Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление товарными запасами на предприятиях торговлиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 5. Управление товарными запасами в розничной организации 1. Управление товарными запасами на предприятиях торговли 2. Обоснование величины товарных запасов Управление товарными запасами на предприятиях торговли Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов. Товарные запасы можно классифицировать по следующим признакам. По месту нахождения они могут быть в предприятиях торговли, в промышленности, в пути. По срокам они различаются как запасы на начало и конец периода. По единицам измерения они определяются как абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные (в днях товарооборота). По назначению они предназначаются для продажи, для промпереработки и т.п. Товарные запасы необходимо подразделять также на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза. Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять. Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического магазинов, а также на предприятиях, которым по каким либо причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров. (Сахалин) Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых покупателей, в розничном — обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Ассортимент товаров является исходным моментом для создания товарных запасов. Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими. Для этого используются такие показатели как средний товарный запас за анализируемый период, товарооборачиваемость в днях и число оборотов т. з. за определённый период. Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения. Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующим формулам:
Обдн = (ТЗ • Д)/(Т/Об) или Обдн = ТЗ/(Т/Оболн),
где ОбДн — товарооборачиваемость в днях товарооборота; ТЗ — средний товарный запас за исследуемый период (руб.); Т/Ободн — однодневный товарооборот за тот же период (руб.); Т/Об — объем товарооборота за указанный период (руб.); Д — число дней в этом периоде.
Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда: ТЗ =[(ТЗ1/2) + Т32 + Т33 +... +(ТЗn/2)]/(п - 1),
где ТЗ — средний товарный запас за определенный период (руб.); ТЗ1, Т32, Т33,..., ТЗn — величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.); п — количество дат, за которые берется величина запасов.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам:
Обр = (Т/0б)/ТЗ или Обр = Д/Обдн,
где Обр — товарооборачиваемость в числе оборотов; Обдн — товарооборачиваемость в днях товарооборота; Т/Об — товарооборот за определенный период (руб.); ТЗ — средний товарный запас за тот же период (руб.); Д — число дней в указанном периоде.
Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период. Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшение расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитом и т.п. Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование. Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры. Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел использует данные (карточки) количественно-стоимостного учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения. Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов. Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболее вероятными могут быть: снижение покупательского спроса под влиянием роста цен, появления новых товаров и т. д.; просчеты работников магазина при определении потребностей в товарах; низкое качество поставляемых товаров; несоблюдение сроков завоза товаров в магазин. После выявления причин завышения фактических запасов товаров следует принять меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить продажу товаров можно путем их рекламирования, уценки, организации ярмарок-распродаж. В каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получают кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно управлять ценообразованием, работой с поставщиками и т. д.
|