Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обоснование величины товарных запасов






Ключевым звеном в планировании является обоснование необходимой величины товарных за­пасов в днях и сумме по указанным структурным единицам предприятия. Через установление необходимой величины реализуются цели и задачи планирования. Они состоят в определении оптимальной величины товарных запасов, которые должны обеспечить бесперебойную торговлю всеми товарами (определенного перечня) при наименьших затратах на создание, хранение и управление ими во всех структурных единицах предприятия.

С 1992 г. в нашей стране устанавливают обязательный ассортиментный перечень товаров и количество разновид­ностей, которые каждый магазин должен иметь в продаже. Такой подход используют и страны Западной Европы в процессе управления деятельностью магазинов. Представляет­ся целесообразным для магазинов (отделов) составлять та­кие перечни, которые должны систематически уточняться учетом конъюнктуры рынка и других условий (местонахождения магазина, особенности домашних хозяйств и ве-личины их доходов, используемых на покупку товаров и др.).

В настоящее время предприятия имеют возможность использовать такие апробированные на практике в нашей стране и за рубежом методы установления величины товарных запасов, как опытно-статистический, технико-экомических расчетов и экономико-математические. Величину запасов по группам товаров рассчитывают в поквартальном разрезе.

До 1992 г. действовал порядок, согласно которому первоначально обосновывался норматив товарных запасов в днях к товарообороту и в сумме на IV квартал планируемого года. На другие кварталы их ве­личина определялась путем распределения прироста (умень­шения) норматива товарных запасов в сумме, исчисленной как разница между установленным нормативом товарных запасов в сумме на IV квартал планируемого и IV квартал отчетного года. Величина квартального прироста (умень­шения) распределялась делением указанной разницы на 4 (число кварталов) или пропорционально доле прироста товарооборота за каждый квартал в годовом объеме при­роста.

В настоящее время целесообразно необходимую вели­чину товарных запасов устанавливать на каждый квартал в отдельности.

Каждое предприятие при обосновании необходимой величины товарных запасов на каждый квартал обязатель­но использует опытно-статистический метод. Сущность этого метода состоит в установлении рекомендуемой (необходи­мой) величины запасов (в днях к объему продаж и в сумме). исходя из сложившихся тенденций изменения товарообо-рачиваемости и факторов, влияющих на нее с учетом ожи­даемых изменений последних в планируемом периоде. Этот метод является основным при определении необходимой ве­личины по группам товаров, доля которых в объеме про­даж менее 1% и по небольшим предприятиям (мелкой роз­нице). По группам товаров, которые занимают значитель­ное место в обороте розничной торговли, этот метод ис­пользуется наряду с другими.

Каждое предприятие по группам товаров, которые занимают в объеме продаж 1, 5% и более, имеет возмож­ность установить необходимую величину товарных запасов (в днях к объему продаж и сумме) не только опытно-стати­стическим путем, но и на основе использования технико-экономических расчетов. Сущность этого метода состоит в расчете по товарной группе общей величины необходимых запасов (М) по ее составляющим: запасы, связанные с зат­ратами времени по комплектованию, приемке и подготов­ке товаров к продаже (К); рабочий запас, т. е. товары, которыедолжны быть реализованы в период между завозами партий товара (Р) или время заказа и завоза товара; запас текущего пополнения П/2— по товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза, а по товарам сложного ассортимента половину частоты завоза умножают на частное от деления числа разновидностей в продаже число разновидностей, завозимых в одной партии; стра­ной запас (С) устанавливается предприятием эмпирически.

Таким образом, очевидно, что необходимую величину рассчитывают по следующей формуле:

М = К + Р + П/2 + С.

Рассмотрим сжато методику расчета каждого из слагаемых указанной формулы.

Первый элемент (К) определяется исходя из затрат времени на период подготовки товаров и комплектования торговогоассортимента. Он составляет в реальной действительности — 1 —3 дня.

Второй элемент (Р), т. е. рабочий запас, определяется затратами времени на формирование заказа и организацию поставки. Ниже приводится расчет времени на повторный заказ ииспользование экономико-математических методов. По товарам местного производства этот период составляет 4—6 дней.

Запас текущего пополнения предназначен для бесперебойной торговли между очередными завозами товара и прирасчете норматива принимается в среднем размере П/2, исходя из того, что в момент поступления товаров создаются максимальные запасы и перед очередным завозом их величина будет минимальной.

Общая величина запаса пополнения (П) определяется умножением нормированного текущего срока завоза в днях 90/n на коэффициент обновления всего ассортимента по представительному набору (90число дней в квартале, п — частота завоза). Величину коэффициента, в свою очерет устанавливают делением количества разновидностей по ассортиментному перечню (N) на количество разновиднос­тей в одной партии поступающего товара (к). В обобщен­ном виде расчеты запаса пополнения для установления нормативов могут быть выполнены по следующей схеме

По товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза. Значение символов разъяснено выше. Расчеты величины этого запаса могут быть выполнена в нескольких вариантах. Увеличение частоты завоза това- ров и количества разновидностей, завозимых в среднем водной партии, оказывает влияние на уменьшение за: текущего пополнения. И наоборот, их уменьшение приводит к соответствующему росту запасов текущего пополне- ния и его общей величины. Предприятия, принимая решения об изменении норматива запасов по магазинам, должны предусматривать соответствующие изменения условий поставки товаров — частоты и комплектности завоза. Если при изменении необходимой величины не вносятся соответствующие коррективы в условия поставки товаров, то эт приводит к формированию фактических запасов без учета рекомендуемой величины.

На практике возможно, в зависимости от соотношения расходов по доставке и хранению товаров, определять л: по улучшению размещения запасов в каналах торговли. Товарные запасы должны быть минимальными, если расход по хранению намного превышают расходы по их транспортировке. И наоборот, единовременный завоз необходимо пре­дусматривать в большем размере, если транспортные рас­ходы намного выше расходов по хранению.

Страховой (резервный) запас (С) создается для обеспе­чения бесперебойной торговли на случай значительного уве­личения объема спроса населения, отклонения от установ­ленных частоты и объема завоза товаров. Он устанавлива­ется с учетом частоты завоза и других условий по конкрет­ным товарам — до 30% величины торгового запаса (рабо­чего плюс запаса пополнения) по товарам сложного ассор­тимента и до 70—100% величины торгового запаса — по маслу растительному, сахару, соли и другим товарам простого ассортимента, группы которых состоят из 1—3 разновидностей.

Размеры страхового запаса следует пересматривать в сторону снижения по мере повышения надежности товароснабжения. В этих условиях величину страхового запаса можно определить и на основе использования математи­ческих методов по формуле:

С = К. о,

где К — коэффициент, связанный с уровнем товароснабжения;

о — среднее квадратическое отклонение товарооборота кварталам, месяцам (декадам, неделям) в % к годовому объему продаж.

Значение коэффициента, характеризующего уровень товароснабжения, колеблется от 1 до 3.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал