Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 30
Театральная культура Древнего Рима берёт свое начало от нескольких явлений. Фесценнины. В ранний период истории Древнего Рима в деревнях справлялись праздники в честь сбора урожая, сопровождавшиеся распеванием обрядовых песен, которые назывались фесценнинами. Эти песни носили насмешливый характер, были шуточно-бранными, им была присуща обрядовая вольность и ритуальное сквернословие. Сатуры. По свидетельству историка Тита Ливия во время сильной эпидемии (364 г. до н.э.) для совершения ритуала, необходимого, чтобы умилостивить богов, в Рим были приглашены этрусские актёры. Они танцевали под аккомпанемент флейты, но не сопровождали свои телодвижения ни жестами, ни словами.
Римская молодёжь начала подражать этрускам, но внесла в это действо ряд изменений. Римляне добавили к своим танцам жесты и диалог. Изначально слова их были не более, чем грубыми стихами-экспромтами, напоминавшими фесценнины, однако со временем жанр этот совершенствовался. Исполнители, получившие название гистрионов (от этрусского ister - актёр), распевали сатуры, положенные на музыку. Сатура (смесь, всякая всячина) - литературный жанр в Древнем Риме, представлявший собой соединение разных по форме и содержанию стихотворных и прозаических произведений. Театральный жанр, разыгрывавшийся гистрионами, так же получает название сатура. Драматические сатуры - небольшие сценки бытового и комического характера, включавшие в себя диалог, пение, танцы, исполнялись под аккомпанемент флейты. Ателлана. Ещё одна ранняя форма существования театральной культуры в Древнем Риме - ателлана. Это короткие одноактные комические сценки, изначально не имевшие закреплённого драматического текста и разыгрывавшиеся по сценарной канве. Своё название этот жанр народного театра получил от небольшого городка Ателлла. Важной особенностью ателланы помимо её импровизационного характера было наличие 4 постоянных персонажей-масок: Макк (Maccus - «дурак») - обжора, дурак, простофиля и ловелас. Изображался лысым, с крючковыатым носом и ослиными ушами. Макк всегда попадал впросак и часто оказывался побитым. Буккон (Bucco - «щекастый») - смышлённый обжора и сплетник. Изображался с раздутыми щеками и отвислыми губами. Папп (Pappus - «папаша») - богатый, скупой и глупый, плешивый старик, волочащийся за молодыми красотками. Доссен (Dossenus, от лат. dorsum - «горб») - хитрый и злой горбун, невежа и шарлатан, дурачащий всех своей мнимой учёностью. Изначально ателланы разыгрывались бродячими гистрионами, затем молодыми римскими гражданами, а позднее - профессиональными актёрами. В I в. до н.э. ателлана получает литературную обработку в творчестве Помпония и Новия. В правление Юлия Цезаря ателланы были запрещены, так как в них зачастую содержались прямые насмешки над реальными лицами, занимающими высокое общественное положение. Существует рассказ о том, что Калигула велел сжечь одного из актёров ателланы прямо на глазах у публики за то, что тот высказал намёк на самого императора. Исполнители ателланы подвергались гонениям и при других императорах, например, Нероне и Домициане. Однако представления продолжали, есть свидетельства о том, что ателланы ставились даже в эпоху христианства. Мим. Вид театрального представления, пришедший к римлянам от греков. Мим родился из народных представлений, где подражали действительности посредством жеста-танца. Мим развивался в двух направлениях: пантомима и короткие драматические сценки, зачастую с импровизированным текстом. Литературный мим родился на Сицилии. Известным его автором был Софрон из Сиракуз. В Риме мимы появляются на сцене с III в. до н.э. под названием fabula ricinata (от названия женского покрывала - ricinium). Актёры обоих полов выступали в этих покрывалах. Мимы игрались без масок. Язык мимов был народным, тематика происходила из комедии ателланы, образы были стереотипны. Важную роль играли танец и музыка. Мим пользовался у римлян большой популярностью. Все эти ранние театральные формы в Древнем Риме были достаточно примитивными. Поэтому наиболее важную роль в возникновении древнеримского театра сыграла греческая театральная культура. Римская культура активно вбирала в себя культурные достижения покорённых государств. Когда римляне подчинили Грецию, Рим захлестнула волна увлечения более развитой греческой культурой. Паллиата (комедия греческого плаща, pallium - короткий греческий плащ) - представляла собой римскую переработку новой аттической комедии. Персонажи паллиаты носили греческие имена, греческую одежду, действие всегда развивалось где-нибудь в Греции. Римские комедиографы часто соединяли в одной пьесе сцены из нескольких греческих комедий. Самые известные представители этого жанра - Плавт и Теренций. Тогата (комедия тоги, верхняя одежда в Древнем Риме). Тогата основывалась на местном материале, её персонажами были люди простого звания. По свидетельству Сенеки тогата имела более серьёзное содержание, чем паллиата, и даже приближалась к трагедии. Большое место в этих пьесах занимали женские персонажи. Крупнейшие представители жанра - Титиний, Афраний и Атта. Плавт — представитель того литературного жанра, который был известен под именем «комедии греческого плаща». или «паллиаты» (от слова «паллий», обозначающего греческий плащ). Все персонажи комедий Плавта носят греческую одежду и греческие имена. Само действие пьесы происходит также в каком-либо греческом городе. В комедиях Плавта выводятся те же персонажи, что у Менандра и у других представителей новой аттической комедии. В общих чертах сюжеты пьес Плавта такие же, как в новой комедии. Преемником Плавта в жанре комедии паллиата был Публий Теренций Афр (то есть «Африканец»). Как показывает последняя часть его имени, он был уроженцем северной Африки. Сюжеты почти всех своих комедий Теренций заимствует у Менандра, причем старательно подчеркивает греческий колорит. Темы пьес Теренция — семейные конфликты. Два братастарика спорят о воспитании детей, старый отец терзается, что своей суровостью принудил сына уйти в наемники, и т. д. В комедиях Теренция выступают сводники, параситы, пронырливые рабы и гетеры, они обычно лишены тех жизненных черт, которыми наделяет их Плавт. Даже гетеры оказываются у Теренция похищенными в юности дочерьми почтенных родителей. У Теренция обычно нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта, зато он стремится дать более углубленную психологическую характеристику своим персонажам, создавая в таких случаях интересные жизненные образы. Такова, например, его гетера Фаида из комедии «Евнух», способная на искреннюю привязанность к своему возлюбленному и желающая уберечь свою названную сестру от пути, испытанного ею самой.
|