Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, принципы, источники международного морского права.
Международное морское право – совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, регламентирующих правовой режим морских пространств и разнообразную деятельность в них субъектов международного права. Важнейшими принципами данной отрасли являются принципы суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, нерушимости границ и др. Специальными принципами являются следующие принципы: свободы открытого моря, исключительной юрисдикции государства флага, полного иммунитета военных кораблей от иностранной юрисдикции, защиты и сохранения морской среды и др. Большой вклад в кодификацию норм международного морского права внесли три конференции ООН по морскому праву, международные межправительственные организации ИМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. На первой конференции ООН в 1958 г. были приняты четыре конвенции: «О территориальном море и прилежащей зоне», «Об открытом море», «О континентальном шельфе», «О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря»; на второй конференции в 1960 г., закончившейся безрезультатно, обсуждались вопросы ширины территориального моря; третья конференция ООН (1973-1982 гг.) завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву. 2. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим. Внутренние морские воды – это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. К внутренним морским водам относятся: моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа не менее 24 миль; воды заливов, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль; воды портов; заливы и проливы шириной более 24 миль, исторически принадлежащие данному государству. На внутренние морские воды распространяется суверенитет прибрежного государства, их правовой режим определяется прибрежным государством, которое устанавливает правила судоходства, рыболовства и связи, спасания и подъема затонувшего имущества и иной деятельности, а также навигационные, портовые, таможенные, санитарные и иные правила. Во внутренних водах деятельность иностранных судов, физических и юридических лиц может осуществляться только по разрешению прибрежного государства, заход в такие воды иностранных судов производится в разрешительном порядке, за исключением вынужденного захода (при аварии, стихийном бедствии и др.). Особое значение для морского судоходства имеют порты. Поскольку порты и их воды находятся под суверенитетом государства, то оно само, в одностороннем порядке, определяет, какие порты могут быть открыты для захода и пребывания иностранных судов, и устанавливает правовой режим пребывания таких судов в портах. Все иностранные военные суда, за исключением военных кораблей и других государственных судов, используемых в некоммерческих целях, могут заходить в такие порты. При пребывании в портах иностранные суда, а также находящиеся на их борту пассажиры и члены экипажей подпадают под действие уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства порта. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, заблаговременно, как правило, за 30 дней до предполагаемого захода, должны испрашивать по дипломатическим каналам предварительное разрешение на заход. 3. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Территориальное море – это пояс морского пространства шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его недра и дно. Ширина территориального моря отсчитывается от исходных линий, которыми являются или линия наибольшего отлива или прямые исходные линии, соединяющие наиболее удаленные точки островов, рифов, скал (в местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста). Исходные линии указываются на морских картах, в качестве альтернативы они могут быть заменены перечнем географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных. Такие карты или перечни географических координат должным образом публикуются, их копии сдаются Генеральному секретарю ООН. Внешняя граница территориального моря для прибрежного государства является его государственной границей на море. В пределах территориального моря в рамках государственного суверенитета действуют законы и правила прибрежного государства с признанием права всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод (первый вид прохода); или б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или портового сооружения (второй вид прохода). Проход должен быть быстрым и непрерывным. Под мирным проходом понимается проход, который не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. 4. Прилежащая зона: понятие, правовой режим. Прилежащая зона – зона, находящаяся за пределами территориального моря, внешняя граница которой находится на расстоянии не свыше 24 морских миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществляет контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, иммиграционных, санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или наказания за такие нарушения. Быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определенном пространстве за пределами территориального моря. Это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов. 5. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Исключительная экономическая зона - это зона, прилегающая к территориальному морю, на которую международное право распространило специализированную юрисдикцию прибрежного государства. ИЭЗ включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль. ИЭЗ является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права: а) на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых; б) на управление этими ресурсами; в) на другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях. Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении: а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; б) морских научных исследований; в) защиты и сохранения морской среды. В остальном в зоне сохраняется режим открытого моря. Прибрежное государство может проводить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство. Однако арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах. 6. Континентальный шельф: понятие, отсчет, внешние границы, правовой режим. Под континентальным шельфом понимается естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра. Согласно Конвенции прибрежное государство осуществляет над континентальном шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». Права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели не шельфе.
|