Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выполните следующие тренировочные упражнения по теме 17.
Тема 9. Особенности переходной экономики. Цель изучения темы: получить представление о сущности переходной экономики, рассмотреть основные направления формирования рыночной экономики, оценить итоги рыночных реформ в России. Основные термины и понятия: переходная экономика, эволюционный и радикальный переход к рынку, «шоковая терапия», приватизация, ваучер, либерализация, демонополизация, институциональные преобразования. Понятие переходной экономики. Главные направлениям формирования рыночной экономики в переходный период. 3. Приватизация и децентрализация как о сновные преобразования, направленные на превращение социалистической экономики в рыночную Результаты рыночных реформ в России. Переходная экономика включает элементы административно-командной системы, современной рыночной системы, а также элементы свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы. Длительность перехода от командно-административной экономики к рыночной занимает десятилетия, характерными чертами переходной экономики является изменчивость и нестабильность. Исторически рыночная экономика всегда вырастала из традиционного общества постепенно, проходя ряд промежуточных форм от традиционной экономической системы к рыночной. С институтами рыночной экономики здесь длительное время сосуществовали институты патриархального общества. Длительный путь эволюции от традиционной экономики к рыночной прошли все развитые капиталистические страны. Внутри этой разновидности переходной экономики имеются крупные различия между разными странами. Страны так называемого первого эшелона - Англия, Франция, США – врастали в рыночную экономику спонтанно, без чьей-либо руководящей или направляющей воли. Страны второго эшелона, в состав которого в конце Х1Х века входили Германия, Россия и Япония были вынуждены применять централизованно направляемые усилия по формированию самостоятельных экономических агентов. Страны третьего эшелона, куда входит относительно небольшая группа развивающихся стран (Южная Корея, Тайвань, Мексика, Чили и др.) трансформируется ускоренными темпами. В разработке программ трансформации к рынку в этих странах была велика экспертов международных финансовых организаций или отечественных специалистов, получивших образование в странах Запада. Эти государства называют новыми индустриальными странами, так как они достигли крупных экономических успехов и по многим показателям процесс их превращения в развитые рыночные государства уже завершился. Большинство развивающихся стран в Азии, Африке и Латинской Америке осуществляют переход сравнительно медленным, преимущественно эволюционным путем. Беднейшие страны с застойной экономикой (например, в Экваториальной Африке), в которых по-прежнему в целом преобладает традиционное общество, почти не продвигаются по пути преобразований. Вместе с тем еще в социалистическую эпоху в переходных экономиках были заложены многие условия, которые характерны не просто для рыночной экономики, а для высокоразвитой рыночной экономики. Нынешние лидеры мирового хозяйства США, ФРГ, Япония и др. прошли долгий путь развития в качестве уже вполне сложившихся рыночных экономик прежде, чем добились аналогичных успехов. Имеется в виду существование крупных предприятий с высокими технологиями, высококвалифицированную рабочую силу, мощный научный потенциал, высокие стандарты в социальной сфере и многое другое. Ничего подобного ни в традиционных экономиках, ни в переходных экономиках старого типа не бывает, пока они не достигнут больших успехов в рыночных преобразованиях. Базовый, фундаментальный потенциал постсоциалистических экономик исключительно велик. После завершения (часто мучительного) переходного периода от них с большой вероятностью можно ожидать мощного «экономического чуда», стремительного выдвижения в число мировых лидеров. Между прочим, подобное резкое усиление позиций, наиболее известные примеры которого — «германское экономическое чудо» и «японское экономическое чудо», в прошлом показывали именно развитые страны, оправившиеся от глубоких кризисов.
2.Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие: 1. Либерализация экономики – это система мер, направленных на отмену или сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. 2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды. 3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж и др.), создание новой системы государственного регулирования, принятие соответствующего рыночным условиям хозяйственного законодательства. 4. Структурные преобразования, в том числе развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом. 5. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения. Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода. 3. За годы реформ в России осуществлены два главных преобразования, направленных на превращение социалистической экономики в рыночную: 1) проведена приватизация, т.е. передача или продажа объектов государственной собственности частным лицам. В результате господствовавшая при социализме государственная собственность сменилась типичной для рыночной экономики частной собственностью; 2) централизованное управление экономикой (директивное планирование) сменилось рыночной саморегуляцией. Теоретическое обоснование своей политики радикальные реформаторы видели в монетаризме. В отличие от кейнсианцев монетаристы исходят из убеждения, что рыночная экономика способна к полному саморегулированию. Приватизация, как составная часть реформ должна была покончить с неэффективной монополией государства в сфере производства и обращения и запустить тем самым механизм рыночной конкуренции. Она была призвана стимулировать личную заинтересованность каждого россиянина в ходе и результатах реформ, сделать каждого из них собственником, открыть перспективу трудового предпринимательства. Приватизация и проведение кардинальных реформ в экономике были не единственной альтернативой экономического развития России. А третьей сессии Верховного Совета СССР 24 мая 1990 года Н.И.Рыжковым была представлена концепция регулируемой рыночной экономики. Программа была рассчитана на 6 лет. Радикально настроенные реформаторы подвергли программу критике за поэтапность введения рыночных методов, постепенность и контролируемость со стороны государства. Ельцин отверг программу Рыжкова, сказав, что у российского правительства есть альтернативная программа.С конца 1990 года в комитете по экономической реформе ВС РСФСР началась проработка возможных вариантов приватизации. В то время писалось сразу две программы радикальных реформ – одна для СССР, была разработана группой Григория Явлинского. Она была названа «500 дней».Другая – для России разрабатывалась группой под руководством Евгения Сабурова. В программу приватизации вошли положения как одной, так и другой программы В литературе приватизация подразделяется на следующие этапы: 1) «стихийная приватизация»с конца 1990 до начала 1992 года. 2) «малая приватизация» - первая половина 1992 года 3) «ваучерная приватизация» - середина 1992 по 1994 год 4) «денежная приватизация» - со второй половины 1994 года по настоящее время. Судьба ваучеров такова. 25% ушли в ЧИФы, 25% были проданы, 50% были вложены членами трудовых коллективов или их родственниками в акции собственных предприятий. 9 декабря 1994 года Государственная Дума приняла постановление, котором признала итоги первого этапа приватизации неудовлетворительными. В документа отмечалось, что программа приватизации намечала семь главных целей, Первая из них –формирование слоя частных собственников, способствующих созданию социально ориентированной рыночной экономики оказалась невыполненной. Формально 40 млн.. человек стали акционерами, на деле же распоряжается и владеет собственностью незначительная часть населения. Вторая цель программы – повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации – также оказалась невыполненной. Не была реализована и третья цель – социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. Четвертая цель – содействие процессу финансовой стабилизации страны также оказалась лишь продекларированной. Движение к пятой цели –созданию конкурентной среды и содействие демонополизации – также вызвало нарекания, так как способствовала разрыву технологических цепочек и спаду промышленного производства. Оказалась иллюзорной и надежда на реализацию шестой цели – привлечение иностранных инвестиций. Седьмая цель предусматривала создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации. Таким образом из семи целей приватизации была полностью реализована лишь седьмая, формально- первая и фактически провалены пять.В правящей элите доклад Полеванова был встречен без энтузиазма, а автор отправлен в отставку. Прежний курс на приватизацию был предложен. Российская приватизация положила конец мифу о чудодейственных свойствах «собственности работников». В самом деле, 75% трудовых коллективов предприятий, подлежащих чековой приватизации, выбрали так называемый «второй вариант льгот», при которых контрольный пакет акций (51%) получает трудовой коллектив. Теоретики «народного капитализма» всегда мечтали о подобной ситуации, но тягостное положение дел в российской экономике свидетельствует о том, что «собственность работников» в наших условиях «не сработала». Результатом приватизации стал дефицит доверия, который подтачивает сегодня изнутри здание российской реформы. Решающую роль в возникновении его сыграло пренебрежение моральными ценностями в процессе экономического реформирования. Экономическая и моральная основа рыночной экономики – эквивалентный обмен. Россия начала переход к ней с вопиющего нарушения этого принципа. Не требовалась ни руда, ни риска, ни бережливости – вообще ничего, кроме номенклатурных связей, чтобы получить от государства практически задаром немалый капитал.
В целом можно констатировать, что к настоящему времени рыночные отношения в российской экономике стали преобладающими и в основном созданы предпосылки для перехода к одному из вариантов капитализма как к целостной системе. Россия пока находится в зоне неустойчивости, когда еще не определен вариант дальнейшего развития. Сегодняшнюю Россию можно сравнить с витязем на распутье, знакомым нам по картине В.М. Васнецова. Каким путем дальше пойти? Налево, к социализму с его стабильностью, системой социальных гарантий? Туда зовут коммунисты и многих привлекает этот путь, но он связан и со всеми известными слабостями социализма. Направо, к чистому капитализму – динамичному обществу с сильнейшими механизмами мотивации всех его членов и огромными возможностями быстрого обогащения для отдельных лиц? Это так называемая модернизация путем абсолютной вестернизации. Туда зовут либералы.Именно в этом направлении шло в основном развитие страны в 1992 –1998 гг. Но это тяжелая дорога для народа, сопряженная с уничтожением внутреннего смыслового ядра национальной жизни, с бедностью, отсутствием социальной защиты, а быть может, и чреватая революционным взрывом народного гнева. Третий путь ведет прямо к смешанной экономике, базирующейся на рыночных принципах, но сочетающей их с сильным государством и социальными гарантиями. Это явно наиболее привлекательно. Но проблема в том, что создание такого общества – длительный и трудный процесс, требующий огромных ресурсов и усилий всего народа. Вплоть до последнего времени в России не была сформулирована наиболее общая цель реформирования, не было определено, какой тип рыночной экономики мы выбираем, какое общество строим. При этом фактическое направление реформ шло по пути чистого, а порой и «дикого» капитализма. Государство фактически самоустранилось от регулирования экономики, а стихийные механизмы, обеспечивающие права человека в развитых странах, еще не окрепли. В частности, в России удручающе слаба судебно-правовая система; лишь начинается формирование обществ защиты прав потребителей; союзы предпринимателей не контролируют этику ведения бизнеса; не закончен процесс приспособления профсоюзов к рыночным условиям; наконец, власть имущие просто не считаются с общественным мнением. В итоге в стране быстрое обогащение отдельных лиц и возвышение некоторых секторов экономики (банки, сырьевые отрасли) соседствуют с сокращением доходов и социальных гарантий большинства населения, с упадком обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Минимальной является регулирующая роль государства. Постепенно в стране сложилась крайне дисгармоничная экономика, которая летом 1998 г. вступила в финансовый кризис, переросший затем в общеэкономический, социальный и даже политический. Только в ходе этого тяжелого социально-экономического кризиса в России начался официальный процесс смены модели реформирования. Именно с этого момента произошел поворот к созданию «смешанной» рыночной экономики, активно ведутся попытки найти оптимальное сочетание свободы рыночных отношений и сильного государства, базовых национальных ценностей и модернизации экономики. Выполните следующие тренировочные упражнения по теме 17. Упражнение 1. Укажите правильный ответ: 1.1 Эволюционный переход к рыночной экономике характерен для следующих стран (США, Англия, Россия, Польша, Югославия, Германия) 1.2 Радикальный переход к рыночной экономике (шоковая терапия) характерен для следующих стран_(США, Англия, Россия, Польша, Югославия, Германия) Упражнение 2. Укажите, какие из направлений формирования рыночной экономики приводятся ниже: В стране N, переходящей к рыночной экономике произошли следующие изменения: возникли товарные биржи (), был отменен государственный контроль над установлением цен на большинство товаров (), был ликвидирован дефицит потребительских товаров (), расширяется поддержка малого и среднего бизнеса ().
|