Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 6. Индивидуально-типологические особенности личности.
Тема 6.1. Темперамент и характер. 1. Общее понятие о темпераменте и характере, и их отличие. 2. История представлений о темпераменте. 3. Психологические свойства типов темперамента. 4. Акцентуация характера. Темперамент как динамическая характеристика психики человека. Типы темперамента. Исторические учения о темпераменте (Гиппократ). Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Виды темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темпераментов. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активность, темп, продуктивность, возбудимость, торможение, переключаемость, экстраверсия, интроверсия – применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению. Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и характер. Характер как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются типичные способы его поведения и эмоционального реагирования. Побудительная сила характера. Инструментальность черт характера человека. Структура характера. Типологии характера. Общие основания для построения типологии характеров. Типология характеров в зависимости от строения тела человека Э. Кречмера. Проблема нормы и патологии характера. Понятие «акцентуации характера». Акцентуированные характеры подростков по А. Е. Личко. Акцентуации типов людей по характерной манере общения К. Леонгарда. Типология социальных характеров по Э. Фромму. Формирование характера. Сензитивный период для развития и укрепления характера. Возрастные особенности становления черт характера у человека. Психолого-педагогические условия формирования характера: реальные социально-типические отношения, их осознание, индивидуализация. Воспитание и самовоспитание характера. Проблема перевоспитания характера. Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие личностные свойства человека. Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств. Экстраверсия и интроверсия как черты характера. Характер и мотивация поведения. Характер, темперамент и установка, их взаимное опосредование. Смысловые, целевые и операциональные предпосылки характера. Тема 6.2. Способности. 1. Общее понятие способностей. 2. Задатки способностей. 3. Виды способностей. 4. Степени развития способностей. Общее представление о способностях. Способности как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Б. М. Теплов). Природа человеческих способностей, их происхождение и детерминация. Врожденное и приобретенное в способностях. Способности и задатки. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей. Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову: художественный, мыслительный, средний. Структура и виды способностей. Общие и специальные способности. Взаимосвязь и взаимокомпенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности. Степень развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Свойства нервной системы человека и развитие способностей. Межполовые индивидуальные различия в способностях. Формирование способностей. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей. Начальный этап развития способностей. Условия раннего проявления способностей у детей. Зона ближайшего развития (Л. С. Выготский). Сензитивные периоды развития и их значение для развития и формирования способностей ребенка. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека.
|