Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый этап. Поиски «эмоционального камертона».






Танцуют, как известно, от печки. Попробуем разобраться, что же такое «печка» в нашем случае. Итак, чтобы замысел сце­нария «вытанцевался», нужно вдуматься в исходные данные, найти несколько отправных точек или «кирпичиков».

Первый из них - тема. Ее, в самом общем виде, определяет праздничный календарь. Это годовой цикл народных и государ­ственных праздников, а также различные годовщины, связанные с историческими событиями страны, региона, города, предпри­ятия.

Следующий «кирпичик» или вторая отправная точка раз­мышлений сценариста - вид театрализованного представле­ния. Автору драматургической основы праздника изначально известно (опять же в самых общих чертах), будет ли это театрализованный концерт, эстрадное обозрение или тематический ве­чер, ибо форма торжества определяется праздничными тради­циями или пожеланиями заказчика.

И, наконец, место проведения (сцена дворца культуры или городская площадь, банкетный зал или лесная поляна) и будущие участники - зрители - последние, но немаловажные «кирпичики» нашей воображаемой печки.

Тема и жанровая разновидность, место проведения и адресат -не так уж и мало, чтобы фантазия сценариста включалась в рабо­ту.

Первоначально автор пытается конкретизировать тему, най­ти основной прием для организации материала, определить коли­чество эпизодов и главные выразительные средства. Он переби­рает в уме художественные коллективы.и конкретные сцениче­ские номера, которые могли бы войти в драматургическую ткань сценария, вспоминает имена интересных людей, выступления которых могут создать эмоциональный фон будущего праздника, перечитывает литературные произведения, на которые его выве­ли первые ассоциации.

И, наконец, в ею сознании возникает, пользуясь выражением Ольги Форш, некий «отчеканенный объем». Одни его детали видятся достаточно отчетливо, другие - смутно и расплывчато. Но самое главное на этом этапе придумывается нечто такое, что очень нравится самому сценаристу. Эта придумка может касаться как основных элементов замысла (тема, идея, жанр, конфликт, сценарный ход), так и второстепенных (название сценария, имена персонажей, художественные номера).

Далее она будет играть роль эмоционального камертона. На эту придумку будут равняться все остальные компоненты замыс­ла. А, кроме того, она призвана стимулировать фантазию автора, поддерживать в нем «энергию заблуждения» (Л.Толстой), жела­ние написать такой сценарий, какого еще никто до него не напи­сал.

Например, придумывая сценарий торжества, посвященного юбилею одной из школ Челябинска, автор решил опереться на известное выражение, бытующее в учительской среде: «Школа для нас - второй дом». И одна из ассоциативных тропинок при­вела его к веселому персонажу - Домовенку.

Сразу замаячил эпизод, посвященный встрече ветеранов с учителями, которые только что со студенческой скамьи. Вруче­ние этого персонажика -талисмана с веселым напутствием и стало для сценариста эмоциональным камертоном всей работы.

Второй этап. Конкретизация основных элементов замысла. Создание сценарного плана.

Начало этого этапа связано с четким определением темы бу­дущего праздника. В замысле любого произведения она занимает главенствующее место. Недаром, античная риторика (ораторское искусство) открывалась разделом «инвенцио» (нахождение темы), наряду с двумя другими «диспозицио» (расположение мате­риала) и «элокуцио» способ изложения, стиль).

Тема (от греч. (thета, букв. - то, что положено в основу) – это предмет исследования автора. Чтобы облегчить ее формули­ровку, нужно ответить на вопрос: что будет изображено в сцена­рии? Или: о чем должен быть сценарий?

Правильно и точно названная тема, подобно циркулю, очер­чивает круг материала, который необходимо изучить сценаристу. Попробуйте определить предмет изображения в празднике, по­священном международному женскому дню приблизительно. Скажем так: жизнь, женщин нашего города, - и вы не справитесь с обилием материала, не сумеете сконцентрировать свое внимание на чем-либо конкретном, растеряетесь от количества реальных героев.

Но стоит лишь ограничиться рассказом о мастерицах, вла­деющих тайнами традиционных российских рукоремесел (вы­шивка, кружевоплетение и т.д.), как ваш замысел начнет обретать зримые очертания. Понятным становится все: и какую литературу заказать в библиотеке, и кто станет реальным героем, и какие художественные коллективы примут участие в празднике.

Существуют два способа развертывания темы. Диахронный (от греч. diа - через, сквозь и сhrопоs - время) и синхронный (греч. sуп - вместе и сhrопоs - время). В первом случае предмет изображения рассматривается по этапам своего развития и это характерно для сценариев различных юбилейных торжеств (дни рождения и творческие годовщины выдающихся современников, круглые даты предприятий, городов и регионов). Ось изображе­ния - временная.

Во втором случае предметом художественного исследования являются различные аспекты одной проблемы. Ось изображения - пространственная. Таким образом, строится драматическая ос­нова большинства тематических вечеров и развлекательных про­грамм.

Развертывание темы рождает определенную структуру. По­являются смысловые узелки - основа будущих эпизодов. К ним мы еще вернемся, когда речь пойдет о составлении плана сцена­рия.

Предметом драматургического исследования всегда являют­ся человеческие отношения. Конкретизируя тему, сценарист, как правило, сталкивается с некой социально-нравственной пробле­мой (от греч. рrоblета - задача) - противоречием, которое в данный момент, при данных обстоятельствах неразрешимо. А любое противоречие предполагает, как минимум, две точки зре­ния. И эти точки зрения есть ничто иное, как основание будущего драматургического конфликта (от лат. сопflictus - столкнове­ние).

Драматургический конфликт - это столкновение действую­щих лиц при осуществлении ими своих жизненных задач. В сце­нарии театрализованного представления конфликт редко имеет собственно драматургическую форму. Чаще всего он проявляется при монтаже различных художественных фрагментов, при сопос­тавлении различных идейных установок. Осознанно или интуи­тивно автор замысла занимает в конфликте определенную сторо­ну. Он выносит некое нравственное суждение о предмете изо­бражения. И это суждение принято называть идеей (греч. ideа -понятие, представление) сценария.

Идея имеет над человеком особую власть. Она одухотворяет процесс творчества, управляет ходом ассоциаций, подсказывает те или иные художественные решения.

«...Во всяком произведении должна быть оплодотворяющая идея, чтобы произведение вознеслось над повседневностью, над быстротечным временем и, опережая жизнь, утратило характер, хотя, может быть, и художественного, но простого пересказа фак­та» (Вячеслав Шишков. Как мы пишем. - М.: Книга, 1989, - с. 168.).

Как это может быть применимо к сценариям игровых про­грамм? Какой, к примеру, может быть идейно-тематическая ос­нова замысла игрового сценария, основу которого составляют игры и конкурсы «рулеточного» принципа, т.е. такие, где господ­ствует его Величество Случай?

Темой такого сценария может быть предопределенность и свобода выбора в личной жизни современного молодого челове­ка.

Проблема, существующая в обществе: отсутствие веры в собственные возможности у определенной части молодежи и поиски утешения в магии, мистике, надежда на слепой случай и т.д.

В противоречие вступают две жизненные установки. Первая - собственную жизнь необходимо устраивать самому. Вторая -надо подчиниться обстоятельствам и судьба сама устроит твою жизнь.

Идея сценария: удача приходит к тем, кто создает свою судьбу собственными руками, умом и волей.

С понятием «жанр» (франц. gеnrе - род, вид) мы уже сталки­вались на первом этапе формирования замысла. Но мы говорили только об одной составляющей этого термина - о разновидности театрализованного представления. Сейчас же, когда сценарист глубже осознал свое отношение к поднимаемой проблеме, он ищет художественные аргументы, чтобы убедить будущего зри­теля в своей правоте, и один из таких аргументов - это эмоцио­нальный настрой, необходимый для предстоящего общения. Жиз­нерадостность, патетика, ирония, ностальгия - вот далеко не полная палитра жанровых красок пишущего. Выбирай любую, а вернее, ту, которая сделает праздничное действие убедительным и оригинальным.

Короче говоря, на этапе конкретизации замысла в определе­нии жанра появляется уточнение, несущее в себе эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям. Например, кон­церт-реквием, вечер-портрет, сказочное представление, игровой эксперимент и т.д.

Как уже отмечалось, в рамках одного праздника могут при­сутствовать не только фрагменты всех видов искусств от музыки до живописи, от хореографии до архитектуры, но и документ в различных видах от выступления реального героя до кадров кинохроники. Но если такой разнообразнейший букет давно уже стал достоянием театральной и кинематографической драматургии, то сочетание художественного, документального и реально­го (последнее В.Шкловский называет «внеэстетическим материа­лом»), скажем, посадка деревьев, парад техники и т.п. - главный признак драматургии праздничного действия. Разновидовый, разножанровый, разностилевый материал требует определенного способа объединения, поэтому важнейшим элементом замысла является сценарный ход. Это прием, который на основе какого-либо конструктивного принципа организует материал и придает ему смысловую и художественную целостность.

Документальный и художественный материал, который соб­ран в соответствии с темой будущего сценария, образует основ­ной смысловой ряд. Сценарный ход создает дополнительный. От пересечения этих двух рядов и рождаются удачные сценарные решения. Каждый из них (имеются в виду смысловые ряды) по мере развития тянет за собой определенный лексический шлейф. Возникает тот самый «бином фантазии», о котором говорит Дж. Родари и который помогает творить сценаристу.

«Надо чтобы два слова разделяла известная дистанция, что­бы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое... целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать» (Дж. Родари. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумыва­ния историй. - М.: Прогресс, 1974.).

Обратимся еще раз к сценарию школьного юбилейного тор­жества.

Основной смысловой ряд: жизнь школы.

Сценарный ход: школа - второй дом, значит дополнительный смысловой ряд: жизнь дома.

Лексический шлейф основного ряда: школа, юбилей, учите­ля, ученики, профессиональные династии и т.д. Лексический шлейф дополнительного ряда: семья, день рож­дения, родители, дети и т.д.

Не так уж далеки друг от друга эти понятия, и тем не менее, необходимость их совмещения будоражит фантазию сценариста, и возникают следующие эпизоды.

Викторина «Счастливый случай» - ремейк известной телеиг­ры. На сцене две семьи. В той и другой представители трех поко­лений. Бабушки, которые когда-то работали в школе, папы и ма­мы - нынешние ее сотрудники и дети - ученики начальных клас­сов. Свел их, действительно, счастливый случай - юбилей шко­лы. Традициям, быту и бытию последней и посвящены вопросы ведущего.

«Праздничный торт». Рассказ об истории школы, который сопровождается все новыми и новыми огоньками, вспыхиваю­щими друг за другом на именинном угощении.

Каждый эпизод живет внутри уподобления школа - дом, подчиняясь его смысловому и образному диктату.

Необычайно плодотворна на этом этапе работа с толковым словарем. Необходимо изучить корневые гнезда ключевых слов главного и дополнительного рядов. Это приведет к новым ассо­циативным дорожкам, по которым двинется драматургическая мысль, обогатить язык будущего сценария забытыми пословица­ми, поговорками, идиоматическими выражениями.

Возьмем одно из ключевых, в нашем случае, понятий, - сло­во «дом» - и обратимся к толковому словарю В.И.Даля:

Домъ м. Строение для житья; в городе, жилое строение; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Кре­стьянский дом, изба; юж.хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец; помещичий, в деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю, зем­лянка. Умал. домец, домик, домок, домочек, домишка; увел, доми­на, домища и т.д.

Несколько страниц понадобилось В.И.Далю, чтобы описать все выражения и понятия, связанные со словом «Дом».

Мы же обратим внимание лишь на группу синонимов (хоро­мы, усадьба, хижина), а также на слова, которые, к сожалению, покидают активный сценарный словарь (домочадцы, домовница, домоблюстительство, доморачительство) - они могут пригодиться нам при качественных характеристиках предмета нашего опи­сания. Запомним мудрые фразеологические обороты («держать дом», «вести дом»), а вот пословицы и поговорки можно и выпи­сать. Они гак и просятся в текст сценария.

Три кола вбито, бороной накрыто, и то дом.

И тесен дом, да просторен он.

Дом вести не лапти плести.

Эти выражения не только ждут соответствующего поворота мысли, чтобы отыскать свое место на страницах сценария, они сами становятся отправной точкой творческой фантазии.

Однокоренные слова приводят нас в новые смысловые ряды, а те, в свою очередь, помогают находить неожиданные сцениче­ские решения. Это касается и слова «домовой» (дух - хранитель дома), которое несет на себе жанровые и смысловые напластова­ния современной детской сказки; и слова «Домострой» (письмен­ное наставление домохозяину). Использование литературного памятника XVI века под этим заголовком в серьезном или паро­дийном ключе, несомненно, таит в себе новые драматургические возможности. Почему бы, используя структуру и стилистику этой книги, не написать и «пиcьменное наставление» директору шко­лы. Короче, если такую работу проделать с каждым словом ос­новного (тема) и вспомогательного (сценарный ход) смысловых рядов, замысел сценария необычайно обогатит­ся.

Сценарный ход, безусловно, зависит от главной темы, он и возникает только тогда, когда сценарист начинает знакомиться с материалом. И тем не менее, удаленность основного смыслового ряда от дополнительного в каждом случае бывает разной.

Вот еще пример. Студенческий праздник «Прощание с кол­леджем». Сценарный ход - заполнение обходного листа. Послед­ний воспроизведен на сцене в увеличенном размере. Каждый эпизод заканчивается тем, что на эстраду поднимается предста­витель того подразделения, которое присутствует в перечне про­щального документа (комендант общежития, библиотекарь, кос­тюмер и т.д.), говорит несколько слов о выпускниках и ставит свою подпись. В этом случае расстояние между смысловыми рядами ничтожно. Поэтому каждый эпизод («общежитие и выпу­скники», «библиотека и выпускники», «костюмерная и выпуск­ники») требует дополнительного конструктивного приема.

Дает ли сценарный ход решение всем эпизодам или в каждом отдельном случае нужно искать специальные средства их организации - сценарист определяет в ходе работы с материалом.

В театрализованном концерте и эстрадном представлении часто используется так называемый сюжетный ход. В этих об­стоятельствах дополнительный смысловой ряд реализуется через взаимодействие персонажей, то есть через развитие драматурги­ческого конфликта. Художественные номера или эстрадные ми­ниатюры сохраняют полную автономность, а ход развивается пунктирно. Действие персонажей сюжетного хода возникает ме­жду выступлениями артистов различных жанров или сценками, связывая их и подчиняя единому смысловому и художественному решению. Вспомним один из московских рождественских кон­цертов. На сцену в окружении внуков поднимается седой старик. В руках у него Вечная книга. Все устраиваются за столиком, ос­вещаемым настольной лампой. Старик открывает Евангелие и начинает читать историю Иисуса Христа. По ходу чтения на сце­не возникают то пляска пастухов, то песнопения, прославляющие. деву Марию, то отрывки святого писания.

Смысловые ряды поставлены здесь в простые иллюстратив­ные связи. Номера и сюжетный ход взаимодействуют по законам монтажа.

Тема, идея, жанр, конфликт, сценарный ход - важнейшие компоненты замысла. И в то же время в воображении пишущего сценарий начнет вырисовываться только с появлением вырази­тельных средств в каждом из намеченных эпизодов, причем, степень их конкретности опять же может быть различной. Где-то определяются только виды искусств, которые составляют основу эпизода, скажем, симфоническая музыка (оркестр) и звучащее слово (чтец), где-то возникает художественное произведение с точным названием, а где-то реальная фамилия реального героя.

Второй этап разработки замысла сценария заканчивается со­ставлением плана. План сценария - это перечень эпизодов с кратким описанием их содержания, определением основных вырази­тельных средств в смысловом и художественном контексте сце­нарного хода.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал