Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва 2012






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Социология журналистики»

Цикл общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.15

Специальность 030601.65 Журналистика

 

Курс:   Аудиторная работа:  
Семестр:   Лекции:  
    Практические занятия  
Зачет:   (семинарские занятия):  
Экзамен:   Самостоятельная работа:  
       
Курсовая работа:   Всего часов:  

 

 

Рабочую программу составила Кандидат психологических наук: Федяева Анна Филипповна
(должность, ученая степень, звание) (подпись)
   
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры связей с общественностью  
  Протокол № 1 от «12» 09. 2012 г.
Заведующий кафедрой _______________ А.Ф. Федяева
  (подпись)

 

Киров

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ

 

ПРОГРАММА КУРСА

«Социология журналистики»

 

 

по специальности 030601.65 Журналистика

 

· Учебная программа

· Тематический план

· Планы семинарских
и практических занятий

· Вопросы для подготовки к зачету

 

Москва 2012

Корнеев С. Т., Федяева А.Ф.

 

Программа курса « Социология журналистики». – М.: МГЭИ, 2012. – 28 с.

 

Одобрено кафедрой журналистики. Протокол заседания кафедры от 21 апреля 2011 г. № 7. Для студентов гума­нитарного факультета МГЭИ, обу­чаю­щих­ся по специаль­ности «Журналистика».

 

№ 1715

 

 

Одобрено кафедрой связей с общественностью Кировского филиала МГЭИ. Протокол заседания кафедры Протокол от «12» 09. 2012 г. № 2. Для студентов, обучающихся по специальности 030601.65 Журналистика.

 

 

© Московский гуманитарно-экономический институт, 2012

© Кировский филиал МГЭИ, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предисловие. 5

Тематический план (дневное и заочное отделения) 8

Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания учебной дисциплины.. 10

Программа курса. 1212

Рекомендуемая литература. 17

Планы семинарских и практических занятий. 18

Методические рекомендации по изучению курса
для студентов очно-заочной формы обучения. 20

Тематика рефератов. 22

Вопросы для подготовки к зачету. 23

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебная дисциплина «Социология журналистики» призвана формировать социологическую культуру и социологическое мышление студентов-журналистов с учетом общественно-политического характера их будущей профессии, а также познакомить их с основными направлениями социологических исследований в сфере массовых информационных процессов, методикой проведения конкретно-социологических исследований аудитории СМИ, редакционной почты, журналистского корпуса, эффективности деятельности различных органов информации по формированию общественного мнения.

В этой связи особое внимание в ходе чтения курса следует обратить на определение объекта и предмета социологии журналистики: объектом данной учебной дисциплины является функционирование и развитие средств массовой информации в системе массовой коммуникации, а предметную область составляет взаимодействие СМИ и массовой аудитории в процессе производства и распространения социальной информации. Важное значение имеет также выявление исследовательского метода социологии журналистики – системного подхода к анализу всех явлений и процессов, связанных с функционированием средств массовой информации в обществе.

Учитывая практическую направленность курса, необходимо обеспечить участие студентов в процессе освоения учебной дисциплины в подготовке и проведении конкретно-социологического исследования по одному из направлений социологии журналистики, начиная с разработки программы и заканчивая обработкой полученных данных и их графической интерпретацией. Целесообразно провести это конкретно-социологическое исследование в форме деловой игры на вузовской базе, проанализировав включенность студенческой молодежи в массовые информационные процессы.

Изучение курса завершается зачетом по содержанию дисциплины и результатам выполнения практического задания.

Содержание курса составляют: освоение теоретических основ и краткой истории социологии журналистики, знакомство с ведущими концепциями роли СМИ в жизни общества, организацией и техникой конкретно-социологического исследования в сфере массовых информационных процессов, анализ операциональных определений и эмпирических показателей, характеризующих аудиторию, массовые информационные процессы, контент СМИ, журналистов, авторский состав и редакционные коллективы, редакционную почту, общественное мнение со стороны воздействия на него средств массовой информации.

Основные виды учебных занятий по дисциплине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.

Лекции отражают тематическое и дидактическое содержание программы курса, которая представляет собой детальную разработку соответствующих требований ГОС ВПО. Они должны отличаться проблемной постановкой учебных вопросов, ориентировать студентов на наиболее важные в теоретическом и практическом плане аспекты изучаемой дисциплины, сообщать новую эмпирическую информацию по узловым направлениям социологии журналистики. Особенностью лекционного изложения материала является обеспечение методологического единства в преподавании курса: общим знаменателем всех изучаемых тем выступают социальные условия и социальные последствия функционирования СМИ.

Семинары проводятся с целью углубленного анализа отдельных проблем науки, освоения студентами наиболее сложных и трудных теоретических положений, изучаемых в курсе социологии журналистики, формирования методологической дисциплины и социологического мышления будущих журналистов

Практические занятия нацелены на то, чтобы помогать студентам в овладении методикой сбора эмпирической информации и ее последующей обработки. Содержание практических занятий составляют тренинги по разработке инструментария конкретно-социологического исследования (КСИ), сбору первичной социологической информации, применению математических и графических способов анализа полученных данных.

Самостоятельная работа студентов нацелена на закрепление знаний, полученных в процессе аудиторных занятий, совершенствование навыков использования в журналистской деятельности социологических источников, практическое освоение методических приемов КСИ. В часы самостоятельной работы студенты дорабатывают конспекты лекций, знакомятся с рекомендованной литературой, выполняют практическое исследовательское задание, готовятся к семинарам, к зачету.

Изучение курса «Социология журналистики» имеет целью:

– во взаимодействии с другими дисциплинами обеспечить подготовку студентов по избранной специальности, отметить тесное взаимодействие журналистики и социологии в познании социальных явлений и процессов;

– формировать социологическое мышление и социологическую культуру будущих журналистов;

– раскрыть значение социологического понимания общественной роли средств массовой информации;

– дать студентам отчетливое представление о социальных аспектах массовых информационных процессов и функционировании журналистики как социального института;

– выявить социально-психологические особенности восприятия информации массовой аудиторией;

– познакомить студентов с основами методологии и методики конкретно-социологического исследования.

В результате овладения программой курса «Социология журналистики» студент должен:

иметь представление:

– о системном характере массовых информационных процессов;

– о социальных проблемах функционирования различных структурных элементов системы массовой коммуникации;

– о социальных предпосылках эффективности СМИ;

– о методах измерения социальных характеристик институтов, участвующих в массовом информационном обмене;

знать:

– закономерности функционирования СМИ в обществе;

– систему средств массовой информации современной России в структурно-описательном и социолого-статистическом измерениях;

– основные операциональные определения (показатели), раскрывающие структуру и содержание элементов массово-информационной системы;

– категориально-понятийный аппарат социологии журналистики;

– организацию и методику конкретно-социологических исследований в сфере массово-информационных процессов;

уметь:

– использовать полученные знания в журналистской деятельности: при анализе и отображении социальной действительности в публицистических произведениях, при разработке на страницах прессы (на радио и телевидении) социальной тематики;

– применять результаты конкретно-социологических исследований для подготовки проблемных выступлений в СМИ;

– использовать методику КСИ в ходе проведения силами редакции локальных исследований контента, редакционной почты, общественного мнения, авторского состава, аудитории;

иметь навык:

– поиска, анализа и использования социологической информации в повседневной работе журналиста;

– общения с сотрудниками научно-исследовательских социологических структур, грамотной постановки перед ними исследовательских задач по массово-информационной тематике;

– компетентной разработки исследовательских проектов в ходе самостоятельно проводимых редакцией КСИ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал