Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормы труда






Оплата труда

Повременная форма заработной платы

Политика заработной платы

Почасовая оплата труда

Прожиточный минимум

Сдельная форма заработной платы

Системы заработной платы

Схемы должностных окладов

Тарифные коэффициенты

Тарифно-квалификационные характеристики (справочники)

Тарифный разряд

Тарифная система

Тарифные сетки

Тарифные ставки

Уровень выполнения норм труда

Уровень напряженности норм труда

Функции заработной платы

Эффективность заработной платы

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Что означает термин «оплата труда»?

2. Что означает термин «заработная плата»?

3. Каковы источники средств на оплату труда работников хозрасчетных предприятий, бюджетных организаций, объединений граждан?

4. Назовите важнейшие функции заработной платы и раскройте способы их реализации.

5. Каковы слагаемые тарифной системы и их назначение?

6. Как формируются тарифные сетки, каких требований и положений следует придерживаться при их конструировании?

7. Как определяются тарифные ставки на основе тарифной сетки?

8. Что представляют собой тарифно-квалификационные справочники и какая на их основе решается задача?

9. Назовите формы заработной платы, раскройте их сущность.

10. Какие важнейшие факторы обусловливают выбор той или иной формы заработной платы?

11. В каких случаях наиболее целесообразно применение такого вида повременной формы заработной платы как почасовая оплата труда?

12. Назовите системы повременной формы заработной платы, способы расчета заработной платы по ним.

13. На какие системы подразделяется сдельная форма заработной платы, их особенности?

14. Раскройте сущность, виды и порядок применения на предприятиях доплат и надбавок к заработной плате работников, единовременных премий и вознаграждений.

15. Какие разновидности норм труда применяются в практике нормирования?

16. Какими способами может осуществляться оценка напряженности норм труда?

17. В чем сущность бестарифной оплаты труда, каковы условия ее применения?

18. В чем заключаются основные трудовые нормы, призванные обеспечивать защиту заработной платы, какие конвенции и рекомендации Международной Организации Труда непосредственно посвящены этой проблеме?


Приложение 17.1

 

КОНВЕНЦИЯ МОТ № 173 1992 ГОДА О ЗАЩИТЕ ТРЕБОВАНИЙ ТРУДЯЩИХСЯ В СЛУЧАЕ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

(Извлечение)

Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 3 июня 1992 года на свою семьдесят девятую сессию,

подчеркивая важность защиты требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя и напоминая о соответствующих положениях, содержащихся в статье 11 Конвенции 1949 года об охране заработной платы и в статье 11 Конвенции 1925 года о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве,

отмечая, что после принятия Конвенции 1949 года об охране заработной платы растущее значение стало придаваться экономическому оздоровлению неплатежеспособных предприятий и что ввиду социально-экономических последствий, которые влечет за собой неплатежеспособность, требуется по мере возможности предпринимать усилия, направленные на экономическое оздоровление предприятий и на сохранение рабочих мест,

отмечая, что со времени принятия вышеуказанных норм в законодательстве и практике многих государств-членов произошли существенные изменения, благодаря которым улучшилась защита требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, и считая своевременным принятие Конференцией новых норм, касающихся защиты требований трудящихся,

постановив принять ряд предложений по защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,

принимает сего двадцать третьего дня июня месяца тысяча девятьсот девяносто второго года нижеследующую конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1992 года о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя.

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья I

 

1. Применительно к настоящей Конвенции термин «неплатежеспособность» относится к ситуациям, при которых в соответствии с национальным законодательством и практикой открывается процедура, касающаяся активов предпринимателя, с целью удовлетворения претензий кредиторов на коллективной основе.

2. Применительно к настоящей Конвенции государство-член может распространить определение термина «неплатежеспособность» на другие ситуации, в которых требования трудящихся не могут быть удовлетворены в силу финансового положения предпринимателя, например, если сумма активов предпринимателя признается несоответствующей требованиям, установленным для открытия процедуры, касающейся неплатежеспособности.

3. Национальные законодательство, регламенты или практика определяют, соответствует ли сумма активов предпринимателя требованиям, установленным для открытия указанной выше в пункте 1 процедуры.

 

Статья 2

 

Положения настоящей Конвенции применяются посредством законодательства или регламентов или любыми другими способами, соответствующими национальной практике.

 

Статья 3

 

1.Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, принимает либо обязательства, вытекающие из Раздела II, предусматривающего защиту требований трудящихся посредством привилегии, либо обязательства, вытекающие из Раздела III, предусматривающего защиту требований трудящихся с помощью гарантийных учреждений, или обязательства, вытекающие из обоих Разделов. Выбор указывается в декларации, сопровождающей ратификацию.

2.Каждое государство-член, принявшее вначале только Раздел II или только Раздел III настоящей Конвенции, может впоследствии посредством декларации, направляемой Генеральному директору Международного бюро труда, принять обязательства и по другому Разделу.

3.Каждое государство-член, которое принимает обязательства, вытекающие из обоих Разделов настоящей Конвенции, может после консультаций с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся ограничить сферу применения Раздела III определенными категориями трудящихся и определенными областями экономической деятельности. Эти ограничения указываются в декларации о принятии обязательств.

4.Каждое государство-член, ограничившее свои обязательства, вытекающие из Раздела III, в соответствии с вышеприведенным пунктом 3, в своем первом докладе, представляемом согласно статье 22 Устава Международной организации труда, указывает причины такого ограничения. В последующих докладах государство-член представляет информацию о возможном распространении правовой охраны, предусмотренной Разделом III настоящей Конвенции, на другие категории трудящихся или другие отрасли экономической деятельности.

5.Каждое государство-член, принявшее на себя обязательства, вытекающие из Разделов II и III настоящей Конвенции, может после консультаций с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся исключить из сферы применения Раздела II требования, охраняемые в соответствии с Разделом III.

6.Принятие государством-членом обязательств, вытекающих из Раздела II настоящей Конвенции, прекращает ipso jure действие обязательств, вытекающих для него из статьи 11 Конвенции 1949 года об охране заработной платы.

7.Каждое государство-член, принявшее только обязательства, вытекающие из Раздела III настоящей Конвенции, может посредством декларации, направляемой Генеральному директору Международного бюро труда, прекратить действие обязательств, вытекающих для него из статьи 11 Конвенции 1949 года об охране заработной платы, в части, касающейся требований, подлежащих защите на основании положений Раздела III.

 

Статья 4

 

1. С учетом исключений, предусмотренных в нижеследующем пункте 2, и любых ограничений, введенных в соответствии с пунктом 3 статьи 3, настоящая Конвенция охватывает всех наемных работников и все области экономической деятельности.

2. Компетентный орган может после консультаций с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся исключать из Раздела II, из Раздела III или из обоих Разделов настоящей Конвенции определенные категории трудящихся, в частности государственных служащих, в силу особого характера их трудовых отношений или в случае наличия других видов гарантий, обеспечивающих им защиту, равную той, которая вытекает из настоящей Конвенции.

3. Каждое государство-член, которое воспользуется правом вводить исключения в соответствии с предшествующим пунктом 2, включает в свои доклады, представляемые согласно статье 22 Устава Международной организации труда, информацию о таких исключениях с объяснением их причин.

 

РАЗДЕЛ II. ЗАЩИТА ТРЕБОВАНИЙ ТРУДЯЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИВИЛЕГИИ

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЗАЩИТЕ

 

Статья 5

 

В случае неплатежеспособности предпринимателя требования трудящихся, вытекающие из трудовых отношений, защищаются на основе привилегии, то есть таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов.

 

Статья 6

Эта привилегия распространяется как минимум на требования трудящихся:

а) по заработной плате за установленный период времени, который должен составлять не менее трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

b) по выплатам за оплачиваемые отпуска, право на которые возникло в связи с работой, выполненной в течение года наступления неплатежеспособности или прекращения трудовых отношений, а также в течение предшествующего года;

с) по суммам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутствия на работе за установленный период времени, который должен составлять не менее трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

d) по выходным пособиям, причитающимся трудящимся в связи с прекращением трудовых отношений.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ

Статья 7

 

1. Национальное законодательство или регламенты могут ограничивать объем привилегированных требований трудящихся установленной суммой, которая должна быть не ниже социально приемлемого уровня.

2. Если привилегированные требования трудящихся ограничиваются таким способом, тогда размер этой суммы должен периодически корректироваться, с тем чтобы ее стоимость сохранялась.

 

ОЧЕРЕДНОСТЬ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 

Статья 8

 

1. Национальное законодательство или регламенты предоставляют требованиям трудящихся более высокий приоритет по сравнению с большинством других привилегированных требований и, в частности, с требованиями государства и системы социального обеспечения.

2. Однако, если требования трудящихся защищены при помощи гарантийных учреждений в соответствии с Разделом III настоящей Конвенции, то защищенные таким образом требования могут получить более низкую очередность по сравнению с требованиями государства и системы социального обеспечения.

 

РАЗДЕЛ III. ЗАЩИТА ТРЕБОВАНИЙ ТРУДЯЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ ГАРАНТИЙНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Статья 9

 

Удовлетворение вытекающих из трудовых отношений требований трудящихся, предъявляемых предпринимателю, обеспечивается при помощи гарантийных учреждений, если оплата не может быть произведена предпринимателем ввиду его неплатежеспособности.

 

Статья 10

 

Применяя положения настоящего Раздела Конвенции, каждое государство-член может после консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся принимать соответствующие меры с целью предотвращения возможных злоупотреблений.

 

Статья 11

 

1. Принципы организации управления, функционирования и финансирования гарантийных учреждений определяются согласно статье 2.

2. Предшествующий пункт не препятствует предоставлению государством-членом в соответствии со своими особенностями и нуждами возможности страховым компаниям обеспечивать указанную в статье 9 защиту, если они дают достаточные гарантии.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ЗАЩИЩАЕМЫЕ ГАРАНТИЙНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

 

Статья 12

 

Согласно этому Разделу настоящей Конвенции, защите подлежат как минимум требования трудящихся:

а) по заработной плате за установленный период времени, который должен составлять не менее восьми недель, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

b) по выплатам за оплачиваемые отпуска, право на которые возникло в связи с работой, выполненной в течение установленного периода, который составляет не менее шести месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

с) по суммам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутствия на работе за установленный период времени, который должен составлять не менее восьми недель, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;

d) по выходным пособиям, причитающимся трудящимся в связи с прекращением трудовых отношений.

 

Статья 13

 

1. Защищаемые в соответствии с положениями настоящего Раздела Конвенции требования могут быть ограничены установленной суммой, которая должна быть не ниже социально приемлемого уровня.

2. Если подлежащие защите требования ограничиваются таким способом, тогда размер этой суммы должен периодически корректироваться, с тем чтобы её стоимость сохранялась.

Статья 14

 

Настоящая Конвенция пересматривает в пределах, оговоренных выше, в пунктах 6 и 7 статьи 3, Конвенцию 1949 года об охране заработной платы, которая, тем не менее, остаётся открытой для ратификации государствами-членами.


Литература

 

1. Закон Украины от 17 октября 2002 года «О внесении изменений в статьи 41 и 134 Кодекса законов о труде Украины».
2. Закон Украины от 1 июля 1993 года «О коллективных договорах и соглашениях».
3. Закон Украины от 24 марта 1995 года «Об оплате труда».
4. Закон Украины от 15 июля 1999 года «О прожиточном минимуме».
5. Кодекс законов о труде Украины (по состоянию на 20 января 2003 года). – Х.: «Одиссей», 2003, с. 56-71.
6. Методичні рекомендації щодо регулювання фондів оплати праці підприємств виробничої сфери в умовах економічного зростання. Міністерство праці та соціальної політики України. – К.: “Соцінформ”, 2001. – 23 с.
7. МОТ. Конвенции и рекомендации, 1919-1956. Том І. Женева: МБТ, 1991, с. 163-170, 946-956.
8. МОТ. Конвенции и рекомендации, 1957-1990. Том 2. Женева: МБТ, 1991, с. 1605-1612.
9. МОТ. Конвенции и рекомендации, 1991-1997. – М.: Региональное бюро МОТ в Москве, 1997, с. 10-24.
10. МОТ. Современные международные рекомендации по статистике труда. – М.: АО «Финстатинформ», 1994, с. 69-75.
11. Рекомендації щодо визначення заробітної плати працюючих в залежності від особистого внеску працівника в кінцеві результати роботи підприємства. Міністерство праці та соціальної політики України. – К.: “Соцінформ”, 1999. – 47 с.
12. Современная экономика труда: Монография/ Руководитель авторск. кол-ва и научн. ред. В.В. Куликов. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001, с. 272-445.
13. Уманский А.М. Основы экономики труда и управления трудовыми ресурсами. Учебное пособие. – Луганск: ИПО ДонГАСА, 2000, с. 203-237.
14. Уманский А., Ломанов И., Шкоринов С. Государственное регулирование оплаты труда в производственной сфере Украины// Труд в Казахстане: проблемы, факты, коментарии. Алматы, 2000, №12, с. 23-32.
15. Уманський О., Першукова Т. Вартість, ціна робочої сили та заробітна плата// Україна: аспекти праці. Київ, 1999, №3, с. 13-15.
16. Форд Генри. Сегодня и завтра. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 240 с.

 


Глава 18

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

 

План:

 

18.1. Основные понятия

18.2. Существующие механизмы социальной защиты

18.3. Социальное страхование

Термины и понятия

Контрольные вопросы для самопроверки

Литература


Основные понятия

 

«Социальную защиту» и «социальное обеспечение» иногда используют как синонимы, если имеют в виду их функцию или цель. Значение этих терминов действительно можно понимать очень широко, если учесть, что пенсионный доход или услуги здравоохранения могут представляться самым различным образом, например, в рамках общенациональной системы социального страхования, обществ взаимопомощи, профессиональных систем, коммерческого страхования.

Социальное обеспечение трактуется как защита, обеспечиваемая обществом для своих членов с помощью ряда государственных мер с целью:

- компенсировать отсутствие или существенное сокращение дохода от труда в результате различных обстоятельств (в частности, болезни, материнства, производственной травмы, безработицы, инвалидности, старости или смерти кормильца);

- обеспечить медицинское обслуживание;

- обеспечить выплаты семьям с детьми.

Социальное обеспечение охватывает также социальное страхование (то есть системы, основанные на страховых взносах) и универсальные выплаты (то есть пособия, финансируемые за счет налогов). Это намного более широкое определение, чем то, что используют в некоторых странах. Так, в США под социальным обеспечением понимают только пенсии в рамках социального страхования, а также пособия в связи с потерей кормильца и инвалидностью.

Определение социальной защиты включает не только государственные системы социального обеспечения, но и частные, или необязательные, системы, преследующие аналогичные цели, вроде обществ взаимопомощи или профессиональных пенсионных систем. В «социальную защиту» включаются все типы необязательных систем, формальные и неформальные, при условии, что взносы в них не целиком определяются рыночными факторами. Такие системы могут опираться, например, на трудовую солидарность, субсидию работодателя или даже государственную субсидию. Термин «социальная защита» был впервые использован в Законе о социальной защите США в 1935 году, который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Традиционно под социальной защитой понимаются мероприятия, предпринимаемые в обществе для защиты граждан от социальных рисков, таких, как потеря работы, болезнь, старость, инвалидность или потеря кормильца. Часто выражение «социальная защита» используется как синоним термина «социальное обеспечение», который обычно употребляется для обозначения системы денежных социальных выплат населению.

В настоящее время используется расширительное толкование этого понятия. Под социальной защитой все чаще понимают обеспечение жизнедеятельности граждан в широком смысле, включая не только социальное обеспечение, но и социальную интеграцию, получение образования, охрану здоровья, обеспечение жильем и оказание социальных услуг.

Объективная необходимость в социальной защите работников обусловлена как природой самого человека (существа биологического с его жизненными циклами, включая подготовительный к трудовому, трудовой и послетрудовой), так и существующей взаимозависимостью человека от широкого спектра факторов, которые определяют его жизнедеятельность в процессе труда: производственная среда (воздействующая на здоровье и трудоспособность работника), условия труда (влияющие на содержание труда, уровни доходов, режимы труда и отдыха и т. д.) и социально-трудовые отношения (определяющие формирование атмосферы сотрудничества и социального партнерства или конфликтных ситуаций и дискриминации членов трудового коллектива).

При этом социально-трудовые отношения, связанные с защитой персонала предприятий (организаций) от влияния сложного комплекса техногенных и природных (производственная и природная среда обитания), экономических (вопросы найма персонала и ситуация на рынке труда), биологических (возраст, здоровье, трудоспособность) факторов, проявляются в виде взаимосвязи между работником и работодателем, работником и государством, работодателем и государством.

Социально-трудовые отношения по вопросам социальной защиты работников осуществляются на уровне предприятия (организации), отрасли, региона, государства. Для каждого из них специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи, которые в своей совокупности определяют социальное положение работника и параметры уровня и качества трудовой жизни.

Предметом категории «социальная защита» являются социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов (работодателей и работников), общественных организаций и государства по поводу защиты работников и членов их семей от факторов, снижающих качество жизни, прежде всего трудовой, и социальный статус семьи работника.

Как подчеркнуто в Резолюции Генеральной конференции МОТ по социальному обеспечению, принятой 89-й сессией в июне 2001 года, социальное обеспечение имеет очень большое значение для благополучия трудящихся, их семей и всего общества в целом. Оно входит в число основных прав человека и является одним из важнейших средств достижения социального согласия в обществе, содействуя тем самым социальному миру и участию в жизни общества всех социальных групп населения.

Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительства и играет существенную роль в недопущении и снижении бедности. На основе общенациональной солидарности и справедливого разделения расходов социальное обеспечение может способствовать укреплению человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Оно имеет также большое значение для политической интеграции, повышения индивидуального статуса и развития демократии.

Социальное обеспечение при правильном управлении им содействует росту производительности труда за счет предоставления медицинского обслуживания, гарантированного дохода и деятельности социальных служб. В сочетании с ростом в экономике и активной политикой в отношении рынка труда оно становится инструментом для достижения устойчивого социально-экономического развития. Оно облегчает проведение структурных и технологических изменений, которые требуют наличия гибкой и мобильной рабочей силы.

Следует отметить, что для предприятий социальное обеспечение означает издержки. Но в то же время – это инвестиции в человека и помощь ему. На европейском уровне признается, что развитие системы социальной защиты населения не только обеспечивает перераспределение ресурсов в соответствии с ценностями равенства и социальной солидарности, но и является фактором экономического роста. Социальное обеспечение становится еще более необходимым в связи с процессами глобализации и проведением политики структурной перестройки.

Нет какой-то единственно правильной модели социального обеспечения. Оно развивается и изменяется со временем. Существуют программы социальной помощи, универсальные системы, системы социального страхования, а также государственные или частные программы. Каждое общество должно само решить, как лучше обеспечить гарантированный доход и доступ к медицинскому обслуживанию.

Именно государство играет приоритетную роль в проведении мер, которые способствуют работе систем социального обеспечения и улучшают её, а также расширяют сферу её охвата.

Все системы должны отвечать определённым основополагающим принципам. В частности, должны быть гарантированны пособия и льготы и не должно быть дискриминации в их распределении; управление системами должно быть чётким и прозрачным, причем административные издержки должны быть как можно более низкими, а социальные партнёры должны играть в вопросах управления видную роль. Ключевым фактором для успешной деятельности систем социального обеспечения является доверие к ним со стороны общественности.

Для людей трудоспособного возраста самым надёжным способом обеспечить себе гарантированный доход является достойный труд. Поэтому выплату денежных пособий безработным следует чётко координировать с профессиональной подготовкой и переподготовкой и с другой помощью, которая им может потребоваться при поисках работы.

В связи с развитием экономики в будущем всё большее значение будут приобретать уровень образования и профессиональная квалификация рабочей силы. Всем детям без исключения должны быть предоставлены возможности для получения образования, без чего они не получат нужные для жизни знания, не научатся писать, читать и считать, будут лишены возможности развивать свою личность и встретят преграды на пути вхождения в трудовую жизнь.

Для сохранения потенциала к трудоустройству в условиях современной экономики требуется проходить обучение в течение всей трудовой жизни.

Размер пособий по безработице должен быть рассчитан таким образом, чтобы они не создавали ситуации зависимости и не служили преградой к занятости. Эффективными в этом отношении оказались меры, которые делают труд с финансовой точки зрения более привлекательным, чем получение пособий по социальному обеспечению.

Социальное обеспечение должно строится на основе принципа равенства между мужчинами и женщинами и укреплять его.

Для того чтобы системы пенсионного обеспечения были устойчивыми, следует гарантировать их финансовую жизнеспособность в долгосрочной перспективе.

Социальное обеспечение охватывает медицинское обслуживание и семейные пособия и обеспечивает гарантированный доход в таких случаях, как заболевание, безработица, старость, инвалидность, производственная травма, беременность и роды, потеря кормильца.

Основой для деятельности в области социального обеспечения должны служить Филадельфийская декларация, Концепция достойного труда и соответствующие нормы МОТ по социальному обеспечению.

Последствия воздействия социальной защиты на экономику связаны с поведением работающих и ищущих работу лиц, делающих сбережения или осуществляющих инвестиции. Они связаны и с решениями фирм и предприятий, а также функционированием рынков, включая определение заработной платы и цен.

Применительно к рынку труда интерес представляет влияние социальной защиты на долю населения, вовлечённого в состав рабочей силы. Пособия могут побудить людей выйти из рабочей силы, например, если предусмотрен досрочный выход на пенсию.

Напротив, социальная защита может побудить людей приобщиться к формальной экономике благодаря перспективе приобретения прав на пенсию и другие пособия. Следующие вопросы относятся к влиянию на занятость. Побуждают ли пособия людей откладывать поиск новой работы, когда они её лишены? Позволяют ли пособия по безработице обеспечить соответствие найденной работы пожеланиям безработного?

Далее возникает вопрос о размере трудового вклада. Сокращает ли социальная защита число реально отработанных часов тем, что она позволяет больше отсутствовать на работе по болезни или из-за родительского отпуска? Является ли социальная защита частью мер, побуждающих трудящихся к более производительному труду?

Ответить на перечисленные вопросы нелегко, так как, чтобы выделить последствия социальной защиты, другие факторы следует сохранить неизменными.

Применительно к рынку капитала часто считают, что государственные пенсии повлекли за собой снижение уровня личных сбережений. Люди планируют потребление в течение всей жизни, имея в виду обеспечить себя в старости, и при этом они учитывают сбережения, которые делает государство от их имени. В то же время социальная защита способна обеспечить ту самую надёжность, которая позволяет людям планировать таким образом.

В отсутствие государственных правил люди могут действовать недальновидно и не делать сбережений. Правила о страховании на случай длительного периода ухода позволяют пожилым людям получать оплаченный уход, а их детям заниматься оплачиваемым трудом и, следовательно, делать сбережения на старость.

Другим важным фактором долговременных темпов роста экономики служит формирование человеческого капитала. Если социальная защита помогает обеспечить семьям достаточные доходы, они имеют больше возможностей посылать своих детей в школу. Кроме того, социальные пособия страхуют от риска не получить работу после периода профессиональной подготовки, а следовательно, могут стать стимулом к прохождению подготовки. Еще один элемент, где социальная защита способна уменьшить риски, - это предпринимательство.

Значительная доля озабоченности по поводу экономических последствий социальной защиты связана с её влиянием на безработицу и на решение экономических задач, вроде роста производительности. Безработица отражается на объёме национального продукта, но следует также принимать во внимание уровень производительности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал