![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как лучше учить
Запоминание — только часть изучения. Учитывая то, как нелегко порой запомнить, можно представить, насколько сложно чему-то научиться. Успех учения зависит от таких понятий, как личный опыт, строгость преподавателя, практика и умение слушать и задавать раздражающие вопросы. Информация, которую вы почерпнули из этой и из предыдущих глав, поможет вам понять, какие из методов обучения могут принести пользу, а какие обречены на провал. Приведем краткий список, в котором отражены результаты десятилетий исследований в области образования. • Используйте множество методов. Наверное, у каждого есть любимый метод обучения. Одни овладевают знаниями, слушая и записывая новые факты, другие полагаются на зрительные опоры и воображение, а третьим требуется понять, как новое знание применимо на практике. Будучи студентом, определите для себя самый удобный метод обучения и последовательно занимайтесь по нему (а не пытайтесь следовать методам других людей). Будучи преподавателем, старайтесь использовать разнообразные материалы и упражнения, помогающие студентам ознакомиться с темой различными методами. • Привлекайте внимание. Исследования доказали, что способ овладения знаниями во сне — когда человек одновременно слушает записи лекций и дремлет — полная чушь. Чтобы дей- ствительно овладеть информацией, нужна концентрация внимания. Лучший способ привлечь внимание — это задавать вопросы. Если вы преподаете, используйте так незаслуженно забытую тактику двойных вопросов. Задавайте студентам специальные вопросы (на которые нельзя ответить «да» или «нет»), чтобы поддерживать их внимание, и побуждайте их задавать собственные вопросы по теме сказанного. • Сделайте это своим. Лучший способ что-то изучить — соотнести новое знание с собственными представлениями и жизненным опытом. Как только вы поняли основные факты, которые необходимо выучить, начинайте в уме ими манипулировать. Наилучший подход определяется в зависимости от предметной области и личности учащегося, но вы можете попытаться упомянуть новую информацию в разговоре, написать эссе, решить подобные задачи, поучаствовать в ролевой игре, прочитать дополнительную литературу по данной теме и т. д. Чем дольше вы будете прокручивать новую информацию в уме, тем лучше сможете применить полученные знания на практике. • Научите этому кого-нибудь еще. Этот метод работает на различных уровнях. Он побуждает учащихся организовать материал, повторить его вслух, обдумать и ответить на вопросы, что помогает еще больше закрепить знания. • Часто делайте перерывы. Простая прогулка по кварталу даст мозгу необходимое время и возможность зафиксировать новые понятия. Также продумайте, сколько времени посвящать учебе каждый день. Как вы узнали из главы 4, мозг привыкает к постоянным, не меняющимся раздражителям и перестает обращать на них внимание. В одном исследовании сравнивались успехи двух групп студентов в новом предмете. У первой группы было два двухчасовых перерыва между занятиями, а у второй — только один часовой перерыв. Вторая группа овладела предметом быстрее (за меньшее количество дней), но потратила на его изучение в два раза больше учебных часов. Так что безумная зубрежка, конечно, даст свои результаты, но это далеко не лучший способ распределения времени. • Повторяйте. Мозг постоянно удаляет лишнюю информацию. Даже если вы освоили новый предмет, знание его со временем ухудшится, если вы не будете применять его на практике. Если в настоящий момент вы не пользуетесь какими-то знаниями, но не хотите их забыть, время от времени освежайте их в памяти. • Настройтесь. Если вы преподаете, делайте это воодушевленно — так вы скорее убедите слушателей в том, что в изучении вашего предмета есть смысл. Будучи студентом, вырабатывайте у себя желание постоянно учиться. Поймите, что даже самые успешные люди открыто признаются в своем невежестве и стремятся к постоянному самосовершенствованию.
|