Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Операции ООН по поддержанию мира.
Операции по поддержанию мира (ОПМ) представляют собой меры миротворческого характера с привлечением военного персонала, предпринимаемые в целях стабилизации обстановки в районе конфликта, создания благоприятных условий для мирного его разрешения, установления и поддержания мира. Для них характерны общие принципы: необходимость ясно выраженного согласия сторон в конфликте на проведение операции с использованием военного персонала; четко сформулированный Советом Безопасности мандат операции; осуществление Советом общего руководства операцией; возложение командования и контроля за проведением операции на Генерального секретаря ООН; ограничение в использовании военной силы, допустимой только в целях самообороны; полная беспристрастность сил и их нейтральность (не должны вмешиваться во внутренние дела страны, в которой развернуты; не должны использоваться в интересах одной конфликтующей стороны в ущерб другой). Сложились и продолжают развиваться ОПМ двух типов: миссии военных наблюдателей из невооруженных офицеров – «голубые береты» и силы по поддержанию мира в составе национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием – «голубые каски». Анализ практики проведения ОПМ позволяет сделать вывод о постоянном развитии этого института. Начиная с 1988 года ОПМ стали применяться не только в межгосударственных, но и во внутригосударственных конфликтах. В силу этого ОПМ приобрели новые качественные характеристики. В межгосударственных конфликтах использовался в основном военный персонал для выполнения функций главным образом военного характера, в частности: разъединения противоборствующих сторон в конфликте, создания и патрулирования зон разъединения, буферных и демилитаризованных зон, наблюдения за прекращением огня, за выводом войск, за развитием ситуации и др. Во внутригосударственных конфликтах не межнациональной, этнической, религиозной и других почвах ОПМ приобрели многофункциональный характер. Помимо военных им стали поручаться функции, связанные с контролем административных органов, организацией и проведением выборов, содействие экономическому и социальному развитию, наблюдением за соблюдением прав человека и др. Кроме того, потребовалось выполнение новых военных задач по сравнению с задачами по участию в межгосударственных конфликтов, а именно: разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований в районе конфликта; защита законных гражданских властей; защита беженцев и вынужденных переселенцев; обеспечение охраны гуманитарных грузов и др. Финансирование ОПМ осуществляется путем участия в расходах всех государств-членов ООН. Как правило, для каждой операции устанавливается собственный бюджет. Для определения размеров взносов применяется шкала, предусматривающая более высокие уровни взносов для пяти постоянных членов Совета Безопасности и значительные сокращения для наименее развитых стран. В целях совершенствования организации ОПМ ООН создала Ситуационный центр, улучшила программы подготовки миротворческого персонала, разрабатывает основные принципы ОПМ.
|