Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система коллективной безопасности ООН, коллективная безопасность на региональной основе.
Всеобщая коллективная безопасность представляет собой систему коллективных мер, применяемых государствами на универсальной и региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности. Первые шаги в направлении практической реализации идеи коллективной безопасности были сделаны на 1 и 2 конференциях мира в 1899 и 1907 гг., на которых были приняты конвенции о мирном решении международных столкновений, ставшие правовой базой для образования Постоянной палаты третейского суда. До начала второй мировой войны были приняты следующие документы: Женевский протокол о мирном урегулировании международных конфликтов 1924 г. (в силу не вступил), Декларация об агрессивных войнах 1927 г., Парижский пакт об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., Лондонская конвенция об определении агрессии 1933 г., двусторонние договоры СССР со своими соседями о нейтралитете и ненападении. После второй мировой войны были приняты Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г., Североатлантический договор 1949 г., Варшавский договор 1955 г. (до роспуска ОВД), Договор о коллективной безопасности ЛАГ 1955 г., Хартия ОАЕ 1963 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. Большое значение для эффективной деятельности ООН имело принятие резолюций Генеральной Ассамблеи ООН об определении понятия агрессии 1974 г., об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности и другие документы. ООН была создана как инструмент поддержания и укрепления международного мира и безопасности на основе совместных действий государств. В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно строиться на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, компетенция которых в этой сфере четко разграничена. Генеральная Ассамблея может обсуждать любые вопросы или дела, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, в том числе рассматривать общие принципы сотрудничества в этой области и делать в их отношении рекомендации государствам и Совету до или после обсуждения. На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24). Он является единственным органом ООН, который обладает правом предпринимать действия, превентивные и принудительные, от имени ООН, в том числе объединенными вооруженными силами государств – членов ООН. Устав ООН устанавливает, что такие силы могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопасности «не иначе как в общих интересах» в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и не должны использоваться в целях, противоречащих Уставу. Статья 43 определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил, помощи, средств обслуживания: на основе особого соглашения или соглашений, заключаемых Советом с государствами – членами ООН, в последующей их ратификацией по требованию Совета Безопасности, то есть на основе его решения. Совет Безопасности должен решать все вопросы, связанные с созданием и применением вооруженных сил, опираясь на помощь и советы Военно-Штабного Комитета (ВШК), состоящего из начальников штабов постоянных членов Совета или их представителей (ст. 47). Однако ни ст. 43, ни ст. 47 ттак и не были введены в действие из-за разногласий между постоянными членами Совета. Действия Совета Безопасности в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. В соответствии со ст. 39 Совет должен определить, имеет ли он дело с угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии. Квалификации Совета Безопасности являются юридической базой для его дальнейших действий по поддержанию мира. Устав ООН дает право Совету прибегнуть к временным мерам по ст. 40 для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. Такие меры не должны наносить ущерб правам, интересам или положению заинтересованных сторон и должны быть направлены на предотвращение ухудшения ситуации. Они выполняются самими заинтересованными сторонами, но по требованию Совета, которое носит характер решения. Как правило, к временным мерам относятся прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии и т.д. Если ситуация продолжает ухудшаться, Совет вправе принять как меры, не связанные с использованием вооруженных сил, так и меры с их применением. Первые предусмотрены в ст. 41 Устава. Они могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Применение мер с использованием вооруженных сил регулируется ст. 42, в которой сказано, что Совет Безопасности уполномочивается предпринять действия воздушными, морскими или сухопутными силами, если он сочтет, что меры, предусмотренные в ст. 41, могут оказаться или уже оказались недостаточными. Это означает, что Совет Безопасности может предпринять вооруженные операции после осуществления мер по ст. 41, одновременно с ними и в качестве первичной меры. Помимо всеобщей системы международной безопасности Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания международного мира. Региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. В учредительных актах таких региональных организаций, как ЛАГ, ОАЕ, ОАГ, содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против кого-либо из их членов. Так, в преамбуле Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 года указывается на обязательство по взаимной помощи и общей обороне и подчеркивается, что Договор заключен для того, чтобы предоставить «эффективную взаимную помощь против вооруженных нападений на любое американское государство и предотвратить угрозы агрессии против любого из них». В Договоре отмечается, что вооруженное нападение со стороны любого государства на одно из американских государств будет рассматриваться как нападение на все американские государства и, соответственно, каждый из участников Договора обязуется оказать помощь при отражении нападения. Такие же положения содержатся в Пакте ЛАГ и Хартии ОАЕ. В Декларации, одобренной на встрече глав государств и правительств участников ОБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 года, отмечено, что ОБСЕ является форумом, определяющим направление процесса формирования новой Европы и стимулирующим этот процесс (ст. 22). В принятом там же пакете решений предусмотрено создание антикризисных механизмов ОБСЕ, включая операции по поддержанию мира. В частности, определено, что на первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установлению фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира. Такое решение принимается Советом министров на основе консенсуса или действующим в качестве его агента Руководящим советом. Необходимо согласие непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции могут проводиться в случае возникновения конфликтов как между государствами-участниками, так и внутри них. Их основные задачи – контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск, оказание поддержки в сохранении законности и порядка, оказание гуманитарной помощи и т.д. Они не предусматривают принудительных действий и осуществляются в духе беспристрастности. Содружество Независимых Государств призвано обеспечивать безопасность на евроазийском пространстве бывшего СССР. В рамках СНГ принят ряд важных документов в этой области. В Устав СНГ включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешения споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира от 20 марта того же года. Устав СНГ закрепляет в ст. 12 право на использование в случае необходимости Объединенных вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН, а также применение миротворческих операций. В ст. 16 Устава СНГ установлено, что государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиальной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. В целях урегулирования таких конфликтов предусмотрено создание Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. Решение проблемы создания в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) модели регионального миропорядка возможно только на базе собственных азиатско-тихоокеанских взаимоприемлемых решений с учетом уникальности политических, экономических, социальных, культурных, этнических особенностей региона. Механизмом для поиска таких решений стал созданный в 1994 году в рамках АСЕАН региональный форум по проблемам безопасности (Асеановский региональный форум). Участники АРФ в качестве основы своих международных отношений в регионе уже на первой сессии Форума в 1994 году одобрили цели и принципы Балийского договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, принятого членами АСЕАН в 1976 году. Целью Договора является содействие установлению постоянного мира, продолжительной дружбы и сотрудничества (ст. 1). Основными принципами провозглашаются взаимное уважение независимости, суверенитета, равноправия, территориальной целостности и национальных особенностей всех государств, право каждого из них на национальное существование, свободное от внешнего вмешательства, подрывной деятельности или насилия, невмешательство во внутренние дела друг друга, регулирование разногласий и конфликтов мирными средствами, отказ от угрозы или применения силы, эффективное сотрудничество (ст. 2).
|