Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО (2000 г.).






Тематический план (дневное отделение)

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа
лекции семинары практические занятия
  Социология журналистики как предметная область социологии          
  Организация и методика конкретно-социологических исследований в области журналистики          
  Массовые информационные процессы и их социологическая характеристика        
  Аудитория средств массовой информации (в целом, отдельных изданий, каналов, программ)          
  Задачи и методы изучения текстов массовой информации          
  Задачи и методы изучения редакционной почты        
  Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ          
  Редакция и журналист как объекты социологии журналистики            
  Социологическая культура и социологическое мышление журналиста        
  Зачет  
  Всего по дисциплине            

Тематический план (заочное отделение)

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа
лекции семинары практические занятия
  Социология журналистики как предметная область социологии            
  Организация и методика конкретно-социологических исследований в области журналистики            
  Массовые информационные процессы и их социологическая характеристика            
  Аудитория средств массовой информации (в целом, отдельных изданий, каналов, программ)            
  Задачи и методы изучения текстов массовой информации            
  Задачи и методы изучения редакционной почты            
  Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ            
  Редакция и журналист как объекты социологии журналистики            
  Социологическая культура и социологическое мышление журналиста            
  Зачет  
  Всего по дисциплине            

требования гос [1] к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «социология журналистики»
по специальности 030601.65 журналистика

 

Социология журналистики как предметная область социологии. Формирование социологической грамотности и культуры журналиста. История развития социологии журналистики. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.

Задачи, объекты, направления, типы, виды социологических исследований. Теоретическая база, основной понятийный аппарат. Особенности организации исследований в области социологии журналистики. Этапы и процедуры исследований.

Социологическая теория функционирования средств массовой информации. Социальные функции СМИ и их социологический анализ. Социологический подход к процессам производства, распространения и потребления массовой информации.

Социологическое знание в процессе обоснования типа, концепции и программы органа информации и их реализации. Виды и задачи соответствующих исследований. Роль социологических методов и информации на других этапах работы редакции и журналиста.

Аудитория средств массовой информации (в целом, отдельных изданий, каналов, программ). Понятия целевой (базовой), потенциальной, реальной аудитории. Социальные потребности как объективная основа информационных потребностей. Субъективные и объективные характеристики аудитории: информационные потребности, интересы, мотивы обращения к СМИ, запросы, ожидания, характеристики потребления массовой информации.

Задачи и методы комплексных социологических исследований аудитории СМИ. Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии журналистики и информационного маркетинга. Количественные и качественные методы аудиторных исследований. Интервьюирование (очные, телефонные и электронные опросы), анкетирование, дневники, фокус-группы, технические методы замеров аудитории. Типы выборок. Анализ данных, их комментирование. Итоговые документы аудиторных исследований (стандартизация показателей, табличные и графические способы представления данных).

Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ и ее отношения к ним.

Задачи и методы изучения текстов массовой информации. Качественные и качественно-количественные методы. Особенности конструирования выборок. Контент-анализ и его разновидности. Качественный анализ (в том числе экспертное чтение). Особенности социологического анализа печатной и аудиовизуальной информации. Новые возможности анализа текстов массовой информации с использованием компьютерной техники, на базе электронных версий СМИ.

Задачи и методы изучения редакционной почты. Возможности контент-аналитической техники. Принципы и методы разработки кодификаторов.

Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ. Направления, особенности и методы изучения общественного мнения.

Социологическая информация на страницах печати, телевидения, радио, в сетевых СМИ. Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с нею в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Правовые и иные формы регулирования.

Владельцы СМИ, учредители органов информации и их социологическое изучение.

Редакция и журналист как объекты социологии журналистики. Задачи и методы исследований. Социология журналистского образования. Черты социологического портрета современного российского журналиста.

Социологическая литература и периодика. Социологические центры, их специализация. Каналы распространения социологической информации.

Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы (в том числе в формах интерактивной журналистики): репрезентативность, границы выводов. Специализированная социологическая служба органа информации.

программа курса

 

Тема 1. Социология журналистики как предметная область социологии

 

Уровни и структура социологического знания, место в нем социологии журналистики. Формирование социологической грамотности и культуры, социологического мышления журналиста – главная цель изучения данной дисциплины студентами. История развития социологии журналистики в мире и в России. Обзор наиболее заметных социологических концепций о роли СМИ в жизни человека. Основные задачи социологического изучения массовых информационных процессов: выявление социальных условий эффективного функционирования СМИ в обществе и анализ социальных последствий их воздействия на аудиторию. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.

Задачи, объекты, направления, типы, виды социологических исследований. Объект и предмет социологии журналистики. Системный подход как методологическая основа конкретно-социологического исследования в сфере массовой информации.

Социология журналистики как научная и учебная дисциплина. Содержание и задачи учебного курса, методика самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем, предусмотренных тематическим планом данной дисциплины.

 

Тема 2. Организация и методика конкретно-социологических исследований в области журналистики

 

Замысел и последовательность этапов конкретно-социологического исследования. Теоретическая база, основной понятийный аппарат. Программа КСИ и содержание ее методологического и процедурного разделов. Особенности организации исследований в области социологии журналистики. Этапы и процедуры исследований. Принципы построения выборочной совокупности при изучении аудитории, содержания СМИ, журналистского корпуса и других объектов. Техника социологического исследования. Методические приемы и способы сбора эмпирической информации: наблюдение, контент-анализ, опрос, эксперимент. Инструментарий КСИ, шкалирование изучаемых признаков, проведение анкетирования, модульная структура анкеты. Классификация документов, охватываемых контент-анализом. Обобщение и обработка полученных данных, графическая форма их представления. Интерпретация результатов КСИ. Подготовка отчетных документов.

Количественные и качественные методы аудиторных исследований. Интервьюирование (очные, телефонные и электронные опросы), анкетирование, дневники, фокус-группы, технические методы замеров аудитории. Типы выборок. Анализ данных, их комментирование. Итоговые документы аудиторных исследований (стандартизация показателей, табличные и графические способы представления данных).


Тема 3. Массовые информационные процессы и их социологическая характеристика

Социологическая теория функционирования средств массовой информации. Социальные функции СМИ и их социологический анализ, социологический подход к процессам производства, распространения и потребления массовой информации. Понятие массовых информационных процессов (МИП). Субъект и объект в массовых информационных процессах. Каналы МИП: канал прямых коммуникаций, канал массовых коммуникаций, канал межличностного общения. Взаимодействие каналов МИП. Роль СМИ в содержательном наполнении, поддержании эффективности функционирования каналов МИП. Концепция двухступенчатой коммуникации. Лидеры мнения. Количественные и качественные характеристики МИП: сравнительные показатели распределения источников информации в мире и в России, динамика временных затрат аудитории на получение информации из различных СМИ, уровень удовлетворенности потребителей качеством получаемой информации, влияние социальных факторов на тематические предпочтения различных групп населения и т. д. Эффективность МИП. Виды эффектов: психологические, внутренние и социально-организационные, поведенческие, внешние. Эффекты немедленные и отложенные. Факторы эффективности. Оценка эффектов и эффективности СМИ. Социологическое знание в процессе обоснования типа, концепции и программы органа информации и их реализации.

Виды и задачи соответствующих исследований. Роль социологических методов и информации на других этапах работы редакции и журналиста.

 

Тема 4. Аудитория средств массовой информации
(в целом, отдельных изданий, каналов, программ)

 

Факторы развития эмпирических исследований аудитории. Определение аудитории СМИ – в целом и аудитории диверсифицированной (отдельного издания, информационного канала, программы и т. д.). Качественные характеристики аудитории: неоднородность, рассредоточенность, анонимность. Понятия целевой (базовой), потенциальной, реальной аудитории. Социально-демографические показатели как базовая основа исследований информационных потребностей и поведения аудитории в медиасреде. Социальные потребности как объективная основа информационных потребностей. Объективные характеристики аудитории как потребителя информации: количество и способы получения информации, регулярность обращения и объем потребления информационных каналов. Другие показатели поведения аудитории, связанные с характером авторского, контрольного участия общества в коммуникациях. Субъективные характеристики обращения аудитории к СМИ: информационные потребности, интересы, мотивы обращения к СМИ, запросы, предпочтения, представления о функциях различных каналов и СМИ в целом, оценки, вкусы, ожидания, характеристики потребления массовой информации. Социально-психологические факторы избирательного восприятия и отношения к сообщениям СМИ. Пожелания – прогностический критерий в системе показателей информационного поведения аудитории.

Задачи и методы комплексных социологических исследований аудитории СМИ, их организация и техника. Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии журналистики и информационного маркетинга. Инструментарий конкретно-социологи­ческих исследований аудитории, обобщение, интерпретация и различные способы представления результатов изучения аудитории. Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ и ее отношения к ним. Проблемы и основные направления формирования информационной культуры массовой аудитории.

 

Тема 5. Задачи и методы изучения текстов массовой информации

 

Проблематика эмпирических исследований контента; качественные и качественно-количественные методы. Особенности конструирования выборок. Контент-анализ и его разновидности. Опыт сравнительного анализа контента СМИ из разных стран. Проблемно-тематический профиль информационного канала – основная предметная область контентных исследований СМИ. Функциональный ресурс публицистического текста как показатель его потенциальной эффективности. Критерий оценочности и его измерение в ходе конкретно-социологического исследования текстов массовой информации. Качественный анализ (в том числе экспертное чтение). Использование в СМИ различных знаковых систем для передачи информации. Особенности социологического анализа печатной и аудиовизуальной информации. Другие аспекты характеристики текстов в процессе контент-анализа: особенности отражения социальной действительности, авторская позиция журналиста, специфика конкретного канала массовой информации, информационного продукта, предлагаемого аудитории, соответствие контента установкам, принятым каналом. Организация проведения контент-анализа, его инструментарий. Новые возможности анализа текстов массовой информации с использованием компьютерной техники, на базе электронных версий СМИ.

 

Тема 6. Задачи и методы изучения редакционной почты

 

Редакционная почта как индикатор состояния социального здоровья страны, региона, конкретной местности. Документальный статус письма в редакцию. Задачи изучения редакционной почты: изучение общественного мнения; организация обратной связи «аудитория – редакция»; анализ проблем, волнующих население; мониторинг реакции аудитории на выступления СМИ; выбор информационных стратегий; программирование деятельности органа информации с учетом потребностей и пожеланий читателей, слушателей, зрителей. Научные, конкретно-социологические, и рабочие, практические, осуществляемые редакцией процедуры изучения редакционной почты. Направления исследований писем: проблемно-тематический (содержательный) анализ; изучение структуры авторов, географии поступающих писем; определение характера обращений в редакцию; выявление уровней социальных институтов, деятельность которых затрагивается в письмах или компетентных в разрешении затронутых в редакционной почте вопросов. Возможности контент-аналитической техники. Принципы и методы разработки кодификаторов. Компьютерная технология обработки и анализа редакционной почты, практика обращения к блогам в процессе изучения откликов аудитории на публикации СМИ.

 

Тема 7. Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ

 

Сущность общественного мнения (ОМ) как запечатленного массовым сознанием оценочно-ценностного отношения социальной группы к значимым для нее проблемам и фактам. Тождественность основных характеристик общественного мнения и содержания СМИ, предопределяющая возможность взаимодействия этих социальных институтов: мозаичность, подвижность, синкретичность, персонифицированность, функциональность. Структурные элементы общественного мнения и роль СМИ в их наполнении: интерес аудитории к определенным явлениям социальной действительности; предмет общественного мнения; знание субъектами общественного мнения его предметной области; убежденность носителей ОМ в обоснованности своих суждений и выводов; предписание, т. е. выносимое общественным мнением «решение» в форме требования, совета, поддержки, сочувствия, моральной нормы, ролевого ожидания, осуждения, недоверия, бойкота и пр.

Функции ОМ: регулятивно-воспитательная, нормативная, аналитическая, консультативная, экспрессивная, директивная, оценочная. Виды взаимодействия СМИ и ОМ: формирование общественного мнения средствами печати, радио, телевидения, его выражение в публицистических материалах, отражение ОМ в прессе, учет динамики общественного мнения в деятельности органов информации. Этапы, принципы, методы формирования общественного мнения при участии СМИ. Направления, особенности и методы изучения общественного мнения, взаимодействия СМИ и ОМ.

 

Тема 8. Редакция и журналист как объекты социологии журналистики

 

Журналистика как организованная профессиональная (специализированная) деятельность по производству контента. Задачи и методы исследований. Субъекты этой деятельности – журналисты и редакции. Владельцы СМИ, учредители органов информации и их социологическое изучение. Социология журналистского образования. Принятые в социологии объективные показатели поведения журналиста и его характеристики: профессиональный стаж и этапы карьеры; полученное образование и дальнейшее повышение квалификации; специализация на определенных функциях, проблематике, видах и жанрах; мера участия в программировании и руководстве деятельностью канала; активность в создании журналистских произведений; участие в общении с аудиторией и т. д. Профессиональное сознание как совокупность субъективных характеристик журналиста, выявляющихся в мотивах выбора профессии, понимании задач СМИ в целом и конкретных органов, каналов, представлении о необходимых для занятий данной профессией знаниях, ценностных ориентациях, принципах, навыках и умениях. Черты социологического портрета современного российского журналиста.

Индивидуальный, групповой (корпоративный) и индустриальный (социетальный) уровни социологического исследования журналистского сознания и деятельности. Характеристики, связанные с деятельностью медиаструктуры: отношение сотрудников к организации работы; перепозиционированию (смене основного тематического направления или целевой аудитории), к задачам канала/издания; взаимоотношениям в коллективе или между творческими работниками и менеджерами; к распределению обязанностей и нагрузки; к атмосфере в коллективе. Характеристики профессионального слоя в целом: связи между характеристиками сознания отдельных журналистов и моделью журналистики данной страны – авторитарной, либертарианской, тоталитарной, социальной ответственности, переходной; влияние отношений собственности на деятельность журналистов; взаимоотношения работников СМИ и властных органов; удовлетворенность журналистов действующим законодательством и мнение о необходимости его совершенствования; отношение к вопросам самоорганизации – защите своих прав в отношениях с работодателями путем объединения в профессиональные и творческие союзы; потребность в повышении квалификации; отношение к качеству и содержанию профессионального образования в учебных заведениях. Журналисты и их контрагенты – гражданское общество, власть, бизнес.

 

Тема 9. Социологическая культура и социологическое мышление журналиста

 

Понимание природы, тенденций и закономерностей социальных процессов, умение глубоко освещать актуальные проблемы современности с учетом социальных условий и факторов – важнейшая профессиональная компетенция журналиста. Особенности освещения социальной проблематики в современных средствах массовой информации. Владение социологическим категориально-понятийным аппаратом – свидетельство высокой общей и методологической культуры журналиста. Социологическая информация на страницах печати, телевидения, радио, в сетевых СМИ. Надежность и достоверность социологической информации, правила работы с нею в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления СМИ). Правовые и иные формы регулирования.

Непрерывное пополнение социологических знаний – составная часть профессионально-творческой деятельности журналиста. Социологическая литература и периодика. Социологические центры, их специализация. Каналы распространения социологической информации. Источники социологической информации, ведущие социологические научные и исследовательские центры. Специализированная социологическая служба органа информации. Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Работа с данными конкретно-социологических исследований, их проверка, интерпретация, формы представления аудитории через СМИ. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы (в том числе в формах интерактивной журналистики): репрезентативность, границы выводов.

рекомендуемая литература

Основная:

Фомичева И. Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.

 

Дополнительная:

Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 240 с.

Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

Социология журналистики: учебное пособие / И. Н. Блохин и др.; под ред. С. Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Планы семинарских и практических занятий

 

Практическое занятие 1 по теме «Организация и методика конкретно-социологических исследований
в области журналистики»

Основные вопросы

1. Программа конкретно-социологического исследования, ее назначение, структура и основные содержательные элементы.

2. Инструментарий и методы сбора эмпирической информации в конкретно-социологическом исследовании.

3. Обработка, интерпретация и способы графического представления полученных в ходе конкретно-социологического исследования результатов.

В ходе занятия студенты представляют подготовленные ими программы КСИ, определяют актуальные проблемы массовых информационных процессов, требующие научного анализа, предлагают образцы исследовательского инструментария, участвуют в обсуждении указанных материалов, делают статистическую обработку, графическое отображение предложенных преподавателем результатов ранее проведенных конкретно-социологических исследований.

Рекомендуемая литература

Основная:

Фомичева И. Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 8–38, 189–237.

Дополнительная:

Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – Гл. 14. – С. 194–229.

 

Семинарское занятие 1 по теме

«Аудитория средств массовой информации»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие аудитории и ее операциональные определения.

2. Эмпирические показатели включенности аудитории в массовые информационные процессы.

3. Социально-психологические особенности восприятия информации аудиторией.

4. Проблемы формирования молодежной читательской аудитории в современных условиях.

Рекомендуемая литература

Основная:

Фомичева И. Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 289–316.

Дополнительная:

Социология журналистики: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Блохин и др.; под ред. С. Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 241–271.

Практическое занятие 2 по теме

«Задачи и методы изучения текстов массовой информации»

Основные вопросы

1. Контент-анализ как наиболее распространенный метод изучения документов. Единицы анализа и единицы счета.

2. Проблемно-тематическое содержание материалов периодики.

3. Жанровая структура, авторский состав, география публикаций прессы.

Используя ранее разработанный инструментарий для проведения контент-анализа, студенты в составе исследовательских групп, перед которыми преподаватель ставит конкретные задачи, изучают различные аспекты содержания газет разных типов, результаты исследования обсуждают в ходе занятия.

Рекомендуемая литература

Основная:

Фомичева И. Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 8–38, 189–237.

Дополнительная:

Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – Гл. 14. – С. 194–229.

 

Семинарское занятие 2

по теме «Общественное мнение как социальный феномен, его роль в демократическом обществе и в процессе функционирования СМИ»

Вопросы для обсуждения

1. Общественное мнение: его структура и функции.

2. Общественное мнение как объект воздействия СМИ.

3. Принципы и этапы формирования общественного мнения средствами массовой информации.

4. СМИ: формирование или выражение общественного мнения – что важнее?

Рекомендуемая литература

Основная:

Фомичева И. Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 77–82.

Дополнительная:

Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – С. 114–171.


Методические рекомендации по изучению курса для студентов

очно-заочной формы обучения

 

Изучение дисциплины «Социология журналистики» студентами очно-заочной формы обучения имеет свои особенности, частично уже известные по опыту освоения других дисциплин, а частично совершенно новые в силу специфики самого предмета изучения. Речь идет прежде всего о необходимости сочетания теоретических знаний с навыками практической исследовательской работы в сфере массовых информационных процессов. Следующая особенность связана с преодолением «информационного притяжения» журналистики и переходом на иной уровень осмысления всех ее проявлений – через призму социальной обусловленности любого события, связанного с функционированием СМИ. Наконец, достаточно непривычным может оказаться постоянное требование, предъявляемое к социологической характеристике элементов в системе массовой коммуникации, – давать не только качественную, но также и количественную оценку анализируемым явлениям.

Первым и важнейшим шагом на пути к освоению данной учебной дисциплины является глубокое изучение одного из учебных пособий, рекомендованных УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика». В качестве такого источника, в наибольшей мере соответствующего задачам социологической подготовки журналиста, следует выделить книгу доктора филологических наук, профессора кафедры социологии журналистики факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова И. Д. Фомичевой «Социология СМИ» (М.: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.).

Приступая к осмыслению содержащихся в книге положений, необходимо исходить из того, что все явления в сфере массовых информационных процессов, все связанные с ними социальные институты имеют системную организацию, и, следовательно, при их анализе требуется применение принципов системного подхода, выступающего в качестве методологического основания всякого социологического исследования, в том числе направленного на теоретическое и эмпирическое описание журналистики как социального феномена.

Следующим шагом к овладению социологической культурой, формированию социологического мышления студента-журналиста станет постоянный интерес к изданиям, содержащим результаты конкретно-социологических исследований, в том числе к журналу «Социс». Самую свежую информацию, отражающую состояние массовых информационных процессов, поведение субъектов, участвующих в них, содержит научный журнал «Вестник Московского университета (серия «Журналистика»). И конечно же, особого внимания как источник, имеющий официальный статус, заслуживает ежегодный доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития». Содержащиеся в докладе данные подготовлены наиболее авторитетными исследовательскими структурами в области масс-медиа. Доклад можно найти на сайте ФАПМК.

Следует отметить, что в настоящее время общественный интерес к деятельности СМИ, проблемам их влияния на сознание людей чрезвычайно велик, что находит выражение, в частности, в развитии целого направления в журналистике – медиакритики. Практически во всех крупных изданиях есть разделы и рубрики, посвященные этой тематике. В материалах, размещаемых здесь, содержится анализ контента различных информационных каналов, сообщаются их рейтинги, отражается отношение аудитории к наиболее заметным выступлениям – путем публикации отзывов, поступающих на сайты СМИ. Систематическое знакомство с подобными материалами, их накопление в отдельном досье даст возможность студенту-вечернику обозревать широкую картину медиа-пространства, отслеживать происходящие в нем изменения.

Важнейшим условием глубокого усвоения знаний по изучаемой дисциплине – и это будет третий шаг в указанном направлении – является овладение категориально-понятийным аппаратом социологии журналистики. Целесообразно воспользоваться глоссариями в учебниках, тематическими словарями по социологии. Рекомендуется сравнить определения, приводимые в разных источниках, разобраться, какие в них есть отличия. Причем изучать категориально-понятийный аппарат рекомендуется не в алфавитном порядке, а выборочно, при прохождении соответствующей темы. Такой метод усвоения учебного материала будет более продуктивным.


Тематика рефератов

 

1. Исторический опыт отечественной школы социологии журналистики.

2. Основные концепции западной социологии журналистики о роли СМИ в жизни общества.

3. Объект и предмет социологии журналистики.

4. Категориально-понятийный аппарат социологии журналистики.

5. Программа конкретно-социологического исследования в сфере массовых информационных процессов: назначение и структура.

6. Системный подход – методологическая основа конкретно-социологических исследований в области журналистики.

7. Методы сбора эмпирической информации в ходе исследований журналистики.

8. Операциональные понятия и эмпирические показатели массовых информационных процессов.

9. Современная молодежная аудитория СМИ в зеркале социологического анализа.

10. Качественные характеристики аудитории.

11. Документ как объект социологического анализа.

12. Особенности социологического изучения контента СМИ.

13. Проблемно-тематический комплекс общеполитической газеты.

14. Социальная роль «желтой» прессы.

15. Опыт контент-анализа рекламного издания.

16. Мотивация деятельности журналиста областной газеты.

17. Журналистские кадры местной печати.

18. Блоги как современная форма редакционной почты.

19. Роль телевидения в формировании общественного мнения.

20. Приемы использования социологической информации в журналистской практике.


Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Социология журналистики как отрасль научного знания.

2. Предмет, структура, содержание социологии журналистики.

3. Динамика представлений социологов о роли средств массовой информации в жизни общества.

4. Исторический путь отечественной социологии журналистики.

5. Основные категории и понятия социологии журналистики.

6. Взаимодействие каналов массовой коммуникации как важнейшая особенность информационных процессов в современном обществе.

7. Задачи и содержание социологического анализа функционирования СМИ.

8. Журналистика и социология: грани сопряжения.

9. Инструментарий социологического исследования журналистики.

10. Технологические и социальные революции как фактор изменений в средствах и функциях журналистики.

11. Общественное мнение: сущность и структура.

12. Основные этапы формирования общественного мнения средствами массовой информации.

13. Журналистика как фактор социального управления.

14. Массово-информационная природа СМИ, типы информации.

15. Понятие «четвертой» власти. Роль и место СМИ в системе социальных институтов современного российского общества.

16. Средства массовой информации как объект и предмет социологического изучения.

17. Система средств массовой информации, основные тенденции их развития в настоящее время.

18. Тексты массовой информации и методика их анализа.

19. Контент-анализ отдельных акций в СМИ.

20. Аудитория СМИ как объект конкретно-социологического исследования.

21. Проблемы формирования молодежной читательской аудитории в современных условиях.

22. Тенденции в поведении аудитории СМИ.

23. Понятие «лидера мнений».

24. Редакция и журналист как объекты социологии журналистики.

25. Журналисты и их контрагенты – взаимодействие СМИ с гражданским обществом, властью и бизнесом.

26. Объективные и субъективные характеристики журналиста в процессе эмпирического исследования.

27. Непрофессиональные коммуникаторы и социологические традиции их изучения.

28. Задачи и методы изучения редакционной почты.

29. Социологическая литература и периодика, их использование в журналистской практике.

30. Эффективность воздействия СМИ на массовую аудиторию: понятия и показатели.

31. Программа конкретно-социологического исследования журналистики: структура, содержание.

32. Объект и предмет социологии журналистики.

33. Основные направления эмпирических исследований в области журналистики.

34. Выборка в конкретно-социологическом исследовании.

35. Формулирование проблемы в программе КСИ.

36. Понятие и содержание гипотезы в конкретно-социологическом исследовании.

37. Этапы конкретно-социологического исследования.

38. Методы сбора эмпирической информации в конкретно-социологическом исследовании.

39. Методика проведения наблюдения.

40. Виды наблюдений.

41. Контент-анализ: содержание и методика.

42. Единицы счета и единицы анализа в ходе проведения контент-анализа.

43. Классификация документов в социологическом исследовании.

44. Содержание и процедура массовых опросов.

45. Структура анкеты.

46. Характер вопросов в анкете.

47. Блок социально-демографических показателей в анкете.

48. Блок прогностической информации в анкете.

49. Представление результатов конкретно-социологического исследования.

50. Интерпретация полученных в ходе конкретно-социологического исследования результатов.

51. Эмпирические показатели включенности аудитории в массовые информационные процессы.

52. Социально-психологические особенности восприятия информации аудиторией.

53. Принципы и этапы формирования общественного мнения средствами массовой информации.

54. Особенности использования социологических данных в материалах СМИ.

55. Разновидности опросных методик в конкретно-социологическом исследовании аудитории.

56. Виды проблем в социологическом исследовании.

57. Сущность эксперимента как метода конкретно-социологического исследования.

58. Процедура шкалирования, виды шкал.

59. Способы графического отображения результатов социологического исследования.

60. Статистическая обработка результатов измерения социальных признаков в ходе эмпирического исследования в журналистике.

 

 

КОРНЕЕВ СТАНИСЛАВ ТРОФИМОВИЧ

кандидат философских наук, доцент

 

Федяева Анна Филипповна

кандидат психологических наук

 

ПРОГРАММА КУРСА

«СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»

 

по специальности 030601.65 Журналистика

 

Кировский филиал МГЭИ

610014, г. Киров, ул. Щорса, 66.

тел. (8332) 62-13-00

E-mail: mgei@mgei.kirov.ru

 

Отпечатано в типографии Кировского филиала МГЭИ

610014, Киров, ул. Щорса, 66

 


[1] В программе курса выделены курсивом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.046 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал