Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Да. Выбери сам. Такие выборы - одна из лучших практик.
21.06 Шаман долго смотрел на огонь и обернулся на вопрос. Я открыл рот, чтобы повторить вопрос и застыл, увидев не взгляд, а отражение неба в его глазах. Шаман мигнул, и стал виден взгляд. - Ты что - то делал глазами? - Не я - огонь. - Что? - Можно сказать, что лечил глаза. Лучше мозг. - Как это? - Глаза - часть мозга. Душа как пламя. Когда мозг настраивается на огонь, он настраивается правильно. - Но огонь может быть опасен. - Я говорю о костре, свече или другом дружелюбном огне. - Когда ты зажигаешь ладонью костер, ты это используешь? - С большой натяжкой - ладонь как линза для внутреннего пламени. - А почему я видел не взгляд, а отражение неба? - Я же не смотрел. Просто внутренний огонь общался с костром через глаза. - Как этому научиться? - Почти у всех людей в жизни бывают такие моменты. Вспомни их и воспроизведи. Только начинай практиковать в памяти, без огня. - Почему? - Это может быть опасно без овладения контролем. Влезешь носом в свечу. - Чего нужно добиваться сначала? - Начинал эту практику так давно, что помню смутно. Сначала добейся неподвижности пламени. - Что это? - Вспомни, как горит свеча в безветренную ночь. Ее пламя также неподвижно, как и камень. Но протяни руку - обожжешься. - Это обязательно? - Без этого не будет контроля. - Но лепестки пламени в костре не неподвижны. - В своем времени они неподвижны как горы или льды. Ты дальше от огня, чем я думал. Пламя живет не лепестками, а башнями. Для начала просто рассмотри внимательно пламя.
21.06 Мои попытки рассмотреть пламя кончались резью в глазах. Я понял, что нужно узнать что - то еще или прекратить эту практику. - Почему у меня болят глаза? - В какой - то момент ты “входил” в пламя? - В какие - то моменты ум как бы входил внутрь пламени. - Глаза заболели после этого? - Не помню. - Чтобы освоить практику нужно наблюдать за нею. Освоение практики - усилие сознания. - Что мне делать? - Ты не готов. Садись подальше и начни с изучения тлеющих угольков. Постепенно привыкай. - Хотелось бы более четких инструкций. - Полной ясности не будет никогда. Не жди ее, привыкай действовать в условиях частичной неопределенности. 02.01 Долго думал, включать ли в книгу этот раздел. И если включать, то в натуральном виде или отредактированном. Потом стал размышлять о том, чем вызваны сомнения. Откровенно, сомнения вызваны нежеланием с кем - либо конфликтовать. Само преподавание психологии в небольшом городе приучает думать об этом. Например, по ночам начинает названивать религиозная фанатичка и кричать в трубку: “Ты рассказываешь студентам про Фрейда! Это против Учения! ”. Далее угрозы и оскорбления. Объяснять, что история современной психологии уже невозможна без Фрейда, бесполезно. Только вызывает новую волну активности фанатиков. Размышления привели к выводу о том, что я побаиваюсь таких фанатиков. Но страх не должен руководить моими действиями. Решил все описать так, как и было. Пусть высшие силы все расставят на свои места. Компетентность Шамана в вопросах городской жизни подтолкнула меня к некоторым вопросам об ее устройстве. - Почему сегодня недостойные живут лучше достойных? - В каком смысле недостойные? - Ну, без образования, некомпетентные. - Ты это вкладываешь в достоинства? - Всякие бандиты, жулики, вообще, люди, не выполняющие десять заповедей. - Может быть, заповедей было больше? - В голову такое не приходило. - Не всякое знание доступно к размышлению. - В каком смысле? - Если векам запрещается о чем - то размышлять, потом это просто становится неосознаваемым правилом мышления. - Ты знаешь другие заповеди? - Не могу утверждать. Просто со стороны вижу то, что веками невыгодно никакому государству. - Что это? - Я думаю, могла быть такая заповедь: “Не бойся”. - “Не верь, не бойся и не жди”[34]? - Нет, только - не бойся. - Но человек не выжил бы эволюционно. - Не в смысле безрассудности, а в смысле что-нибудь предпринимать. - Ты думаешь, в этом они лучше меня? - В одном лучше, в другом хуже. Также и их жизнь.
02.01. Как можно не бояться? Государство, отношения ко многому обязывают, но дают защиту. Если не бояться, то многие отношения становятся обессмысленными. Может быть, Шаману не нужна принадлежность к социальной системе, потому что он не боится? - У тебя есть какая - то концепция смысла жизни. - Тебе уже никто не поможет со смыслом. - Почему? - Ты - взрослый самостоятельный мужчина. Можно сказать, что стоишь на последней ступеньке тех смыслов, которые дает общество. Можешь на ней и стоять. Но, если решишь идти дальше - выше, сам должен придумать смысл. - Если это удастся, другие смогут пользоваться новым смыслом. - Да, если твоя практика будет доступна другим. Так общество расширяет свой мир смыслов.
02.01 День очень короток. Рассвет в одиннадцать. Закат в три. Летом солнце садится за вершины прибрежных гор, а сейчас до берега не доходит и садится в море. Сочетание темно - серого в сумерках льда и ярко оранжевых облаков на горизонте создает ощущение какой - то непрочности мира. Как будто закат нарисован на очень тонкой занавесочке, которая может порваться, и за ней откроется неизвестный, но жесткий реальный мир. Такое же ощущение возникает при размышлении о создании собственных новых смыслов. У Шамана наверняка есть собственные смыслы его жизни и практик. - Так много людей, но не слышно о новых смыслах. - Большинству не нужны новые смыслы. Они даже будут враждебны к этому. - Как же они все - таки создаются? - Многих не устраивает их жизнь. Единицы настолько конструктивны, что могут начать новые практики. - Почему единицы? - В рассуждениях это здорово, а в конкретной жизни страшно. - Почему? - У тебя есть авторитетные для общества родственники, друзья? - Есть. - Наверное, не очень приятные люди? Навязывают иногда свои взгляды? - Да, своеобразные. - Почему терпишь? - Надеюсь, что в трудной ситуации они помогут, защитят. - Точно? - Не знаю. - Для свободы мышления ты должен перестать с ними соглашаться, когда тебе это не нравится. - Неуютно. Как крышу разобрать. - “Крыша” - хороший термин. Чтобы расти дальше, нужно иногда разбирать “крышу”. - Сейчас есть в городе такие выражения “крышу снесло”, “лишиться крыши”. - Язык - коллективный ум. Много найдется людей, конструктивно разбирающих свою “крышу”? - Очень мало. - Потому и единицы, что из ста таких только один думает о смыслах.
02.01 «Перед важным действием Шаман потирает руки над пламенем. - Что ты делаешь? - Увидел это у местных шаманов, сразу понял смысл и с тех пор делаю так. - В чем смысл? - Очищаю руки от остатков других дел». - Свобода. Благодарность Волка В то лето я работал психологом в отделе НОТ угольного треста под Карагандой. Однажды вызвали в прокуратуру. В кабинете ожидали двое невысоких квадратных мужчин в штатских костюмах. Они сразу мне напомнили злобных бульдогов. Мужчины представились офицерами - оперативниками и предложили провести редкую в те годы судебно-психологическую экспертизу аффекта. Полистав дело, я сразу сказал, что никаким аффектом здесь и не пахнет. Подсудимый, бывалый преступник, имел высокий статус в криминальных кругах. Скорее всего, имело место какая - то демонстративная выходка убийцы - рецидивиста. Ситуация вовсе не вынуждала к аффективным действиям. Оперативники посерьезнели, переглянулись, и тот, что помоложе, сказал: “Он - красный”. Увидев мои поднятые брови, второй пояснил: “Он с нами сотрудничает, нужен аффект”. Я попросил время, что обрадовало оперативников: “Подумай хорошо. Откажешься - будут проблемы. Правильно решишь, и твоей бабе помогут авторитетные люди”. Женщина, с которой я тогда жил, ночью на мотоцикле сбила человека. Реальное чувство вины угнетало нас, не давало спокойно обдумать и оценить ситуацию. Таня считала, что ей будет легче, если ее посадят. Я отговаривал тем, что это не поможет, но без внутренней убежденности, то есть и неубедительно. К счастью, серьезных травм не было, только ушибы, но, мужчина уже подал заявление. Третьего дня я ходил к нему и договорился. Заявление забрать не удалось. Не отдали, сказав, что дело ушло в областную прокуратуру. Посоветовавшись с Таней, стал тянуть время. Никакое “сотрудничество” не могло служить оправданием убийства - в этом мы были единодушны. На очередном “собеседовании” оперативники мне прямо сказали: “Или посадим твою, или получишь от людей двадцать тысяч”. Вот как им нужно было помочь Красному. Сейчас я понимаю, что деньги бы не отдали, а, скорее, заставили бы “лепить” экспертизу за экспертизой. Вечером я решил написать Красному аффект. Таня не спала, иногда рыдала. Под ее рыдание мне и приснился Волк. Фрагментом. Он бежал по снегу. Ему было хорошо. Он был свободен и никогда ничем не поступался. Все стало предельно ясно. Утром мы, бросив трудовые книжки и небогатый скарб, уехали в Москву. Товарищ обещал сообщить, если Таню объявят в розыск. Тогда мы уехали бы в Магадан и ушли бы на несколько лет в тайгу. Моя сестра, работавшая начальником сельхозотдела в Колымагидрометеокомитете[35], могла показать более - менее оборудованную не используемую точку. Розыска не было. Опера блефовали. В Москве, без жилья, работы и почти без денег, мы впервые по - настоящему почувствовали себя свободными и уверенными.
1999, 2001 Снежный человек 19. 07 У меня нет сомнений в том, что Шаман может многое, недоступное простому человеку. При этом сам Шаман утверждает, что, например, в его общении с растениями, животными, ручьями и облаками нет ничего мистического, а есть определенные практики. Просьбы показать что-нибудь специально Шаман игнорирует, но его исчезновения и появления, призывы рыбы в ловушку, свист для отпугивания комаров, угрозы мышам и другие “бытовые практики” я наблюдаю постоянно. Шаман редко обсуждает со мной эти практики, отговариваясь неразвитостью моего языка, но иногда кое - что поясняет. - Ты утверждаешь, что можешь существовать одновременно в разных точках пространства? - Для твоей реальности. - Как это? - Вот ползет паук. Ты ставишь на его пути руку, паук разворачивается. Ты ставишь другую руку. Для паука твои руки - два разных существа, но это - ты один: и спереди, и сзади одновременно. - Если на меня нападают два волка, это два волка или одно существо? - Волки, медведи и все звери - могут быть руками Духа местности. Не раздражай его, и никто не нападет. 19.07 Некоторые странные ритуалы Шаман объясняет нежеланием раздражать сверхсущества или даже желанием получить от них помощь. Сначала я думал, что он научился этим ритуалам у эвелнов, пока не увидел, что они сами приходят к нему за подсказкой и уточнением. Мои расспросы об источнике знания ритуалов Шаман счел бесполезными, заявив, что я все равно не занимаюсь соответствующими практиками. Сам употребленный мною в контексте вопросов термин “ритуалы” привлек внимание Шамана, и он сказал, что я интерпретирую как ритуалы все непонятные мне действия. Единственный раз мне удалось получить разъяснение природы сверхсуществ. - О каких сверхсуществах ты говоришь? - Представь себе глубоководную рыбу без зрения и слуха. Может она иметь представление о солнце, тебе, твоей деятельности? - Нет. - Правильно, у тебя на два чувства больше. А теперь представь себе существ, у которых на два чувства больше, чем у тебя. Можешь ты иметь представление об их мире и их деятельности? - Мне говорил об этом один коллега, но я не верю в существование таких существ. - Что тебе мешает? - Если бы они были, мы бы видели следы их деятельности. - Мы их видим. - Где же они? - Например, движение материков. - А я думал, что материки движутся по естественным причинам. - Если ты придешь вырубать лес, зайцы разбегутся. А когда они вернутся, то не смогут связать пеньки с твоей деятельностью. Для них это будет “по естественным причинам”. - Эти сверсущества - Духи? - Нет, просто существа. - Это - инопланетяне? - Хоть горшком назови... - Их много на Земле? - На их Земле много, а на нашей нет, как нет нас на Земле Глубоководной Рыбы. 20.07 Появившееся ночью чувство тревоги, не покидало меня все утро. Я не мог найти причину. Ни физические, ни астральные животные не могли мне угрожать при Шамане. Людей не было, по крайней мере, в радиусе ста километров. Некоторое время я смотрел на спокойного, как вода в утреннем колодце, Шамана и неожиданно для самого себя спросил: - Снежные люди есть? - Да. - Ты видел их? - Да. - Как они выглядят? - Для человека очень устрашающе. - Они опасны? - Нет. Мы им безразличны. - Все же, как они выглядят? - Представь себе человеко-медведя выше высокого дерева с горящими глазами и очень хищной мордой. - Десять метров высотой? Почему же их никто не может поймать? - У них на одно чувство больше, чем у нас. Человеческая охота на них была бы похожа на охоту слепых на зрячего. - Значит, если несколькими дивизиями оцепить большой кусок тайги и плотно прочесать, их обязательно поймают? - Не ищи приключений.... - Но все же принципиально можно их стопроцентно поймать? - Бесполезно. Они уйдут в свои туннели. Вся дивизия пройдет мимо. - Что за туннели? - Человек со своей геометрией и энергетикой может передвигаться только по определенным туннелям на Земле, хотя ему кажется, что он передвигается свободно. - Знаешь, я читал “Книгу песчинок[36]”. Там сказано о туннелях, сокращающих географические расстояния. - Неудивительно. Все хорошие фантасты - экстрасенсы. А в твоей книге сказано, что эти туннели населены? - Нет. - Видишь. Да люди и не могут попасть в туннели других существ просто так. - То есть снежные люди нам не встретятся? - Те, кого называют снежными людьми, могут передвигаться по нашим туннелям тоже, хотя это бывает редко. - Снежные люди видят туннели. - Это - обыденность для них. - Как же ты встречался с ними?
|