Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, принципы, источники международного воздушного права.
Международное воздушное право – это отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют международные полеты и иные виды использования воздушного пространства. Пространственная сфера действия данной отрасли определяется прежде всего с учетом физических свойств атмосферы – убывания ее плотности (разряжения) по мере удаления от земной поверхности, в связи с чем верхний предел воздушного пространства оценивается высотой в 100-110 км. Международное воздушное право в целом базируется на основных общепризнанных принципах международного права. Наряду с основными известны и специальные принципы. К числу таковых относится принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством. Это означает право каждой страны самостоятельно устанавливать правовой режим пользования частью атмосферы, расположенной над ее территорией. Другим специальным принципом является принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, к которому относится часть атмосферы, расположенная за пределами государственных границ. Согласно этому принципу летательные аппараты любого государства имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в международном воздушном пространстве при условии соблюдения установленных международным правом предписаний. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации, подразумевающий два направления охранной деятельности. Первое из них предполагает принятие мер по обеспечению конструктивной и иной технико-эксплутационной надежности летательных аппаратов, различной авиационной техники, оборудования, четкой работы управляющих и вспомогательных – диспетчерских, метеорологических и т.п. – наземных служб, оснащения воздушных трасс необходимым аэронавигационным сопровождением. Другое направление обеспечения безопасности гражданской авиации состоит в организации на международном и национальном уровнях борьбы с незаконными актами, угрожающими безопасности полетов. Начало формированию конкретных юридических норм международного воздушного права было положено подписанием в 1874 г. многосторонней Брюссельской декларации о правовом статусе воздухоплавателей, которая в силу не вступила, но была воспринята Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1899 г. Заключенное в 1898 г. соглашение Австрии и Германии регулировало условия полетов над их территориями. В числе многосторонних договоров следует упомянуть Международную (Парижскую) конвенцию о воздушных передвижениях 1919 г.; в 1929 г. была принята действующая до сих пор Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. В 1933 г. были заключены Римские конвенции о правилах предупредительного ареста воздушного судна и об ущербе, причиненном воздушным судном третьим лицам на поверхности (ныне действует в редакции 1952 г.), а также Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил относительно оказания помощи воздушным судам и их спасания или помощи и спасания посредством воздушных судов на море 1938 г. Важнейший этап в развитии международного воздушного права составила Чикагская конвенция 1944 г. (с поправками 1962, 71, 73 гг.), которая имеет целью регулирование комплекса правоотношений между государствами в области международной гражданской авиации в части осуществления регулярных и нерегулярных полетов, регистрации и определения национальной принадлежности воздушных судов, требований к их экипажам. Конвенция одновременно является учредительным актом ИКАО (Международная организация гражданской авиации). В РФ основным законодательным актом такого рода является Воздушный Кодекс РФ, вступивший в силу с 1 апреля 1997 г.
|