Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обоснование величины товарных запасов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Ключевым звеном в планировании является обоснование необходимой величины товарных запасов в днях и сумме по указанным структурным единицам предприятия. Через установление необходимой величины реализуются цели и задачи планирования. Они состоят в определении оптимальной величины товарных запасов, которые должны обеспечить бесперебойную торговлю всеми товарами (определенного перечня) при наименьших затратах на создание, хранение и управление ими во всех структурных единицах предприятия. С 1992 г. в нашей стране устанавливают обязательный ассортиментный перечень товаров и количество разновидностей, которые каждый магазин должен иметь в продаже. Такой подход используют и страны Западной Европы в процессе управления деятельностью магазинов. Представляется целесообразным для магазинов (отделов) составлять такие перечни, которые должны систематически уточняться учетом конъюнктуры рынка и других условий (местонахождения магазина, особенности домашних хозяйств и ве-личины их доходов, используемых на покупку товаров и др.). В настоящее время предприятия имеют возможность использовать такие апробированные на практике в нашей стране и за рубежом методы установления величины товарных запасов, как опытно-статистический, технико-экомических расчетов и экономико-математические. Величину запасов по группам товаров рассчитывают в поквартальном разрезе. До 1992 г. действовал порядок, согласно которому первоначально обосновывался норматив товарных запасов в днях к товарообороту и в сумме на IV квартал планируемого года. На другие кварталы их величина определялась путем распределения прироста (уменьшения) норматива товарных запасов в сумме, исчисленной как разница между установленным нормативом товарных запасов в сумме на IV квартал планируемого и IV квартал отчетного года. Величина квартального прироста (уменьшения) распределялась делением указанной разницы на 4 (число кварталов) или пропорционально доле прироста товарооборота за каждый квартал в годовом объеме прироста. В настоящее время целесообразно необходимую величину товарных запасов устанавливать на каждый квартал в отдельности. Каждое предприятие при обосновании необходимой величины товарных запасов на каждый квартал обязательно использует опытно-статистический метод. Сущность этого метода состоит в установлении рекомендуемой (необходимой) величины запасов (в днях к объему продаж и в сумме). исходя из сложившихся тенденций изменения товарообо-рачиваемости и факторов, влияющих на нее с учетом ожидаемых изменений последних в планируемом периоде. Этот метод является основным при определении необходимой величины по группам товаров, доля которых в объеме продаж менее 1% и по небольшим предприятиям (мелкой рознице). По группам товаров, которые занимают значительное место в обороте розничной торговли, этот метод используется наряду с другими. Каждое предприятие по группам товаров, которые занимают в объеме продаж 1, 5% и более, имеет возможность установить необходимую величину товарных запасов (в днях к объему продаж и сумме) не только опытно-статистическим путем, но и на основе использования технико-экономических расчетов. Сущность этого метода состоит в расчете по товарной группе общей величины необходимых запасов (М) по ее составляющим: запасы, связанные с затратами времени по комплектованию, приемке и подготовке товаров к продаже (К); рабочий запас, т. е. товары, которыедолжны быть реализованы в период между завозами партий товара (Р) или время заказа и завоза товара; запас текущего пополнения П/2— по товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза, а по товарам сложного ассортимента половину частоты завоза умножают на частное от деления числа разновидностей в продаже число разновидностей, завозимых в одной партии; страной запас (С) устанавливается предприятием эмпирически. Таким образом, очевидно, что необходимую величину рассчитывают по следующей формуле: М = К + Р + П/2 + С. Рассмотрим сжато методику расчета каждого из слагаемых указанной формулы. Первый элемент (К) определяется исходя из затрат времени на период подготовки товаров и комплектования торговогоассортимента. Он составляет в реальной действительности — 1 —3 дня. Второй элемент (Р), т. е. рабочий запас, определяется затратами времени на формирование заказа и организацию поставки. Ниже приводится расчет времени на повторный заказ ииспользование экономико-математических методов. По товарам местного производства этот период составляет 4—6 дней. Запас текущего пополнения предназначен для бесперебойной торговли между очередными завозами товара и прирасчете норматива принимается в среднем размере П/2, исходя из того, что в момент поступления товаров создаются максимальные запасы и перед очередным завозом их величина будет минимальной. Общая величина запаса пополнения (П) определяется умножением нормированного текущего срока завоза в днях 90/n на коэффициент обновления всего ассортимента по представительному набору (90 — число дней в квартале, п — частота завоза). Величину коэффициента, в свою очерет устанавливают делением количества разновидностей по ассортиментному перечню (N) на количество разновидностей в одной партии поступающего товара (к). В обобщенном виде расчеты запаса пополнения для установления нормативов могут быть выполнены по следующей схеме По товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза. Значение символов разъяснено выше. Расчеты величины этого запаса могут быть выполнена в нескольких вариантах. Увеличение частоты завоза това- ров и количества разновидностей, завозимых в среднем водной партии, оказывает влияние на уменьшение за: текущего пополнения. И наоборот, их уменьшение приводит к соответствующему росту запасов текущего пополне- ния и его общей величины. Предприятия, принимая решения об изменении норматива запасов по магазинам, должны предусматривать соответствующие изменения условий поставки товаров — частоты и комплектности завоза. Если при изменении необходимой величины не вносятся соответствующие коррективы в условия поставки товаров, то эт приводит к формированию фактических запасов без учета рекомендуемой величины. На практике возможно, в зависимости от соотношения расходов по доставке и хранению товаров, определять л: по улучшению размещения запасов в каналах торговли. Товарные запасы должны быть минимальными, если расход по хранению намного превышают расходы по их транспортировке. И наоборот, единовременный завоз необходимо предусматривать в большем размере, если транспортные расходы намного выше расходов по хранению. Страховой (резервный) запас (С) создается для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения объема спроса населения, отклонения от установленных частоты и объема завоза товаров. Он устанавливается с учетом частоты завоза и других условий по конкретным товарам — до 30% величины торгового запаса (рабочего плюс запаса пополнения) по товарам сложного ассортимента и до 70—100% величины торгового запаса — по маслу растительному, сахару, соли и другим товарам простого ассортимента, группы которых состоят из 1—3 разновидностей. Размеры страхового запаса следует пересматривать в сторону снижения по мере повышения надежности товароснабжения. В этих условиях величину страхового запаса можно определить и на основе использования математических методов по формуле: С = К. о, где К — коэффициент, связанный с уровнем товароснабжения; о — среднее квадратическое отклонение товарооборота кварталам, месяцам (декадам, неделям) в % к годовому объему продаж. Значение коэффициента, характеризующего уровень товароснабжения, колеблется от 1 до 3.
|