Материальные затраты на ремонт и восстановление шин рассчитываются исходя из нормативного пробега автошин соответствующей модификации, нормы стоимости комплекта шин на 1000 км пробега, количества колес автомобиля, цены одной шины на момент расчета тарифов. Общехозяйственные расходы могут быть отнесены непосредственно на определенный вид перевозки путем прямого включения в себестоимость или при невозможности прямого отнесения — пропорционально заработной плате водителей, общему пробегу или другим показателям. Тарифы воздушного транспорта построены достаточно просто — за 1 т/км независимо от типа самолета, скорости и рода груза. На морском транспорте оплата перевозок производится по тарифу (если груз перевозится системой линейного судоходства), либо по фрахтовой ставке (если перевозка носит заказной характер). Величина страховой ставки определяется исходя из конъюнктуры на фрахтовом рынке. Основными видами перевозок на речном транспорте являются перевозки сухогрузов и наливных грузов, а также буксировка леса в плотах. Тарифы на водный транспорт рассчитываются для каждого конкретного судна (состава судов), оборудования, вида транспортной работы, услуг и устанавливаются по следующим показателям: одна тонна; одна отправка; один тонно-километр; один пассажиро - километр; один час эксплуатации судна; одни сутки эксплуатации судна; один рейс. Расчет затрат по эксплуатации судов и иных плавучих объектов по калькуляционным статьям производится за рейс, за один час эксплуатации, одни сутки эксплуатации отдельно на ходовое и стояночное время. Как на воздушном, так и на речном транспорте применяются сборы за дополнительные операции (взвешивание, хранение, экспедиционные операции, перегрузка и др.). Рассчитанные тарифы, утвержденные руководителем транспортной организации, помещаются в прейскурант и хранятся на бумажных носителях. Перевозчик имеет право предоставлять клиенту скидку от установленного им тарифа с учетом объемов перевозок, сроков оплаты, сезонности перевозок и т.п. В этом случае в организации разрабатываются и утверждаются порядок применения скидок и их размеры, тарифы на перевозки согласовываются с заказчиками в протоколах согласования тарифов, а также в договорах на выполнение работ (услуг), поскольку расчеты осуществляются по тарифам, отличным от помещенных в прейскуранте. Тарифы могут быть изменены в течение срока действия договора по соглашению сторон. Вопрос 9.5. Регулирование тарифов транспортных услуг Цель государственного регулирования рынка транспортных услуг состоит в обеспечении эффективных экономических условий для функционирования отдельных видов транспорта. Имеется как мировая, так и белорусская практика регулирования и дерегулирования железнодорожного транспорта, авиационного транспорта и др. Накопленный опыт свидетельствует, что важно иметь рациональное сочетание прямого регулирования через определение тарифов и воздействие на институциональную структуру вида транспорта. Основной причиной регулирования рынка транспортных услуг является возможность монополизации рынка, что связано с действием фактора экономии от масштаба производства. Данный фактор проявляется у так называемых «естественных» монополий — железной дороги, на трубопроводном транспорте. Исторически сложилось так, что собственники железной дороги были также собственниками поездов, локомотивов. Железная дорога превратилась в интегрированное монопольное предприятие. Регулирование на железной дороге осуществляется на основе правовых актов, регламентирующих безопасность железнодорожного транспорта, правил движения, устава, правил перевозок опасных грузов, стандартов по экологической безопасности. Регулирование рынка транспортных услуг проводится лицензированием фирм, установлением квот, разрешений на международные перевозки, ограничением числа компаний, размеров парка. Налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций — мощные инструменты регулирования рынка транспортных услуг. В соответствии с законодательством тарифы на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении регулируются Министерством экономики, в международном сообщении - в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Учитывая финансовое положение отдельных отраслей и организаций и социальную значимость пассажирских железнодорожных перевозок, тарифы на внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров установлены на уровне, который не возмещает затраты на их оказание. Убытки от внутриреспубликанских перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом возмещаются за счет прибыли Белорусской железной дороги, получаемой от международных перевозок грузов. Совершенствование тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом будет направлено на сближение уровня тарифов во внутриреспубликанском сообщении с уровнем тарифов в международном сообщении путем поэтапного повышения и индексации внутриреспубликанских тарифов с одновременным и адекватным снижением тарифов на международные перевозки. Это позволит обеспечить эффективную работу Белорусской железной дороги и повысить конкурентоспособность отечественной продукции на зарубежных рынках. Предстоит осуществить поэтапное сокращение и ликвидацию перекрестного субсидирования внутриреспубликанских перевозок пассажиров. Тарифы на перевозки пассажиров городским транспортом общего пользования и пригородным автомобильным регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством экономики, на междугородные перевозки автомобильным транспортом - Министерством экономики. Тарифы на перевозки пассажиров городским транспортом общего пользования и пригородным автомобильным формируются из расчета возмещения определенной части затрат организаций пассажирского транспорта, не покрываемых другими источниками, в том числе субсидиями из местных бюджетов, размер которых устанавливается в соответствии с расчетами к бюджету на очередной финансовый (бюджетный) год. Для сокращения бюджетных субсидий предполагается осуществлять поэтапное упорядочение тарифов на указанные услуги одновременно с проведением комплекса мер по снижению себестоимости перевозок, уменьшению числа льготных категорий пассажиров, усилению контроля за полнотой поступления выручки за проезд, повышению доходов населения и адресной поддержкой малообеспеченных слоев населения. Совершенствование тарифов на междугородные автомобильные перевозки пассажиров будет направлено на обеспечение оптимального соотношения стоимости проезда на различных видах транспорта. Тарифы на перевозки грузов автомобильным транспортом органами государственного управления не регулируются, а самостоятельно определяются субъектами хозяйствования с учетом конъюнктуры рынка в соответствии с Положением о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь.
|