Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория налогообложения. Налоговая система






Понятие и функции налогов Для выполнения своих функций государство нуждается в де­нежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фон­дов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами (''финансы" на латыни - наличность, доход). Основным источником государственных финансов являются налоги.

Налог (Т) - это часть денежных доходов физических и юридиче­ских лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством.

Принудитель­ное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в кон­ституции многих стран.

Налоги многофункциональны.

Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов и формируют доходы государства.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Нало­ги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую.

Например, налоговые льготы, предостав­ляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз то­варов из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономичес­кого развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития при­оритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги от­ражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а сле­довательно, и на распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создает для го­сударства возможность проверки законности, эффективности деятель­ности субъектов налогообложения.

Налоговая система государства Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Принципы построения налоговой системы:

- всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы;

- стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ста­вок во времени;

- равнонапряженность - взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

- обязательность - принудительность налога, неизбежность его выплаты;

- самостоятельность субъекта в исчислении и yплате налога;

- социальная справедливость - установление налоговых славок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов.

В зависимости от объекта налогообложения, взаимоот­ношений плательщика налога и государства различают:

прямые налоги - налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребите­ля, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, ак­цизы).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распо­ряжается, различают общегосударственные и местные налоги. Так, налоговая система России (в соответствии с российским законодательст­вом) включает:

федеральные налоги, которые определяются Законом РФ и взи­маются на всей территории России по одинаковым правилам. Основ­ные вилы федеральных налогов: налог на добавленную стоимость, ак­цизы, налог на доходы банков, налог на операции с ценными бумага­ми, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий, подоход­ный налог с физических лиц и др.

налоги, взимаемые субъектами Федерации - это налоги, кото­рые могут вводиться органами власти соответствующих уровней (республик, краев, областей) на своей территории. Федеральные зако­ны определяют лишь основные принципы их формирования.

местные налоги - устанавливаемые и взимаемые местными ор­ганами власти: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, налог на рекламу ит.п.

В зависимости от назначения налоги подразделяются на:

общие - налоги, которые обезличиваются и используются для финансирования общегосударственных мероприятий;

специальные (целевые) – налоги, имеющие строго определенное назна­чение. Они взимаются для финансирования заранее определенных программ.

Основные элементы налогообложения. Кривая Лаффера Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект налогообложения, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) - физическое или юри­дическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога - это то, что подлежит налогообложению.

Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность идр.

В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы - в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр - в земельном налоге; человек - в подушном налоге).

Источник налога - доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка (t) - величина налога на единицу обложения.

Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения и не зависит от величины фактического дохода, например налог на тонну зерна) или долевая (устанавливается в % к объекту об­ложения).

Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая - прирост налога по отношению к приросту дохода.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реа­лизующим на практике функции налогов и принципы налогообложе­ния. Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно к величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается по­стоянной, независимой от величины дохода;

прогрессивное налогообложение - налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает;

регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка уменьшается по мере возрастания дохода. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения.

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями и ставками налогов описывается кривой Лаффера (Артур Б. Лаффер теоретически обосновал программу администрации президента Рейгана на период 1980-х годов, которая была направлена на стимулирование экономической активности в стране).

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t опт). Превышение этого уровня (до t 1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает поступления в бюджет (Q1< Qmax). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет.

Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Необходимо заметить, что практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить: в верхней или в нижней части кривой находится экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывает влияние множество факторов, помимо налоговых ставок. Важнейшее место среди этих факторов занимают особенности цикла, соотношение спроса и предложения на продукцию тех или иных компаний, динамика их прибылей. В конечном счете это подтвердил и опыт американской экономики 80-х годов. Тем не менее, правительство России сочло целесообразным использовать эффект Лаффера. С 2001 г. была установлена единая ставка подоходного налога, равная 13%. В западных странах налоговая политика иная. Там существуют

две ставки: низшая и высшая, которые составляют соответственно: в Дании 14, 5% и 36, 6%, в Германии – 19% и 53%, в Италии – 10% и 51%, в Японии - 10% и 50%, в США – 15% и 39, 6%.

Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов (налоговая амнистия), полного освобождения от уплаты налогов и др.

Наконец налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушение в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал