Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и способы плетения






Выделяют четыре основных вида плетения из со­ломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объ­емных плетенок.

Прежде чем приступить к плетению непосредствен­но из соломы, лучше потренироваться выплетать пле­тенки из разноцветных бумажных ПОЛОСОК.

 
 

 


Спиральное плетение (рис. 98). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный со­ломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и уклады­вается по спирали плотными витками. Толщина жгута зависит от размера изготавливаемого изделия, объем ко­торого формируется в процессе плетения. Жгутом, уклa­дываемым по спирали, наращивают объем в высоту, од­новременно сужая его или расширяя. Поэтому формы изделий, выполненных в технике спирального плетения, как правило, округлые, шарообразные или цилиндри­ческие, в основании - круглые или овальные.

Плетение любой емкости начинают с середины дна. Несколько тонких стебельков, сложенных вместе, об­матывают бечевкой и свертывают в маленькое кольцо (а). Обмотав кольцо несколько раз бечевкой, посте­пенно скручивают вокруг него оставшуюся часть жгу­та. После каждого оборота иголку подсовывают под очередной виток бечевки, расположенный на преды­дущей спирали (6). С увеличением диаметра выпле­таемого круга расстояния между витками бечевок уве­личиваются, поэтому, чтобы дистанция между витками была все время более или менее одинаковая, время от времени делают «холостые» обороты бечевки вокруг жгута, подцепляя после этого иголкой нужный виток бечевки.

Чтобы укладываемый жгут был достаточно проч­ным, его необходимо постоянно скручивать в одном направлении. Нужно также следить за тем, чтобы тол­щина жгута была всегда постоянной, вовремя добавляя новые пучки соломы. Толщину жгута удобно контро­лировать с помощью металлической или пластмассо­вой трубки (в).

Заканчивая работу над каждым изделием, остаток жгута подрезают так, чтобы он плавно переходил к тонкому концу (г). После этого его обматывают бечев­кой, и соединение жгута становится почти незаметным.

Чтобы сплести ручку или ажурный просвет в стенке сосуда, жгут обвивают лентой на протяжении 4 -7 см и затем прикрепляют к предыдущему ряду так, чтобы образовалась дуга. Можно повторить этот прием по всему ряду, а следующий ряд прикреплять к образо­вавшимся дужкам. Последний виток спирали оплета­ют лентой (бечевкой), как обычно, а затем, возвраща­ясь назад, заплетают просветы.

Если жгуты обматывают не очень толстыми бечев­ками или суровыми нитками, то вместо иглы удобно использовать специальный деревянный челнок. Его вы­резают из твердой древесины березы, груши, яблони, бука. На челнок наматывают довольно большой запас ниток, и это дает возможность оплетать соломенный жгут практически беспрерывно (д).

Укладывая жгуты спирально в одной плоскости, получают плоские круги различного диаметра, кото­рые могут служить подставками, ковриками. Если не­обходимо сплести блюдо, чашу или глубокую корзину, то в процесс е плетения каждый очередной виток жгута увеличивают или уменьшают в зависимости от формы. Желая сделать стенки сосуда цилиндрическими, жгу­ты одинакового размера наращивают по вертикали вверх. При увеличении диаметра каждого очередного витка сосуд расширяется, а при уменьшении - сужа­ется.

 

Прямое плетение (рис. 99). Прямое плетение схо­же с процессом изготовления полотна на ткацк6м стан­ке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину раз­глаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, за­тем с глянцевой стороны, операцию повторяют нес­колько раз, пока соломина не станет прямой лентой.

Полотняное переплетение ведут по схе-

ме а в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и кон­цы их приклеивают или прижимают прессом.

Приподнимают четыре соломины через одну и под них пер­пендикулярно нечетным соломинам укладывают пер­вую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вто­рую горизонтальную соломину и т. д. Соломины плот­но подгоняют друг к другу. Сушат плетенку под прес­сом.

При диагональном плетении (6) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину.

Поверхность плетенок, выполненных в технике пря­мого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Плоские плетенки. Плетение плоских плетенок поз­воляет получать из отдельных соломин плоские плете­ные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид плетенок, их прочность, жес­ткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бы­тового и декоративного назначения. По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двух­концовки, трехконцовки, четырехконцовки и т. д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Рассмотрим процессы выполнения следующих плос­ких плетенок: трехконцовки, четырех концовки, пяти­концовки, шестиконцовки, «зубатки».

При плетении всех этих плетенок нужно соблюдать

общепринятые правила:

*брать для плетения среднюю, равномерную по всей длине часть стебля соломины;

*соломины подобрать разной длины, чтобы они не кончались одновременно;

*плести плотно, так как при высыхании соломы пле­тение слабеет;

*наращивание следующей соломины производить пос­ле того, как заплетен стык предыдущей;

*наращивать соломину, вставляя один конец в дру­гой, либо накладывая один конец на другой на 2 см,

*либо зацепляя путем расщепления стебля;

*загибы краевых соломин фиксиро­вать точно под нуж­ным углом, прогла­живая их сильным движением пальцев;

*плетенки из от­дельных соломин плес­ти от себя, держа выплетенную часть на коленях;

*толстые плетен­ки можно плести к себе, предваритель­но закрепив соло­мины на столе;

*законченную пле­тенку прокатать де­ревянной скалкой до ее высыхания, чтобы она стала ровной и плоской.

 

Объемные плетенки. Их объемность достигается способами переплетения и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т. д. Исполь­зуют эти плетенки в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из соломки, для изготовления укра­шений (обручи на голову, браслеты, соломенные цветы и т. д.).

Наиболее простой и пластичной объемной плетен­кой является «цепочка» (рис. 105). Ее можно растя­нуть, сжать гармошкой, выложить в спираль. Запле­тается «цепочка» из одной соломины, которую сгибают под углом 450 (а). В результате концы ее окажутся под прямым углом друг к другу (6). Линию сгиба предусмотрительно следует сместить к одному из кон­цов, чтобы они были разной длины и наращивались не одновременно. На следующем этапе плетения левый

конец соломины сгибают под прямым углом (в). В свою очередь конец соломки, расположенный справа, тоже сгибают под прямым углом (г). Конец соломки, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз (д). И теперь уже другой конец соломки сгибают под прямым углом слева направо (е). Так делают до получения «цепочки» нужной длины. Наращивание осуществляют простым накладыванием соломин на их окончания.

 
 

 

 


Плетеные квадраты, многоугольники, ромбы ис­пользуются чаще всего для отделки шкатулок, офор­мления скульптуры, изготовления декоративных ук­рашений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них - квадрата (рис. 106). Начинают плести с изготовления каркаса {а). Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины, получая таким образом первую спираль квадрата (6 - к). Так же выполняют второй, третий и остальные витки. Когда заканчивается соломина, новую вставляют тонкой частью (вершинкой) в комелек кончающейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (л). Новую соломину огибаю вокруг стойки, зажимая конец старой. Закончив плетение, конец оплетки за­делывают под соломину, расположенную на противо­положной стороне квадрата См).

Форма каждого .многоугольника определяется фор­мой крестовины: для шестиугольника - это три пере­секающиеся соломины, для восьмиугольника - четы­ре. Поскольку каркас крестовины полностью оплета­ется соломкой, его можно сделать из проволоки, что очень удобно при закреплении квадратов и многоу­гольников на стенках деревянных или картонных шка­тулок. Квадрат или другая объемная фигура, сплетен­ная из соломы двух цветов, расположенных в опреде­ленном порядке, подчеркивает естественную красоту соломки, создает особый ритм.

 

 

       
 
 
   

 

 

       
   
 
 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал